Дело № 2- 1685/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2016 года г. Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Дмитренко В.М.,
с участием помощника Щелковского городского прокурора Макарова А.А.,
при секретаре судебного заседания Свидиной Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анпиловой ФИО8 к Федеральной таможенной службе- Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры о признании незаконным решения об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Анпилова Л.А. обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с иском к Федеральной таможенной службе- Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры о признании незаконным решения об увольнении со службы в таможенных органах, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав в нем на то, что она 01.03.2015 г. на основании Приказа Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 01.03.2011 г. № 82-к была принята в таможенные органы и назначена на должность оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2. При этом, истец на основании Приказа Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 20.02.2014 г. № 91-к с 03.03.2014 г. назначена была на должность старшего оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2.
11.02.2016 г. на основании Приказа Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 15.12.2015 г. № 706-к она была уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Свое увольнение считает незаконным, так как, по мнению истца, работодателем была нарушена процедура ее увольнения по причине того, что ей не предлагались вакантные должности, имеющиеся у работодателя за период ее нахождения в распоряжении РТУ РЭБОТИ до дня ее увольнения. Кроме того, работодателем не была выполнена обязанность по уведомлению о предстоящем увольнении работников по сокращению численности или штата органы занятости населения. На основании изложенного, истец просит признать Приказ Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 15.12.2015 г. № 706-к об увольнении незаконным; обязать ответчика восстановить истца на службе с 18.08.2015 г. в должности старшего оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2, при этом прописать в контракте режим служебного времени и времени отдыха по графику сменности 2/2; взыскать в пользу истца разницу между выплаченным ей денежным довольствием и положенным ей денежным довольствием за период времени с 14.09.2015 г. по 11.01.2016 г. в размере 57547 рублей; взыскать в ее пользу недоплаченную сумму премии, начисленной по итогам работы за 2015 г. в размере 21850 рублей; взыскать компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями работодателя, повлекшими нарушение ее трудовых прав в размере 1500000 рублей; взыскать оплату времени вынужденного прогула за период времени с 12.01.2016 г. до дня ее фактического восстановления на службе в таможенных органах.(т. 1 л.д. 4-16)
В судебном заседании истец Анпилова Л.А. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Смирнов В.В., действующий на основании доверенности (копия в деле), просил иск оставить без удовлетворения по основаниям, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав истца, представителя ответчика, заключение прокурора Макарова А.А.,полагавшей, что при увольнении истца были соблюдены нормы действующего законодательства, в связи с чем оснований для восстановления на службе не имеется,исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Анпилова Л.А. 01.03.2015г. на основании Приказа Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 01.03.2011 г. № 82-к была принята в таможенные органы и назначена на должность оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2. На основании Приказа Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 20.02.2014 г. № 91-к с 03.03.2014 г. истец была назначена на должность старшего оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2. 11.02.2016 г. на основании Приказа Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 15.12.2015 г. № 706-к истец была уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Указанные обстоятельства подтверждаются записями трудовой книжки истца АТ-VIII № 1473492. (т.2 л.д. 8-18)
Увольнению истца предшествовал Приказ ФТС России от 07.05.2015 г. № 862 "Об организационно-штатных мероприятиях в Региональном таможенном управлении радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры", согласно которого в Управлении с 18.08.2015г. произведено сокращение 57 единиц сотрудников и 13 единиц федеральных гражданских служащих (т.1 л.д. 79-80).
Преамбулой Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №114 -ФЗ) предусмотрено, что настоящий федеральный закон определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
При этом, служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1 Закона № 114-ФЗ).
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 48 Закона № 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по указанному основанию осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.
При этом, п. 5 ст. 48 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по указанному основанию, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
Пунктом 5 ст. 18 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа (далее - организационно-штатное мероприятие) он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства РФ Приказом ФТС России от 08.06.2009 г. № 1053 утверждена Инструкция "О прядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий" (далее по тексту- Инструкция).
Преамбулой Инструкции закреплено, что при зачислении сотрудника с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий (далее - зачисление в распоряжение) сотрудник освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы или увольнении.
Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является приказ ФТС России либо таможенного органа о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном таможенном органе и письменное заявление сотрудника о зачислении в распоряжение (п. 3 Инструкции).
Содержанием п. 7 Инструкции предусмотрено, что не позднее чем за два месяца до начала организационно-штатных мероприятий сотрудник предупреждается под подпись о их проведении и о возможном увольнении его со службы в таможенных органах.
Сотрудник таможенного органа может быть зачислен в распоряжение при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: ликвидации таможенного органа либо сокращении численности или штата его сотрудников. При зачислении сотрудника с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий (далее - зачисление в распоряжение) сотрудник освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы или увольнении. Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является приказ ФТС России либо таможенного органа о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном таможенном органе и письменное заявление сотрудника о зачислении в распоряжение (пункты 1, 3 Инструкции и преамбула к ней).
Пункт 21 Инструкции предусматривает, что в период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенноморгане.
Начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность, подлежащую сокращению, проводится собеседование (п.8 Инструкции).
Во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на предложенную в ходе собеседования должность (п. 12 Инструкции).
При этом в порядке требований п. 11 Инструкции сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе.
Результаты собеседования должны быть отражены в листе собеседования, который подписывает сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица. Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника. При рассмотрении вопроса о преимущественном праве на оставление сотрудника на службе в таможенных органах при проведении организационно-штатных мероприятий учитываются основания, предусмотренные ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации (п.п. 14,15 Инструкции).
Положениями ст. 179 ТК РФ предусмотрено, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
При этом, положениями п. 16 Инструкции предусмотрено, что освобождение сотрудника от занимаемой должности и зачисление его в распоряжение производятся с даты начала проведения организационно-штатного мероприятия на основании приказа таможенного органа, начальник которого имеет право назначения на эту должность. Приказ о зачислении в распоряжение доводится до сотрудника представителем кадрового подразделения таможенного органа под подпись установленным порядком.
Сотрудник, зачисленный в распоряжение, исполняет временные обязанности, возложенные на него начальником таможенного органа, в распоряжении которого он находится, до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнении. В период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе п.п. 20,21 Инструкции).
Пунктом 22 Инструкции предусмотрено, что основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ соответствующего таможенного органа о назначении сотрудника на другую должность, его переводе по службе в иной таможенный орган или увольнении со службы в таможенных органах.
Статьей 53 Закона № 114-ФЗ предусмотрено, что в случае несогласия сотрудника таможенного органа с решением об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе на другую должность он вправе обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03. 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой Кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Во исполнении указанного Приказа ФТС России в Управлении был издан Приказ от 14.05.2015 г. № 156 "Об организационно-штатных мероприятиях в РТУ РЭБОТИ", согласно которого предусматривалось сокращение вышеуказанной штатной численности в количестве 57 единиц сотрудников и 13 единиц федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с приложением к приказу с 18.08.2015 г.(т. 1 л.д.82).
26.05.2015 г. состоялось заседание комиссии по вопросу определения должностных лиц специального отдела № 2 службы № 2, обладающих преимущественным правом на оставление на работе в связи с проведением вышеуказанных организационно-штатных мероприятий. По результатам изучения представленных на комиссию материалов, руководствуясь положениями ст. 179 ТК РФ комиссия пришла к выводу о сокращении капитана таможенной службы Анпиловой Л.А. (истца), старшего оперуполномоченного отдела № 2 службы № 2, как сотрудника, поступившего на службу в Управление позднее всех, при наличии практически равных других условиях отбора. Указанное заседание комиссии оформлено Протоколом от 26.05.2015 г. № 1 (т. 1 л.д.92-94).
27.05.2015 г. Анпилова Л.А. в письменной форме была предупреждена работодателем о том, что занимаемая ею должность старшего оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2 с 18.08.2015 г. подлежит сокращению. Указанные обстоятельства подтверждаются предупреждением (т. 1 л.д.107), на котором имеется личная подпись истца по делу.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами с Анпиловой Л.А. 27.05.2015 г. было проведено собеседование, в ходе которого до ее сведения были доведены требования вышеуказанных приказов № 862 от 07.05.2015 г. «Об организационно-штатных мероприятиях в Региональном таможенном управлении радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры» и № 156 от 14.05.2015 г. «Об организационно-штатных мероприятиях в Региональном таможенном управлении радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры». Кроме того, в ходе указанного собеседования ей было разъяснено то, что согласно положений п.5 ст. 18 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", Приказа ФТС России от 24.04.2014 г. № 777 "Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождении сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий"она может быть зачислена в распоряжение Управления с 18.08.2015 г. на срок до 3 месяцев или уволена со службы в таможенных органах.(т. 1 л.д. 108)
С указанным зачислением в распоряжение Управления на срок до 3 месяцев истец согласилась, о чем свидетельствует ее подписка, имеющаяся на вышеуказанном листе собеседования от 27.05.2015 г. (т. 1 л.д.108).
27.05.2015 г. Анпиловой Л.А. на имя начальник Управления было подано заявление, которым она просила зачислить ее в распоряжение Управления с 18.08.2015 г. сроком до 3-х месяцев. (т. 1 л.д.109)
По результатам рассмотрения указанного заявления исполняющим обязанности начальника Управления был издан Приказ от 07.08.2015 г. №494-к, которым в том числе и истец Анпилова Л.А. была зачислена в распоряжение Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры на срок три месяца с 18.08.2015 г.(т. л.д.110-111). В связи чем, она до 14.09.2015 г. исполняла обязанности сотрудника по последней замещаемой должности.
14.08.2015 г. Анпиловой Л.А. в связи с сокращением с 18.08.2015 г. занимаемой ею должности старшего оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2 Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможеннойинфраструктуры в целях ее дальнейшего трудоустройства были предложены вакантные должности, имеющиеся в Управлении: главного государственного таможенного инспектора отделения документационного обеспечения; главного государственного таможенного инспектора отдела информационной безопасности и технической защиты информации; оперуполномоченного специального отдела № 1 ОТС -филиала (г. Севастополь); старшего оперуполномоченного оперативно-технического отдела ОТС- филиала (г. Владивосток); оперуполномоченного оперативно-технического отдела ОТС-филиала (г. Екатеринбург), последняя была ознакомлена с предложенными вакансиями, о чем свидетельствует ее подпись, расположенная в листе собеседования от 14.08.2015 г. (т. 1л.д. 112).
Приказом № 548-к от 14.09.2015 года «О внесении изменений в приказ Управления от 07 августа 2015 г. № 494-к», с которым Анпилова Л.А. была ознакомлена, начальнику службы № 2 (ФИО6) в отношении Анпиловой Л.А. и ФИО7 приказано определить перечень служебных обязанностей на время нахождения в распоряжении Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, (т. 1 л.д. 113) во исполнении которых была подготовлена и утверждена временная инструкция Анпиловой Л.А., находящейся в распоряжении Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры. (т.1 л.д. 116-119), с которой Анпилова Л.А. была ознакомлена. (т. 1 л.д. 120)
В связи с тем, что истец перед увольнением находилась на больничном листе, срок ее увольнения был перенесен на 11.01.2016 г. Трудовая книжка истцу работодателем была выдана 11.01.2016 г. Указанные обстоятельства подтверждаются записями книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. (т. 1 л.д. 141-142)
Таким образом, с учетом требований вышеуказанных норм действующего законодательства РФ и указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что нарушений требований законодательства при увольнении истца работодателем допущено не было, в связи с чем, исковые требования о признании приказа Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры от 15.12.2015 г. № 706-к об увольнении истца незаконным, обязании ответчика восстановить истца на службе с 18.08.2015 г. в должности старшего оперуполномоченного специального отдела № 2 службы № 2, при этом прописать в контракте режим служебного времени и времени отдыха по графику сменности 2/2,оплате времени вынужденного прогула не подлежат удовлетворению.
Также не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании в пользу истца разницы между суммой выплаченной ей работодателем денежного довольствия и положенными ей по ее расчетам денежным довольствием за период времени с 14.09.2015 г. по 11.01.2016 г. в размере 57547 рублей; взыскании в ее пользу недоплаченной суммы премии, начисленной по итогам работы за 2015 г. в размере 21850 рублей в связи со следующим.
08.10.2015 г. начальником РТУ РЭБОТИ была утверждена временная должностная инструкция Анпиловой Л.А., находящейся в распоряжении Управления (т.1 л.д.116-119),согласно положений подпункта 4 раздела 1 указанной временной инструкции Анпилова Л.А. не участвует в оперативно-розыскной деятельности и не осуществляет работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>. С содержанием указанной временной инструкцией работник (истец) была ознакомлена под личную подпись 08.10.2015 г., что подтверждается содержанием листа ознакомления с инструкцией (т. 1 л.д. 120). В связи с указанными обстоятельствами денежныевыплаты сократились с 14.09.2015 г. по причине того, что прекратились начисляться доплаты, выплачиваемые за участие в оперативно-розыскной деятельности и осуществление работы со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> По указанным обстоятельствам, представленный работодателем в адрес суда расчет выплат, производимых в отношении Анпиловой Л.А. за периоды времени по 13.09.2015 г. включительно и с 14.09.2015 г. суд считает правильным и достоверным (т. 1 л.д. 213).
Исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца по делу суммы недоплаченной по мнению истца, премии, начисленной по итогам работы за 2015 г. в размере 21850 рублей также суд считает не подлежащими удовлетворению, так как согласно письма ФТС России от 06.05.2015 г. № 01-11/21633 "О ежеквартальной поощрительной выплате сотрудникам таможенных органов" размер ежеквартальной поощрительной выплаты конкретному сотруднику определяется непосредственно начальником в зависимости от личного вклада сотрудника в выполнение показателей эффективности, результативности, качества и сложности выполняемых в отчетном квартале заданий, исполнения должностной инструкции.
Таким образом, с учетом вышеуказанных критериев истцу была выплачена поощрительная выплата (премия), размер которой в соответствии с требованиями вышеуказанного письма ФТС России был определен непосредственно начальником.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом не установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика требования о взыскании компенсации морального вреда в пользу истца по делу суд находит не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Анпиловой ФИО9 к Федеральной таможенной службе- Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры о признании незаконным решения об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья В.М. Дмитренко
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2016 года.
Судья В.М. Дмитренко