24ОS0000-01-2020-000445-96 Дело № 3А-623/2020
010а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Федорченко М.С.,
административного истца Горейнова К.П. и его представителя Ключук Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горейнова Константина Петровича о признании недействующими: Приложения Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж) к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне рекреационного назначения «Озелененные территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа); Приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «зона городской рекреации» (Р-3),
У С Т А Н О В И Л:
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета» (далее – Решение от 13 марта 2015 года № 7-107) утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск, являющийся приложением к данному Решению (далее – Генеральный план).
Приложением № 1 к Решению от 13 марта 2015 года № 7-107 является Положение о территориальном планировании, приложением № 3 - Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж), на котором установлены функциональные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 13 марта 2015 года № 7-107 было подписано Главой города Красноярска и опубликовано 25 марта 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 40, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования - 25 марта 2015 года.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 07 июля 2015 № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).
Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 07 июля 2015 № В-122 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102 и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15 июля 2015 года.
Горейнов К.П. обратился с административным иском о признании недействующими с даты вступления решения суда в законную силу: Приложения Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж) к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне рекреационного назначения «Озелененные территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа); Приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «зона городской рекреации» (Р-3).
Требования мотивированы тем, что административный истец с 20.06.2017 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также жилого дома расположенного на данном земельном участке.
Первоначально данный земельный участок был предоставлен в аренду для строительства индивидуального жилого дома в 2013 году, в 2015 году жилой дом был построен, в последующем земельный участок был выкуплен, с видом разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки.
15 января 2019 года Горейнов К.П. обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома. 24 января 2019 года за № Г-192-ек Департамент градостроительства администрации г. Красноярска вынес Горейнову К.П. уведомление о несоответствии поданного им уведомления установленным параметрам, поскольку согласно Правилам землепользования от 07.07.2015 года № В-122, земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона городской рекреации» (Р-3).
Установление оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении указанного земельного участка функциональной зоны- озелененные территории общего пользования и территориальной зоны- зона городской рекреации (Р-3), нарушает права административного истца на использование земельного участка по назначению и противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которого границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Административный истец и его представитель в судебном заседании, уточненные требования административного искового заявления поддержали, по основаниям и доводам изложенным в нем.
Красноярский городской Совет депутатов обратился к суду с письменных ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Согласно ранее представленного отзыва, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме и содержанию, не противоречат нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу. Административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются его права.
Глава города Красноярска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах не сообщил, ходатайств не представил.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Красноярского городского Совета депутатов и Главы города Красноярска, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.
Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Федорченко М.С. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедура подготовки и принятия генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений определена статьями 24-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Генеральный план и Правила землепользования и застройки были подготовлены в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 24-25 и 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приняты уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписаны Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликованы для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступили в законную силу со дня их официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).
Судом установлено, что административный истец с 20.06.2017 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также жилого дома расположенного на данном земельном участке (т.1 л.д.95-97, 110-112).
12 августа 2015 года администрацией г. Красноярска было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, на указанном земельном участке (т.1 л.д.100-102), на основании пункта 2 статьи 53 Правил землепользования и застройки, согласно которого арендатору (собственнику) земельного участка предоставлялось право в течение года, со дня вступления в законную силу Правил землепользования и застройки, получить разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, при условии наличия действующего градостроительного плана земельного участка, предусматривающего возможность строительства.
В 2015 году жилой дом был построен, в последующем земельный участок был выкуплен, с видом разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки.
15 января 2019 года Горейнов К.П. обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома. 24 января 2019 года за № Г-192-ек Департамент градостроительства администрации г. Красноярска вынес Горейнову К.П. уведомление о несоответствии поданного им уведомления установленным параметрам, поскольку согласно Правилам землепользования от 07.07.2015 года № В-122, земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона городской рекреации» (Р-3) (т.1 л.д.98-99).
Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) от 13.07.2020 года, Генеральным планом (приложение № 1 и приложение № 3 к Решению от 13.03. 2015 года № 7-107) земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной зоне- озелененные территории общего пользования. Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07.07.2015 № В-122) в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена территориальная зона- зона городской рекреации (Р-3) (т.1 л.д.142-143).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь территориальное планирование в соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков посредством строительства и реконструкции находящихся на участках объектов строительства ограничиваются требованиями градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, а также защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
На основании части 1 статьи 9, части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов, как документы территориального планирования муниципальных образований, в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, также должны разрабатываться исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в согласовании прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки с иными названными в законе целями, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Оспариваемыми нормативными правовыми актами, земельный участок с кадастровым номером №, ранее предназначенный для строительства индивидуального жилого дома, на дату его приобретения административным истцом был отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа) и территориальной зоне городской рекреации (Р-3).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1, частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); на земельные участки в границах таких территорий градостроительные регламенты не распространяются.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из положений статьи 35 Правил землепользования и застройки города Красноярска следует, что к территориальным зонам рекреационного назначения относятся территории, занятые лесопарками, скверами, парками, городскими садами, а также территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, на которых размещение жилых домов не допускается.
Таким образом, изменения, внесенные оспариваемыми нормативными правовыми актами, ограничивают право административного истца на использование земельного участка в соответствии с его предыдущим назначением, поскольку установленные в пределах данного участка функциональная и территориальная зоны не предусматривают осуществление строительства индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. № 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
Поскольку, на дату разработки и утверждения Генерального плана города Красноярска, земельный участок с кадастровым номером №, был покрыт высокоплотной растительностью, то оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении него правомерно были изменены функциональная и территориальная зоны, в целях сохранения озелененной территории, для организации мест отдыха граждан.
Доводы административного истца о нарушении его прав принятием оспариваемых нормативных правовых актов, суд считает несостоятельными, поскольку на дату возникновения у него права собственности на земельный участок с кадастровым номером № (20.06.2017 года), функциональные и территориальные зоны в отношении указанного земельного участка уже были изменены, приобретая данный земельный участок в собственность административный истец должен был знать об ограничениях при его использовании.
Кроме того, в силу положений пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельный участок с кадастровым номером №, поскольку он относится к территории общего пользования, в связи с чем, являются необоснованными доводы стороны административного истца о нарушении его прав установлением градостроительного регламента в отношении данного земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты в соответствии с требованиями законодательства и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного искового заявления Горейнова Константина Петровича о признании недействующими: Приложения Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж) к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне рекреационного назначения «Озелененные территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа); Приложения № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне «зона городской рекреации» (Р-3)- отказать.
Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 02 ноября 2020 года.