Решение по делу № 33-4888/2012 от 04.10.2012

Судья Мельник Л.А. Дело № 33-4888/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Головкова В.Л., Юдина А.В.

при секретаре Забоевой Н.Ю.,

рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе ТИК Корткеросского района на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 27 сентября 2012 года, по которому:

признано постановление № 39/216 от 05 сентября 2012 г. Территориальной избирательной комиссии Корткеросского района «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос», незаконным;

признан недействительным пункт 1 Справки об исследовании № 27/1565,1566 от 03 сентября 2012 г. в части того, что «рукописные цифровые записи в графе «дата внесения подписи» в строках 1.4,10,11,13,14,15.19.20,21,22.23 в подписном листе Мамонтова Е.Г. выполнены одним лицом»;

обязана Территориальная избирательная комиссия Корткеросского района зарегистрировать Мамонтова Е.Г. кандидатом на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос».

Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, пояснения представителей территориальной избирательной комиссии Корткеросского района Михайлова М.В. и Митюшева Д.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мамонтов Е.Г. обратился в суд с заявлением об отмене постановления Территориальной избирательная комиссия Корткеросского района от 05 сентября 2012 г., которым ему отказано в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос» на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации», в связи недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В обоснование жалобы указано, что при сборе подписей в поддержку кандидата для выдвижения на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос» избиратели собственноручно вносили дату внесения подписи в подписной лист, в связи с чем заключение специалиста экспертного центра МВД по Республике Коми от 03 сентября 2012 г. № ..., на основании которого избирательной комиссией сделаны выводы о недостоверности отдельных подписей в подписном листе, является недействительным.

В судебном заседании Мамонтов Е.Г. поддержал требования.

Представители Территориальной избирательной комиссии по Корткеросскому району Михайлов В.М. и Митюшев Д.И. с заявлением не согласились.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Территориальная избирательная комиссия Корткеросского района просит решение суда отменить в части признания незаконным постановления № 39/216 от 05 сентября 2012 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть.

Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

В соответствии с этими правилами избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии Корткеросского района по выборам главы сельского поселения «Корткерос» от 05 сентября 2012 года № 39/216 Мамонтову Е.Г. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы МО СП «Корткерос».

При этом, избирательная комиссия исходила из того, что Мамонтовым Е.Г. не представлено необходимое для регистрации число достоверных подписей избирателей на выборах Главы МИ СП «Корткерос», которое составляет 19 подписей, Так, из 23 представленных 13 подписей были признаны недостоверными, в частности, при проверке подписного листа кандидата Мамонтова Е.Г. Рабочей группой избирательной комиссии было установлено, что избиратель Ш. (строка 6 подписного листа) не обладает избирательным правом в округе по выборам главы сельского поселения «Корткерос», соответственно ее подпись была признана недостоверной. Также, 12 подписей были признаны недостоверными, поскольку согласно справке Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Коми в подписном листе кандидата Мамонтова Е.Г. рукописные цифровые записи в графе «Дата внесения подписи» в строках 1,4,10,11,13,14,15,19,20,21,22,23 выполнены одним лицом.

Для установления факта выполнения подписей на подписном листе Мамонтова Е.Г. лицами, подписавшими подписной лист, судом назначена судебно-почерковедческая экспертиза.

Заключением экспертов Экспертно-криминалистического центра МВД Республики Коми установлено, что рукописные цифровые записи в строках 1.4,10,11,13,14,15.19.20,21,22.23 выполнены лицами, подписавшими подписной лист в указанных строках.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, учитывая изложенное заключение экспертизы, суд обоснованно пришел к выводу о недействительности пункта 1 Справки об исследовании № 27/1565,1566 от 03 сентября 2012 г. в части того, что «рукописные цифровые записи в графе «дата внесения подписи» в строках 1.4,10,11,13,14,15.19.20,21,22.23 в подписном листе Мамонтова Е.Г. выполнены одним лицом» и обязал ТИК Корткеросского района зарегистрировать Мамонтова Е.Г. кандидатом на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос».

Мотивы, по которым суд пришел к подобным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда. Судебная коллегия находит данные выводы суда в указанной части правильными, основанными на требованиях закона и материалах дела, не оспаривают их и стороны.

Основываясь на заключении экспертизы, суд также пришел к выводу о незаконности постановления территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Мамонтова Е.Г. кандидатом на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос», однако судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным.

В соответствии со статьей 37 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах Республики Коми» для осуществления проверки соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. Руководителем рабочей группы назначается член соответствующей комиссии с правом решающего голоса.

К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, форма которой утверждается организующей выборы, референдум комиссией.

В ведомости проверки подписных листов указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера (номеров) папки (папок), подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

Проверка подписных листов должна быть завершена составлением итогового протокола рабочей группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума. Итоговый протокол рабочей группы подписывается руководителем рабочей группы и представляется соответствующей комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Внесение изменений в итоговый протокол рабочей группы после принятия соответствующего решения не допускается.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Таким образом, постановление избирательной комиссии о регистрации или об отказе регистрации кандидата основывается, в том числе, на результатах проверки подписных листов, проведенных рабочей группы.

Как правильно установил суд, при проведении проверки подписных листов кандидата Мамонтова Е.Г., у рабочей группы возникли сомнения в собственноручном заполнении избирателями графы подписного листа «дата внесения подписи», в частности в строках 1, 4, 10, 11, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 22, 23. Проведенная проверка специалистом Экспертно-криминалистического центра МВД Республики Коми подтвердила, что в подписном листе кандидата Мамонтова Е.Г. рукописные цифровые записи в графе «Дата внесения подписи» в строках 1,4,10,11,13,14,15,19,20,21,22,23 выполнены одним лицом.

В соответствии с результатами проверки специалистом ЭКЦ МВД Республики Коми и руководствуясь частью 2 статьи 37 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми», рабочая группа составила ведомость проверки подписного листа кандидата Мамонтова Е.Г. и признала из 23 подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Мамонтова Е.Г. на должность главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос», 13 недействительными. По итогам проверки подписного листа составлен итоговый протокол проверки, в котором указано количество подписей, признанных недействительными, с указанием оснований признания их таковыми, при этом количество действительных подписей составляло менее 19 подписей.

На основании итогового протокола проверки подписных листов, справки экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Коми от 03 сентября 2012 года, Территориальная избирательная комиссия Корткеросского района приняла оспариваемое постановление, которым заявителю было отказано в регистрации его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос».

В рассматриваемом случае, рабочая группа и избирательная комиссия, при наличии сомнений в достоверности записей в подписных листах не вправе назначать судебно-почерковедческую экспертизу. Правила Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на отношения, связанные с проверкой избирательными комиссиями подписей избирателей, не распространяются (абзац первый пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Названный Федеральный закон, согласно его преамбуле, определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, а производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулирует соответствующее процессуальное законодательство Российской Федерации, которое не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Анализ собранных доказательств свидетельствует о том, что действия рабочей группы и территориальной избирательной комиссии полностью соответствовали нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» и Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатами на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 13 июня 2012 года №128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатами на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

Однако в нарушение вышеуказанных разъяснений суд первой инстанции, в мотивировочной части решения, не входя в оценку законности или незаконности оспариваемого постановления, в резолютивной части решения признал его незаконным.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что Мамонтов Е.Г. не заявлял требований о признании постановления ТИК Корткеросского района незаконным, следует признать, что резолютивная часть решения не соответствует его мотивировочной части, что противоречит положениям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит довода апелляционной жалобы ТИК Корткеросского района заслуживающими внимания, решение в части признания незаконным постановления № 39/216 от 05 сентября 2012 г. Территориальной избирательной комиссии Корткеросского района «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос», изменить, изложив его в указной части в следующей редакции: Постановление № 39/216 от 05 сентября 2012 г. Территориальной избирательной комиссии Корткеросского района «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос», отменить.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 27 сентября 2012 года в части признания незаконным постановление № 39/216 от 05 сентября 2012 г. Территориальной избирательной комиссии Корткеросского района «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос» - изменить, изложить его в следующей редакции:

Постановление № 39/216 от 05 сентября 2012 г. Территориальной избирательной комиссии Корткеросского района «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования сельского поселения «Корткерос», отменить.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-4888/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Юдин А В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
08.10.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее