Дело № 2- 103/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2015 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области
в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Жигаловой Ю.А.,
с участием:
представителя истца по доверенности от <данные изъяты> Шуиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
о признании права муниципальной собственности на жилое помещение,
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании права муниципальной собственности на жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> были зарегистрированы: Пономарёва Л.А. с <дата>, Павельева Н.Ю. с <дата>, Пономарёв Д.В. с <дата>, Пономарёв А.В. с <дата>. <дата> Пономарёва Л.А. умерла. С <дата> по данному адресу зарегистрированных граждан не значится. Вышеуказанное жилое помещение принадлежало Пономарёвой Л.А. на праве собственности на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от <дата>. Согласно письму нотариуса наследственное дело на Пономарёву Л.А. не заводилось. В права наследования на данное жилое помещение никто не вступил. Ссылаясь на положения статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит суд признать право собственности муниципального образования городское поселение <адрес> в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела по существу по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области на надлежащих – Пономарева Д.В., Пономарева А.В., Пономареву (Павельеву) Н.Ю.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Пономарев Д.В., Пономарев А.В., Павельева Н.Ю. (фамилия до брака Пономарёва) в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, не возражали в удовлетворении исковых требований.
Заслушав представителя истца Шуину Н.А., изучив материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, <адрес> числится за Пономарёвой Л.А. на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от <дата>, зарегистрированного в Комитете по управлению муниципальным имуществом, реестр № <номер>, зарегистрированного в ПТИ <дата>, книга <номер> реестр <номер> (справка ГУПТИ МО от <дата>).
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от <дата> отсутствует информация о зарегистрированном праве собственности на жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу.
Пономарёва Л.А. умерла <дата>.
По информации нотариуса Кандалакшского района Мурманской области Скляр Е.А. от <дата> наследственное дело на умершую <дата> Пономарёву Л.А. не заводилось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
После введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2002 года), пунктом 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Статьей 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации " предусмотрено, что впредь, до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Гражданского кодекса. Нормативные правовые акты, изданные до введения части третьей Гражданского кодекса, по вопросам, изложенным в части третьей Гражданского кодекса, могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" от 29 ноября 2007 года N 281-ФЗ, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте РФ - городе федерального значения Москве, - в собственность такого субъекта РФ. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования (ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 281-ФЗ).
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, а именно представленной истцом поквартирной карточкой на спорное жилое помещение, что на дату смерти Пономарёвой Л.А. в принадлежавшем ей на праве собственности жилом помещении были зарегистрированы её сыновья Пономарёв Д.В. с <дата>, снят с регистрационного учёта <дата>, и Пономарёв А.В. с <дата>, снят с регистрационного учёта <дата>.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом (пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Пономарёв Д.В. на дату смерти матери Пономарёвой Л.А. был зарегистрирован в принадлежавшем ей жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>. Кроме него в данном жилом помещении на дату смерти Пономарёвой Л.А. была зарегистрирована его дочь Пономарёва М.Д.
Пономарёв А.В. был зарегистрирован в жилом помещении <дата>, то есть уже после смерти матери, в поквартирной карточке указано отношение к нанимателю - «брат». Павельева Н.Ю. снята с регистрационного учета <дата>, то есть до смерти матери.
Следовательно, из всех наследников фактически вступил в наследование имущества после смерти матери Пономарёвой Л.А. Пономарёв Д.В.
При этом отказ Пономарёва Д.В. от наследства в виде жилого помещения, поданный в суд, правового значения не имеет, так как в силу пункта 2 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Сведений о том, что он обращался к нотариусу с заявлением об отказе от наследства суду не представлено.
Также суду не представлено доказательств того, что Пономарёв Д.В. обращался в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства, возможность подачи которого разъясняется в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании».
При таких обстоятельствах, отсутствуют установленные пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для признания имущества в виде жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> выморочным.
С учетом установленных обстоятельств дела, положений вышеперечисленных норм права, суд полагает исковые требования о признании права муниципальной собственности на жилое помещение не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в удовлетворении исковых требований к Пономареву Д.В., Пономареву А.В., Павельевой Н.Ю. о признании права муниципальной собственности на жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья Н.Ф.Пахарева