Решение по делу № 2а-1560/2022 от 24.03.2022

Дело № 2а-1560/2022

УИД 11RS005-01-2022-001849-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,

при секретаре Писаревой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте 16 июня 2022 года административное дело № 2а-1560/2022 по исковому заявлению Цораева А.В. к Федеральному лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 18 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации,

установил:

Цораев А.В. обратился в Ухтинский городской суд к ФКЛПУ Больница №18 УФСИН России по РК (далее Б-18) о признании действий, выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, взыскании компенсации в размере 2000000 рублей.

В обоснование требований указал, что <...> г. был этапирован в Б-18 для переосвидетельствования и прохождения врачей по .... группе инвалидности. По прибытии истец несколько часов содержался в терапевтическом отделении корпуса №1. Далее истца перевели в туберкулезное отделение №2 корпуса №4. <...> г. истца поместили в туберкулезное отделение №3 корпуса №4а. В указанном отделении было слабое освещение, высокая влажность, отвратительный запах. Металлические кровати старые, перекрашенные, тумбочки, у которых вышел срок эксплуатации, постельные принадлежности в плохом состоянии, с пятнами, зашитые, одеяло тонкое, подушки и матрас были уплотнены, заштопаны, грязные. Горячей воды не было. В палате отсутствовало естественное дневное освещение, палата оборудована лампой на потолке. Стекла местами отсутствовали, грязные. В палате отсутствовала какая-либо вентиляция. Больные курили прямо в палате. Ремонта не было, доски на полу местами сгнили, под полом трупы крыс. Стены местами облупились. В палате отсутствовала радиоточка, личные вещи хранились под кроватями, на вещевом складе плесень, сырость, грибок. В столовой пища отвратительного качества, при ее приготовлении использовались испорченные и низкокачественные продукты, свежие овощи не выдавали, норма мяса и рыбы занижена. В столовой места не хватало ни для приема пищи, ни для просмотра телевизора. Разделения на больных и здоровых не было. У истца не было мыла, туалетной бумаги, зубной пасты, зубной щетки. В помывочной лейки отсутствуют, приватности не было, вентиляция отсутствовала. На потолке грибок и плесень, больные и здоровые осужденные мылись вместе. Стены и потолок туалета с плесенью и грибком. В локальном участке для прогулки солнечный свет не поступал. Истец был вынужден стирать постельные принадлежности самостоятельно, стиральный порошок не выдавали, сушильное помещение отсутствовало. Прохождение медицинских процедур осуществлялось вместе с больными. Из-за созданных ответчиком условий истец испытывал страх заболеть снова туберкулезом.

В письменном дополнении от <...> г. в части принятой судом, истец указал, что в корпусе 4а отделения №3 нет парикмахерской, библиотеки, стола для написания писем, бака для питьевой воды, в кухне нет шкафов, комнаты для хранения продуктов питания со стеллажами для хранения продуктов, комнаты для хранения личных вещей со стеллажами, комнаты быта, нет ногомойника, лампы для кварцевания.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 25.04.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.

Определением от 19.05.2022 в качестве заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Истец извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствует. Ходатайство о проведении ВКС на <...> г. судом отклонено в виду отсутствия технической возможности у суда. Оснований для отложения судебного заседания суд не усматривает. Ранее в судебном заседании, проведенном посредством ВКС, истец на исковых требованиях настаивал.

Представители ответчиков, заинтересованного лица в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом. В отзыве Б-18 исковые требования не признала.

Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.

Статьей 55 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 11 УИК РФ).

Из материалов дела следует, что Цораев А.В. в период с <...> г. по <...> г. находился в туберкулезном отделении №3 корпусе №4а с диагнозом «.....

Согласно справке Б-18 Цораев А.В. находился в палатах с <...> г., с <...> г. - №8, где содержалось 2 человека, с <...> г. – палата №7 с содержанием в ней до 2 осужденных.

Между тем, ответчик в отзыве указал, что с <...> г. истец пребывал в палате №9, а с <...> г. в палате №9.

В судебном заседании истец указал, что в указанных палатах содержалось по 2 человека.

Согласно п.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Согласно данным технического паспорта палаты №8 и №9 имеют площадь 13,22 кв.м. и 20,52 кв.м. соответственно.

Учитывая изложенное, норматив площади на одного осужденного был соблюден Б-18.

В силу ч. 2 и ч. 3 ст. 99 УИК РФ, осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Приказом ФСИН России от 27.07.2006г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что палата оборудуется кроватью металлической, тумбочкой прикроватной, табуретом, столом, вешалкой настенной, умывальником, ведром, занавесками.

В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).

В соответствии с п. 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:

- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;

- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Согласно пункту 11 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны быть достаточно велики для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции.

Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (утратившим силу с 01.03.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1631, но действовавшим на период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.

Согласно пункту 4 статьи 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Ответчик в отзыве указал, что палаты №8 и №9 корпуса 4а оборудованы согласно приказу Минюста №512 от 27.07.2006, вся мебель находится в исправном состоянии. В палатах №8 и №9 окно имеет размеры 130см.х90 см. и 130смх100см, соответственно, окна и форточка находятся в исправном состоянии, все стекла целы. На потолке имеется светильник на 4 лампы, полы и стены ровные, линолеум в рабочем состоянии. Приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением отсутствует, но отсутствие вентиляции восполнено возможностью естественного проветривания, для чего помещения оборудованы форточками и вентиляционными отверстиями. Пунктом 4.7. СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» закреплено положение о естественной вентиляции жилых
помещений путем притока воздуха через форточки. Карточка вещевого довольствия отсутствует, поскольку Цораев А.В. за выдачей довольствия не обращался. Кровати и тумбочки периодически обновляются. Кабинок в душевом отделении не имеется. Предписаний в отношении ненадлежащей обработки посуды не вносилось. Площадь столовой составляет 42,9 кв.м., в столовой находится 6 столов, 5 стульев, 2 деревянные скамьи, 1 холодильник, 1 микроволновая печь, 1 электрический чайник, 1 чайник, 1 бак с водой, 1 телевизор, 1 тумбочка под телевизор с книгами. В корпусе 4а расположены два туалета: первый туалет оборудован 1 умывальником и 2 унитазами, второй - 2 умывальниками, 1 унитазом, 1 водонагревателем, санитарное состояние удовлетворительное. Корпус №4а оборудован прогулочным двориком размерами 5,5мх17 м. Вещевой склад состоит из двух помещений площадью 3,3 кв.м. и 6,2 кв.м., находится в работоспособном состоянии и может использоваться по назначению. Стиральный порошок в спорный период времени у учреждения имелся и мог быть предоставлен истцу по его требованию. Корпус № 4А обеспечен помывочным помещением (душевая) с
горячим водоснабжением. В помывочном помещении оборудованы две лейки
находящиеся в работоспособном состоянии. Имеется окно с форточкой для естественной
вентиляции. Помимо форточки, над входом имеется вентиляционное отверстие,
справа от которого светильник. Больные осуществляют гигиенические процедуры в
четверг и воскресенье. В период нахождения в Б-18 УФСИН России по Республике Коми осужденного Цораева А.В. радиоточек и усилителей в Корпусе № 4А не было. Осужденные и лица находящиеся под стражей в тот период времени использовали собственную аппаратуру для получения радиосигнала.

В палате №9 в потолок вмонтирован светильник дневного света на 4 люминесцентные лампы по 16W. Согласно прилагаемым техническим сведениям световой поток каждой подобной лампы составляет 950Лм, что достаточно для площади в 16,6 кв.м. В палате №8 в потолок вмонтирован светильник дневного света на 2 люминесцентные лампы по 21W, световой поток каждой составляет 1660 Лм.

Лампы для кварцевания располагаются над входной дверью. Кварцевание осуществляется медицинскими сотрудниками Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России регулярно.

Питание осужденных организовано, согласно с нормами питания, постановления
правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах

питания и материально-бытового обеспечения осужденных
к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в
следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах
временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
Российской Федерации и Пограничных органов федеральной службы безопасности,
лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных
органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и
приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении
повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов
питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а
также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в
следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное
время». С 2016 года питание осужденных осуществляется в соответствии с Приказом
Федеральной службы исполнения наказаний от 02.09.2016 г. N 696 "Об утверждении
Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых,
содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Закладка продуктов питания проводится в присутствии дежурного помощника
начальника колонии ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми. Пища
готовится отдельно три раза в сутки по утвержденным раскладкам. Качество
приготовления пищи удовлетворительное, калорийность в норме, разнообразие блюд
поддерживается. Качество и калорийность готовых блюд по всем нормам питания, а также
санитарное состояние столовой проверяется медицинской и тыловой службой
учреждения. Продуктов с истекшим сроком хранения, и испорченных продуктов в
столовую ФКЛПУ Б -18 УФСИН России по Республике Коми не поступает.
Приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня. В
отношении ФКЛПУ Б -18 УФСИН России по Республике Коми контролирующими
органами осуществляются регулярные проверки, в том числе и по вопросам питания
осужденных. Нарушений не выявлено

Из акта проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от <...> г. .... следует, что питание организовано по пяти нормам согласно требований Постановления правительства РФ от 11.04.2005 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лицах в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и Приказа Минюста России от 26.02.2016 №48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Хранение продуктов упорядочено. Продуктов с истекшим сроком реализации на складе не обнаружено. Дезобработка постельных принадлежностей и личных вещей проводится по эпидемиологическим показаниям и в плановом порядке. В ходе проведения проверки МСЧ-11 проверены, в т.ч. туберкулезное подразделение №3.

Из ответа Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях за <...> г. следует, что в адрес ФКЛПУ Б-18 внесение представлений по вопросам о нарушении условий содержания осужденных в туберкулезном отделении №3 корпуса 4а, не ставилось.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, в т.ч. фотографии, ведомости раскладки акты о списания мягкого и хозяйственного инвентаря, оборотно- сальдовые ведомости, суд приходит к выводу, что довод истца о не обеспечении его предметами личной гигиены, отсутствии радиоточек в палатах нашел свое подтверждение.

Доказательств того, что в указанных им помещениях был грибок, мягкий инвентарь ненадлежащего состояния, мебель с истекшим сроком эксплуатации, отсутствовало естественное освещение и недостаточное искусственное освещение, нарушенный микроклимат, вонь от трупов разложившихся крыс, ненадлежащее состояние стен в палатах, туалетах, помещении для помывки осужденных, ненадлежащее качество еды, о не выдаче истцу стирального порошка в материалах дела не имеется.

Осужденный при прибытии в Б-18 был обеспечен вещевым довольствием, его несогласие с состоянием обменного фонда, который проходит соответствующую обработку, не нарушает право осужденного на материально-бытовое обеспечение.

Кроме того, в силу пункта 3808 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 4 после выписки больного из отделения прикроватную тумбочку, кровать обрабатывают дезинфицирующим раствором. Постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) подвергают камерной дезинфекции. При наличии на матрасах влагонепроницаемых чехлов их протирают растворами дезинфицирующих средств.

Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утв. приказом Минюста Российской Федерации от 08.11.2001 N 18/29-395, предназначенной для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, установлено, что помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья (пункт 5.1), санитарная обработка включает в себя помывку осужденных в бане с мылом и мочалкой с обязательной сменой постельного и нательного белья (при педикулезе - обработку волосистых покровов), дезинфекцию, дезинсекцию личной одежды и постельных принадлежностей (подушек, матрасов, одеял) в дезинфекционной камере (пункт 5.6), при поступлении больных в лечебные учреждения в приемном отделении они проходят полную санитарную обработку. Для этого им выдается мыло, чистая мочалка, которую после использования обеззараживают, сушат и хранят в чистой маркированной посуде (пункт 5.12), помывка больных, находящихся на излечении в лечебных учреждениях, и смена им белья производится в соответствии с медицинскими показаниями, но не реже одного раза в неделю.

Приведенной Инструкцией не предусмотрено установление перегородок между душевыми лейками, их отсутствие не свидетельствует о недостаточной приватности и уединении, поскольку является частью механизма, обеспечивающего безопасность осужденных, персонала учреждения, в целом режима содержания.

Согласно Приложению №4 Приказа ФСИН России №512 от 27.07.2006 «Нормы обеспечения мебелью, инвентарем, и предметами хозяйственного обихода медицинских частей учреждения, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» помещения библиотеки, парикмахерской, кухни, комнаты для хранения продуктов, хранения личных вещей, быта, сушилки, бак для питьевой воды, ванны для помывки ног не предусмотрены.

Однако корпус 4а имеет камеру для хранения личных вещей, которая оборудована полками для хранения личных вещей, библиотеку, общую для всех осужденных, комнату для приема пищи, бак для питьевой воды, что подтверждается фотографиями.

В соответствии с пунктом 133 ныне действующих Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста № 295 от 16.12.2016 (далее – Правила) в ЛПУ изолированно осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний.

В ответе от <...> г. Управлением организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России указано, что санитарное состояние объектов Б-18 контролируется сотрудниками филиала ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России при проверках санитарно-противоэпидемиологического и температурного режимов (последняя проверка проведена <...> г.) и оценивается как удовлетворительное. Принципы раздельного содержания больных соблюдаются в учреждениях Б-18 в полном объеме.

Справкой .... туботделения №3 Т.. подтверждается, что при принятии пищи бациллярные больные принимают пищу в столовой, абациллярные принимают пищу в палатах. Для просмотра телевизора в отделении для бациллярных и абациллярных больных имеются отдельные комнаты. Медицинские процедуры проводятся бациллярным и абациллярным больным в разное время, согласно расписанию.

Приказами .... от <...> г. и .... от <...> г. определены места для курения в Б-18, для корпуса 4а – прогулочный дворик, в остальных местах курение запрещено, поэтому довод истца о курении в палатах судом отклоняется.

Приказом Минюста РФ от 02.06.2003г. №130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).

Согласно пункту 20.1 Инструкции здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в т.ч. СНИП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции). Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным.

Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

Для поддержания удовлетворительной степени личной гигиены недостаточно еженедельной двухразовой помывкой, в связи с чем администрацией исправительного учреждения должны были быть приняты дополнительные компенсационные меры.

Как указано в отзыве ответчика горячее водоснабжение установлено в помывочном отделении, где осужденные 2 раза в неделю – четверг и воскресенье осуществляют гигиенические процедуры. При этом в туалете отделения имеется водонагреватель, наличие которого подтверждается бухгалтерскими документами о принятии его на баланс учреждения в <...> г. и фотографиями.

Соответственно, ответчиком приняты компенсационные меры, в том числе путем размещения в свободном доступе водонагревательного прибора.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По смыслу приведенных норм возможность возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина, законом предусмотрена в случае установления вины государственных органов или должностных лиц в причинении данного вреда, наличии причинно-следственной связи между их незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.

В соответствии со статьей 151 ГГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно пункту 1 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 указанного постановления Пленума). Из приведенных правовых норм и разъяснений по их применению следует, что обязательным условием удовлетворения требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

При этом следует учитывать, что согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Таким образом, для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда требуется установить, что допущенное администрацией мест лишения свободы нарушение было существенным, подвергало истца страданиям и унижениям в крайней степени, влекло угрозу его жизни, здоровью и благополучию, свидетельствовало о бесчеловечном, унижающем достоинство содержании.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд в соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ учитывает характер и объем допущенных нарушений, их продолжительность, непреднамеренный характер нарушений со стороны ответчиков, обращение в суд спустя более 3 лет после начала периода нарушения его прав свидетельствует о том, что характер и степень нравственных переживаний не являлись для истца значительными и считает отвечающей принципу разумности и справедливости сумму компенсации в 5 000 рублей.

Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Таким образом, причиненный истцу моральный вред подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности, за счет средств казны Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК в связи с изложенным суд полагает необходимым отказать.

Довод ответчика о пропуске срока на подачу искового заявления суд отклоняет.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Таким образом, Цораев А.В. в настоящее время находится в условиях лишения свободы, и оспаривает действия административных ответчиков, нарушившие, по его мнению, условия содержания в ФКЛПУ Б-18 в период с <...> г., что в свою очередь, свидетельствует о длящемся характере правоотношений, оснований для вывода о пропуске трехмесячного срока обращения в суд, не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Цораева А.В. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Цораева А.В. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению Больница №18 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 22.06.2022

Судья Е.В.Савинкина

2а-1560/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Цораев Арсен Владимирович
Ответчики
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК
ФСИН России
Другие
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Савинкина Елена Владимировна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
24.03.2022Регистрация административного искового заявления
24.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее