Дело № 2а-1619/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Смоленск 12 ноября 2020 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Мартыненко В.М.,
при секретаре Гуркиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску к Томенчуку А.Н. о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску (далее - ИФНС России по г. Смоленску/Инспекция/административный истец/взыскатель) обратилась в суд с административным иском кТоменчуку А.Н. о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2017 в общей сумме 5 326,07 руб., сославшись на следующие доводы.
Томенчук А.Н. состоит на учете в ИФНС России по г. Смоленску в качестве налогоплательщика и в силу ст. 57 Конституции России, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) обязан к уплате законно установленных налогов и сборов.
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 №87-З "О транспортном налоге" лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 НК РФ и ст. 3 указанного областного закона являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ на основании сведений, которые предоставляются в налоговый орган органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Томенчук А.Н. в 2018 году являлся владельцем зарегистрированных на его имя транспортных средств (далее-ТС):
- марки "ВАЗ 2109", госрегномер №;
- марки "ЛАДА 213100 LADA 4Х4", госрегномер № (3 месяца владения ТС в 2018 году);
- марки "ВАЗ 21110", госрегномер № (9 месяцев владения ТС в 2018 году).
В этой связи, Томенчуку А.Н. начислен транспортный налог за 2018 год со сроком уплаты до 02.12.2019 в размере 1 366,00 руб.
В установленный законом срок налог уплачен не был, в связи с чем и на основании ст. 69 НК РФ должнику направлены требования об уплате налога: №46755 от 24.06.2019, №11925 от 11.02.2020, начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 НК РФ Томенчук А.Н. признается налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
Как определено пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных названной статьей.
При этом, налоговая база в силу ст. 402 НК РФ в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 статьи 409 НК РФ (в редакции, действующей на момент начисления налога) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок исчисления суммы имущественного налога соответствует следующему расчету: (налоговая база*налоговая ставка)/доля в праве*налоговая ставка, за которую производится расчет.
В 2018 году Томенчук А.Н. обладал правом собственности на имущество:
- жилой дом по адресу: <адрес>
- жилой дом по адресу: <адрес> (доля в праве - 1/3).
В этой связи налогоплательщику был начислен имущественный налог за 2018 год в сумме 142,00 руб. по сроку уплаты до 02.12.2019.
В добровольном порядке налог не был уплачен, в связи с чем и на основании ст. ст. 75,69 НК РФ на недоимку начислены пени в сумме 13,11 руб., направлены требования об уплате налога №46755 от 24.06.2019, №11925 от 11.02.2020.
В соответствии со ст. 388 НК РФ Томенчук А.Н. в 2018 году являлся налогоплательщиком земельного налога, поскольку являлся владельцем земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговый период по земельному налогу согласно п. 1 ст. 393 НК РФ установлен как календарный год. Статьей 390 НК РФ определена налоговая база по земельному налогу как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу нормы ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительских органов муниципальных образований.
Сумма земельного налога согласно статье 396 НК РФ исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Томенчук А.Н. в 2018 году являлся собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (доля в праве-1/3).
В установленный налоговым законодательством срок, начисленный земельный налог в размере 2 152,00 руб. не был уплачен, в связи с чем и на основании ст. ст. 75,45,69 НК РФ на сумму недоимки начислены пени в размере 1 514,74 руб., направлены требования №46755 от 24.06.2019, №11925 от 11.02.2020 об уплате налога и о наличии задолженности.
Томенчук А.Н. с 25.02.2009 по 21.03.2013 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем и в силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, Томенчук А.Н. являлся плательщиком страховых взносов.
Инспекцией по утвержденным форматам в электронной форме был принят уточненный расчет по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее-ОМС) за расчетные периоды до 01.01.2017 по пеням и отражен в карточках "Расчеты с бюджетом" по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере,зачисляемые в ФОМС, на выплату ОМС, обязательного пенсионного страхования за периоды до 01.01.2017.
По причине образования у Томенчука А.Н. задолженности по обязательным страховым взносам, ему были начислены пени по страховым вносам на ОМС до 01.01.2017 в размере 12,08 руб., что отражено в требование №46755 от 29.06.2019.
Таким образом, на момент обращения ИФНС России по г. Смоленску с настоящим иском в суд сумма задолженности по транспортному налогу составляет 1 492,14 руб., в том числе: недоимка - 1 366,00 руб., пени - 126,14 руб.; задолженность по имущественному налогу составляет 156,11 руб., в том числе: недоимка - 142,00 руб., пени - 13,11 руб.; задолженность по земельному налогу составляет 3 666,74 руб., в том числе: недоимка - 2 152,00 руб., пени - 1 514,74 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в виде пени в размере 12,08 руб.
