Решение по делу № 2-4616/2021 от 15.04.2021

Дело № 2-4616/2021

УИД: 11RS0001-01-2021-006294-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием представителя ответчика Макеевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2021 года гражданское дело по иску Яковлевой Елены Юрьевны к Государственному Учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в страховой стаж в льготном исчислении, назначении пенсии

установил:

Яковлева Е.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее – УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)) о признании незаконным решения в части включения периода работы с 01.08.1986 по 30.03.1992 в стаж в календарном, а не льготном исчислении, возложении обязанности включить данный период работы в стаж с учетом льготного порядка исчисления в полуторном размере, назначить пенсию по старости с даты возникновения права.

В обоснование требований указала, что является пенсионером МВД России и получателем пенсии по линии органов внутренних дел, в октябре 2019 года обратилась в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, решением ответчика от 30.01.2019 № 455340/19 ей отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимого стажа.

В судебном заседании представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Судебная корреспонденция, направленная в адрес истца, возвращена в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.

Из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах 1 и 2 настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебной корреспонденции, извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

С учетом приведенных положений, а также статьи 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Заслушав доводы ответчика, исследовав письменные материалы дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С 01.06.2019 Яковлева Е.Ю. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При назначении данной пенсии в выслугу лет Яковлевой Е.Ю. были включены периоды службы с 01.09.1981 по 09.06.1986 и с 03.12.1993 по 21.05.2019.

21.10.2019 Яковлева Е.Ю. обратилась в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предусматривающим право военнослужащих на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Решением пенсионного органа от 30.10.2019 Яковлевой Е.Ю. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и недостижении возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. Приведенным решением на дату обращения истца (21.10.2019) установлен страховой стаж – 7 лет 10 месяцев 4 дня.

В стаж работы истца период работы с 01.08.1986 по 20.03.1992 засчитан в календарном порядке.

Указанный период не включен ответчиком в страховой стаж в полуторном исчислении с обоснованием, что территория по месту работы истца (г. Сыктывкар) в спорный период не была отнесена к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Условия назначения трудовой пенсии по старости, к числу которых относят возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент, регламентированы статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ имеют женщины по достижении возраста 55 лет 6 месяцев при наличии страхового стажа работы не менее 10 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 16,2. В соответствии с частью 1.1 статьи 8 и приложением № 5 Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности, должности муниципальной службы, государственной гражданской службы Российской Федерации, страховая пенсия по старости назначается в возрасте, по достижении которого гражданин приобрел право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, плюс 18 месяцев.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, согласно которым основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки Яковлевой Е.Ю. следует, что начиная с 01.08.1986 по 20.03.1992, истец осуществляла трудовую деятельность на Сыктывкарской фабрике химчистки и крашения одежды в различных должностях.

Указанный период трудовой деятельности истца не был засчитан в выслугу лет при назначении пении в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и подлежит включению в страховой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию, производится в календарном порядке.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.06.2004 N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П", разъяснено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 г. N 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно статье 28 Закона "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера..." (в редакции, действующей до 01.01.2002) и Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

При установлении пенсий до 01.01.2002 применялся Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 6 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.

В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

С учетом изложенного, периоды работы истца с 01.08.1986 по 20.03.1992 подлежат включению в страховой стаж в полуторном размере, решение пенсионного органа от 30.10.2019 № 455340/19 в части включения периода работы в календарном исчислении является незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения заявленного истцом периода работы в стаж в полуторном исчислении и достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на получение страховой пенсии по стрости у истца возникает с 21.11.2020, на ответчика подлежит возложению обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с указанной даты.

На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины при подаче заявления в суд, в размере 300 руб. При этом суд учитывает, что процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне, а положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при решении вопроса о возмещении стороне судебных расходов применению не подлежат, так как в силу этой нормы государственные органы освобождены лишь от уплаты государственной пошлины, а не от возмещения судебных расходов, понесенных гражданином в связи с рассмотрением в суде дела по его иску.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) № 455340/19 от 30.10.2019 в части включения Яковлевой Елене Юрьевне периода работы с 01.08.1986 по 20.03.1992 в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) включить Яковлевой Елене Юрьевне период работы с 01.08.1986 по 20.03.1992 в страховой стаж в полуторном размере.

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) назначить Яковлевой Елене Юрьевне пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 21 ноября 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу Яковлевой Елены Юрьевны судебные расходы в размере 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.

Судья Т.А. Попова

        ...

2-4616/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яковлева Елена Юрьевна
Ответчики
УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2021Передача материалов судье
22.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2021Предварительное судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее