Дело № 2а-1542/2020
УИД 32RS0001-01-2020-000930-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 г. г. Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Максимовой Е.А.,
при секретаре Моисеенко Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Войтенко Андрею Станиславовичу о взыскании налоговой задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что административный ответчик Войтенко А.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
Административным ответчиком не исполнена обязанность по оплате налогов за 2015-2016 гг.
Требования об оплате налоговой задолженности ответчиком не исполнены.
На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика Войтенко А.С. налог на имущество физических лиц за 2015 год: пеню в размере 1214,12 руб., транспортный налог за 2015 год в размере 1408,00 руб., пеню в размере 266,57 руб., земельный налог за 2015 год в размере 1813 руб., пеню в размере 228,17 руб., на общую сумму 4929,86 руб.
Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
Представитель административного истца - ИФНС России по г. Брянску, административный ответчик Войтенко А.С., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Налоговые органы, как следует из подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Войтенко А.С. является собственником объекта незавершенного строительства, земельного участка и транспортных средств:
ИФНС России по г. Брянску ответчику начислен:
- транспортный налог за 2015 год в отношении транспортных средств ВАЗ 2107», гос. номер №, в сумме 518,00 руб., ВАЗ 21124, гос. номер №, в сумме 890,00 руб.,
- земельный налог за 2015 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 636 руб.,
- налог на имущество физических лиц за 2015 год в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 6899 руб.
В адрес Войтенко А.С. направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ответчика также направлялось уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога за 2016 г. в общем размере 1408 руб., земельного налога в размере 1813 руб.
В связи с неисполнением обязанности по оплате налогов в установленный срок, административным истцом направлялось Войтенко А.С. требование об уплате налоговой задолженности № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате налоговой задолженности № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, требования не исполнены.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок в адрес налогоплательщика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчиком не исполнены.
ИФНС по г. Брянску обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Войтенко А.С. налоговой задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 66 Бежицкого судебного района г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по г. Брянску отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Войтенко А.В. налоговой задолженности, в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения.
Установленный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности, с учетом положений ч. 2 ст. 48 НК РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
С настоящим административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ одновременно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Разрешая ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Под уважительными причинами пропуска процессуального срока понимаются обстоятельства объективного характера, не позволившие лицу совершить в установленный срок определенные действия при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Между тем, ИФНС России по г. Брянску не приведено доводов и не представлено доказательств наличия обстоятельств, повлиявших на своевременное обращение в суд для взыскания с ответчика налоговой задолженности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Поскольку судом не установлены причины, объективно препятствовавшие взыскателю обратиться с заявлением о взыскании с Войтенко А.С. налоговой задолженности в установленные законом процессуальные сроки, которые не могли быть преодолены по независящим от взыскателя обстоятельствам, суд признает отсутствие уважительных причин пропуска срока для обращения налогового органа в суд, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения заявленного административным истцом ходатайства о восстановлении срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку на дату обращения с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган утратил право на принудительное взыскание с ответчика суммы налоговой задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения, учитывая непредставление налоговым органом доказательств уважительности пропуска указанного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2020 ░.