Неисполнение в добровольном порядке требования налогового органа об уплате задолженности по начисленным налогам и пеням, послужило причиной обращения Инспекции ФНС России по г. Смоленску в силу ст. 48 НК РФ к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске с заявлением о вынесении судебного приказа и ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи данного заявления.
Определением мирового судьи от 17.08.2020 было отказано в принятии заявления на выдачу судебного приказа.
На основании изложенного, Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску просит суд взыскать с Томенчука А.Н. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 12,08 руб.,
задолженность по земельному налогу в сумме 3 666,74 руб., в том числе: недоимка - 2 152,00 руб., пени - 1 514,74 руб.;
задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 156,11 руб., в том числе: недоимка - 142,00 руб., пени - 13,11 руб.;
задолженность по транспортному налогу в сумме 1 492,14 руб., в том числе: недоимка - 1 366,00 руб., пени - 126,14 руб. (л.д. 3-11).
Представитель административного истца - ИФНС России по г. Смоленску Гончарова Е.А., на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31,32) не возражала против проведения судебного разбирательства в отсутствии административного ответчика Томенчука А.Н., административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении.
Кроме того, Гончарова Е.А. поддержала свою позицию по существу заявленных требований, изложенную ранее в ходе судебных заседаний, в частности, что по требованию об уплате налога №46755 сумма задолженности не превысила три тысячи рублей, поэтому после того как было выставлено новое требование об уплате налога, сумма по которому превысила три тысячи рублей, Инспекцией обретено право на обращение в суд. На момент выставления первого требования права на обращение в суд не было.
Представитель ИФНС России по г. Смоленску не могла пояснить, по какой причине срок исполнения требования об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до 23.03.2020.
Доказательств того, что Инспекцией не утрачено право начисления пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017, представителем Инспекции в суд не представлено.
Решением суда от 03.09.2018 по делу № было отказано в удовлетворении административного иска о взыскании с Томенчука А.Н. земельного налога за 2014 год.
Гончарова Е.А. указала, что ИФНС России по г. Смоленску в 2019 году должна была обратиться с административным иском о взыскании с Томенчука А.Н. земельного налога за 2015-2016 г.г., однако, такими сведениями она не располагает.
Решением суда от 15.06.2020 было отказано во взыскании земельного налога за 2017 год, соответственно право начисления и взыскания пеней за 2017 год отсутствует.
Сумма задолженности по земельному налогу в размере 51,42 руб. была списана, и к взысканию ее не предъявляют.
Задолженность в размере 53,34 руб. должна быть также списана, но по неизвестной причине из данной суммы не списалось 35,00 руб. Представить суду соответствующий расчет Гончарова Е.А. не смогла.
Также Гончарова Е.А. подтвердила отсутствие доказательств, что административный истец не утратил право начисления пени по налогу на имущество за 2017 год.
По поводу доказательств неутраченного права начисления пени по налогу на имущество за 2015 год пояснить не смогла.
Иных дополнений и ходатайств от представителя административного истца не последовало.
Административный ответчик - Томенчук А.Н., будучи своевременно и надлежаще извещенным о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не прибыл, явку своего представителя не обеспечил, ходатайств какого-либо рода суду не представил (л.д. 75).
Ранее, в ходе судебных заседаний административный ответчик Томенчук А.Н. возражал против удовлетворения административного иска.
Представил письменные возражения на административный иск, в соответствии с содержанием которых полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению.
При этом административный ответчик не оспаривает факт принадлежности ему в 2018 году нескольких транспортных средств, сумму начисленного за 2018 год транспортного налога и срока его уплаты, но не согласен с суммой начисленных пеней по транспортному налогу, которые начислены начиная с 2011 года.
Томенчук А.Н. согласен уплатить пени, начисленные на транспортный налог лишь за 2018 год в размере 20,06 руб.
Также административным ответчиком не оспорено, что в 2018 году он являлся владельцем зарегистрированного на него имя недвижимого имущества, сумму начисленного имущественного налога в размере 142,00 руб., срок его уплаты, и факт просрочки уплаты налога в таком размере.
Однако, административный ответчик оспаривает начисление пеней на имущественный налог в той сумме, которая указана в административном иске. Полагает возможным уплатить пени за 2018 год по имущественному налогу в размере 2,09 руб. в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ.
Ответчик не оспаривает начисленную сумму по земельному налогу за 2018 год в размере 2 152,00 руб. Срок уплаты налога административным истцом не указан, но при этом Томенчук А.Н. ссылаясь на нормы Налогового кодекса РФ, указывает, что земельный налог за 2018 год должен быть уплачен в срок до 02.12.2019.
Оспаривает сумму начисленных на земельный налог пеней, в размере 1 514,74 руб. ввиду необоснованности.
Размер пеней, начисленных на страховые взносы на ОМС в размере 12,08 руб. оспаривает, расчет, по мнению Томенчука А.Н., недопустим и не должен приниматься судом во внимание.
Резюмируя свои доводы, Томенчук А.Н. считает, что обоснованно начислены налоги и пени за 2018 год, а именно:
- транспортный налог за 2018 год в размере 1 366,00 руб., пени в размере 20,06 руб.;
- налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 142,00 руб., пени в размере 2,09 руб.;
- земельный налог за 2018 год в размере 2 152,00 руб., а всего недоимка на сумму 3 660,00 руб., пени - 22,15 руб.
Томенчук А.Н. считает, что административным истцом по налоговому требованию №46755 от 24.06.2019 пропущен установленный законодательством срок для обращения с административным исковым заявлением.
Поскольку второе налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до 23.03.2020 имеется в материалах настоящего административного дела в виде неподписанной светокопии, у ответчика нет оснований доверять данному доказательству стороны административного истца, потому как срок исполнения требования указан в виде 41 дня. Исходя из материалов дела, следует, что срок на подачу административного искового заявления по требованию №11925 от 11.02.2020 истекает 23.09.2020, а истец обратился с настоящим иском 21.09.2020. В связи с изложенным, просил суд запросить из мирового суда документы, приложенные Инспекцией при обращении с заявлением о вынесении судебного приказа.
Кроме того Томенчук А.Н. обращает внимание суда на то, что административный истец в заявлении (л.д. 11 абз 1) указывает, что при обращении в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, т.е. Инспекция обратилась к мировому судье уже с пропуском срока обращения в суд.
На основании доводов, изложенных в возражениях на иск, Томенчук А.Н. просит отказать ИФНС России по г. Смоленску в удовлетворении административного иска к Томенчуку А.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 5 326,07 руб. в полном объеме ввиду пропуска, установленного законом срока исковой давности (л.д. 58-59).
Ранее в судебном заседании Томенчук А.Н. давал пояснения, аналогичные письменным возражениям, представленным в суд, в том числе относительно административного иска ИФНС России по г. Смоленску в части обращения к мировому судье о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Смоленску - Гончарова Е.А. указала на допущенную при составлении административного иска в этой части описку.
В ходе судебного заседания, состоявшегося 29.10.2020, административный ответчик указал на непредоставление ИФНС России по г. Смоленску доказательств того, что Инспекцией не утрачено право на начисление и взыскание пеней по земельному налогу за 2015, 2016 г.г., а также на начисление и взыскание пеней по налогу на имущество за 2015 год.
Иных дополнений и пояснений по существу рассматриваемого дела не представлено.
С учетом мнения представителя административного истца, и руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд определил, рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии административного ответчика.
Выслушав позицию представителя административного истца - ИФНС России по г. Смоленску, изучив письменные возражения административного ответчика Томенчука А.Н., его позицию, изложенную в ранее проведенных судебных заседаниях, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пунктов 1 и 3 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сборов, а также пеней и штрафа.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 6 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, более поздние по сравнению в установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
По административному исковому требованию ИФНС России по г. Смоленску о взыскании с Томенчука А.Н. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленных до 01.01.2017 в сумме 12,08 руб. (л.д. 11) судом установлено следующее.
В силу ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Согласно положений ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1).
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2).
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; со смертью физического лица - налогоплательщика; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подп. 1, 4, 5 п. 3).
Пунктом 5 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлены доказательства того, что ответчику были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в период до 01 января 2017 года и в принудительном порядке взысканы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 25.02.2009 до 21.03.2013 Томенчук А.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается сведениями об учете физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, представленными административным истцом (выписка из ЕГРИП) (л.д. 54-57).
Сведений о том, что в силу статьи 46 НК РФ на период нахождения Томенчука А.Н. в качестве индивидуального предпринимателя, с него были взысканы суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, административным истцом не представлено.
К тому же представитель Инспекции ФНС России по г. Смоленску в судебном заседании указал на отсутствие каких-либо доказательств того, что Инспекцией не утрачено право начисления и взыскания пени по страховым взносам на ОМС, начисленных за периоды, истекшие до 01.01.2017.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
Пунктом 11 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ предусмотрено, что положения п. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В данном случае Инспекцией не представлены доказательства того, что ответчику были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в период до 01 января 2017 года, которые были уплачены Томенчуком А.Н., либо взысканы с него в принудительном порядке.
В этой связи, при изложенных обстоятельствах, суд находит заявленное ИФНС России по г. Смоленску требование о взыскании с Томенчука А.Н. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленных до 01.01.2017, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
По заявленному ИФНС России по г. Смоленску требованию о взыскании с Томенчука А.Н. недоимки и пени по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2018 год установлено следующее.
Согласно статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу нормы ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами органов муниципальных образований.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании положений статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ имущество в виде иных зданий, строений, сооружений, помещений, расположенного в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.
В силу статьи 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы.
На основании положений статьи 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 НК РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом статей 359, 361, 362 НК РФ и статей 5, 6 Закона Смоленской области от 27 ноября 2002 года №87-3 "О транспортном налоге" на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В 2018 году Томенчук А.Н. являлся собственником объектов недвижимого имущества, а именно:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (доля в праве-1/3).
- жилого дома по адресу: <адрес>;
- жилого дома по адресу: <адрес> (доля в праве - 1/3),
а также собственником зарегистрированных на его имя транспортных средств, а именно:
- марки "ВАЗ 2109", госрегномер №;
- марки "ЛАДА 213100 LADA 4Х4", госрегномер № (3 месяца владения ТС в 2018 году);
- марки "ВАЗ 21110", госрегномер № (9 месяцев владения ТС в 2018 году).
Изложенные обстоятельства подтверждаются содержанием административного искового заявления, сведениями об имуществе налогоплательщика - Томенчука А.Н., сведениями филиала ФГБУ "<данные изъяты>" по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, содержанием направленного в адрес Томенчука А.Н. налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями ГИБДД УМВД России по Смоленской области (л.д. 3-11,19-20,22,42-46,48-53).
В этой связи, Томенчуку А.Н. начислен земельный налог в сумме 2 152,00 руб., имущественный налог в сумме 142,00 руб., транспортный налог в сумме 1 366,00 руб. со сроком уплаты не позднее 02.12.2020, о чем свидетельствует налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, направленное согласно списку заказных писем № в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22,23).
В связи с неуплатой в установленный налоговым законодательством срок земельного, транспортного и имущественного налога, на сумму недоимки, в силу ст. 75 НК РФ начислены пени, сумма которых по земельному налогу составляет 1 514,74 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 13,11 руб., по транспортному налогу в размере 126,14 руб., что указано в расшифровке задолженности налогоплательщика Томенчука А.Н. (л.д. 13-14).
Факт наличия в собственности ранее поименованного движимого и недвижимого имущества в 2018 году, начисленного земельного, транспортного и имущественного налога, ответчик не оспаривал, но указал на факт нарушения начисления пеней на недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 1 514,74 руб., расценил данный расчет необоснованным и не подлежащим исполнению и уплате, а начисленные пени по транспортному налогу расценил подлежащими уплате в размере 20,06 руб., по имущественному налогу в размере 2,09 руб.
Но при этом указал на пропуска срока обращения административного истца в суд с настоящими административными исковыми требованиями (л.д. 58-59).
Представитель административного истца указал в судебном заседании на отсутствие доказательств того, что Инспекция ФНС России по г. Смоленску не утратила право начисления пени по земельному налогу за 2014,2017 года.
Также Гончарова Е.А. подтвердила отсутствие доказательств, что административный истец не утратил право начисления пени по налогу на имущество за 2017 год.
По поводу доказательств неутраченного права начисления пени по налогу на имущество за 2015 год пояснить не смогла.
Изложенные выше обстоятельства подтверждены принятыми Заднепровским районным судом г. Смоленска решениями, а именно: решением по делу №2а-998/2020 об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Смоленску к Томенчуку А.Н. о взыскании недоимки и пени по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 год (л.д. 63-66). Решением по делу № об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Смоленску к Томенчуку А.Н. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2014 год (л.д. 60-62).
Согласно данным Государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие" (ГАС "Правосудие") решение суда по делу № не обжаловано и вступило в законную силу 28.07.2020, решение суда по делу № не обжаловано и вступило в законную силу 11.10.2018.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии со ст. 69 НК РФ, по причине неуплаты земельного, транспортного и имущественного налога в установленный налоговым законодательством срок, который указан в налоговом уведомлении, должнику направлено требование №46755 от 24.06.2019 о необходимости уплатить в срок до 23.09.2019 сумму начисленных пени в размере 681,50 руб., в том числе по земельному налогу (722,89 руб. +724,91 руб. +101,08 руб.), пени по транспортному налогу - 106,08 руб., пени по налогу на имущество физических лиц - 11,02 руб., пени по страховым взносам на ОМС, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 12,08 руб., пени по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФ РФ за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 2,76 руб. (л.д. 15).
О направлении налогового требования свидетельствует список заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
22.02.2020, как следует из списка заказных писем №, в адрес Томенчука А.Н. направлено требование №11925 от 11.02.2020 о необходимости погасить в срок до 23.03.2020 задолженность за 2018 год по транспортному налогу (недоимка - 1 366,00 руб., пени - 20,06 руб.), по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (недоимка - 142,00 руб., пени - 2,09 руб.), по земельному налогу за 2018 год (недоимка - 2 152,00 руб., пени - 31,60 руб.), из которых общая сумма недоимки - 3 660,00 руб. общая сумма пени - 53,73 руб.
Также справочно указано, что за Томенчуком А.Н. числится общая задолженность в сумме 13 972,87 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 11 367,00 руб. (л.д. 16,18).
Как видно из расчета сумм пени, включенных в требование по уплате налога №11925 от 11.02.2020, сумма начисленных пени по земельному налогу за 2018 год, вошедших в требование №11925 от 11.02.2020 составляет 31,60 руб., по транспортному налогу за 2018 год - в размере 20,06 руб., по налогу на имущество физических лиц - в размере 2,09 руб. (л.д. 24 оборот).
Доказательств наличия права начисления и взыскания пеней по земельному, транспортному и имущественному налогу, не вошедших в требование №11925 от 11.02.2020 административный истец суду не представил.
Поскольку сведений о получении Томенчуком А.Н. направленных в его адрес налогового уведомления и налоговых требований суду не представлено, суд исходит из содержания требования №11925 от 11.02.2020, в соответствии с которым срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам истекает 23.09.2020.
По ходатайству ответчика судом были запрошены у мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске документы, приложенные Инспекцией при обращении с заявлением о вынесении судебного приказа.
В соответствии с ответом мирового судьи, копия определения мирового судьи от 17.08.2020 об отказе в принятии заявления, вместе с заявлением и приложенными к нему документами, 28.08.2020 были направлены в адрес ИФНС России по г. Смоленску (л.д. 76-80).
Оснований не доверять данному доказательству стороны административного истца, потому основанию, что срок исполнения требования №11925 от 11.02.2020 указан в виде 41 дня, у суда не имеется.
Поскольку, должником Томенчуком А.Н. не исполнено требование налогового органа о погашении задолженности по налогам и сборам, ИФНС России по г. Смоленску в силу ст. 48 НК РФ обратилась к мировому судье судебного участка № в г. Смоленске о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Томенчука А.Н. недоимки по налогам и пени в сумме 5 326,07 руб.
Определением мирового судьи от 17.08.2020 в принятии заявления ИФНС России по г. Смоленску в выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам с Томенчука А.Н. отказано, в связи с поступившими 17.08.2020 от Томенчука А.Н. возражениями относительно заявленных Инспекцией требований, что свидетельствует об их спорном характере (л.д. 78).
Таким образом, с учетом перечисленных обстоятельств, налоговым органом - ИФНС России по г. Смоленску шестимесячный срок обращения в мировой суд для взыскания задолженности по налогам не пропущен.
В соответствии с главой 32 КАС РФ административный истец обратился 21.09.2020 в Заднепровский районный суд г. Смоленска с тем же требованием и к тому же административному ответчику без пропуска срока, установленного законом (л.д. 3-11).
Доводы административного ответчика относительно того, что при обращении Инспекции ФНС России по г. Смоленску к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, суд расценивает несостоятельными, потому как представитель административного истца в ходе рассмотрения настоящего дела указал на наличие описки при составлении административного иска в этой части.
Очевидно, что в административном иске, поданном в Заднепровский районный суд г. Смоленска, административным истцом допущена описка в части обращения в мировой суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, что подтверждается содержанием определения мирового судьи об отказе в принятии заявления ИФНС России по г. Смоленску от 17.08.2020, в котором ничего не изложено о заявленном ходатайстве о восстановлении срока для обращения в мировой суд (л.д. 78).
В этой связи, при изложенных обстоятельствах, суд находит заявленное ИФНС России по г. Смоленску требование о взыскании с Томенчука А.Н. недоимки и пени по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год подлежащим удовлетворению частично.
Согласно частей 1 и 2 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона, в размере 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 01.01.2017 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 1 386 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░. 06 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ - 1 366 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ - 20 ░░░. 06 ░░░.; ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 2 183 (░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░. 60 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ - 2 152 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ - 31 ░░░. 60 ░░░.; ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 144 (░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 09 ░░░.. ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ - 142 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ - 02 ░░░. 09 ░░░., ░ ░░░░░ 3 713 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░. 75 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░. 00 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2020 ░░░░.