Дело № 2-3795/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Первакова О.Н.,
при секретаре Сулеймановой О.И.,
с участием ст.помощника прокурора Грибовой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к Олейник Александру Васильевичу о запрете осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Олейник А.В. о запрете осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Новороссийска в рамках осуществления надзорной деятельности выявлено, что Олейник А.В. осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, связанную с перевозкой пассажиров за денежное вознаграждение на автомобиле «ВАЗ 21099» с государственным регистрационным номером <данные изъяты>, а также без полученного в установленном законом порядке разрешения департамента транспорта на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно данным официального сайта Федеральной налоговой службы России, услуга «проверь себя и контрагента» сведений о государственной регистрации Олейник А.В. в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянских (фермерских) хозяйств не значится.
Осуществление Олейником А.В. деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в отсутствие разрешения департамента транспорта Краснодарского края создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку в отношении него не могут быть осуществлены плановые и внеплановые проверки в рамках регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, установленных законодательством требований.
В связи с чем прокурор просит суд запретить Олейнику А.В. деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края до получения им статуса индивидуального предпринимателя и разрешения департамента транспорта Краснодарского края на ее осуществление.
В судебном заседании старший помощник прокурора Грибова М.Г. поддержала требования и просила их удовлетворить.
Ответчик Олейник А.В. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, о причинах неявки суд не уведомил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель департамента транспорта КК в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, где указал, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условий получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров "и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе. Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в <адрес> приняты:
- <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в <адрес>»;
- постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия»;
- приказ департамента транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача, переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес>».
Частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском: крае» (далее - Закон №-КЗ) установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при условии получения разрешения на осуществление такой деятельности.
Разрешение оформляется и выдается уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг, или документа на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 3.19 положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство выдает разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и ведет реестр выданных разрешений.
Реестр выданных разрешений размещен на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> - <данные изъяты>
Вместе с этим, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ министерством разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес> ФИО1 на автомобиль «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<данные изъяты>» не выдавалось.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за:
- осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Таким образом, в отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси деятельность ответчика по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является незаконной, общественно опасной.
В соответствии с частью 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (часть 2 статьи 1065 ГК РФ).
Правило названной статьи имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в статье 12 ГК РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
Из указанного следует, что прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с названным заявлением.
Таким образом, прокурор вправе заявить иск о запрещении ФИО1 осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес> до получения им разрешения министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> на ее осуществление. Просит иск удовлетворить.
ФИО2 по <адрес> КК в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
18.07.2017г. инспектором ОИАЗ УМВД ФИО2 по <адрес> в отношении ФИО1 составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с тем, что ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, связанную с перевозкой пассажиров за денежное вознаграждение на автомобиле «<данные изъяты>» с государственным регистрационным номером <данные изъяты>, а также без полученного в установленном законом порядке разрешения департамента транспорта на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011№-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в <адрес>», постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», приказом департамента транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача, переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес>» департаментом транспорта <адрес> на основании приказа руководителя индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, желающим осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес>, выдается соответствующее разрешение.
В силу п. 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011№-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Также одним из требований является наличие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица.
В силу п. 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в <адрес>» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при условии получения разрешения на осуществление такой деятельности. Разрешение оформляется и выдается уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг, или документа на бумажном носителе.
В силу Положения о департаменте транспорта <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте транспорта <адрес>», департамент транспорта <адрес> выдает разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и ведет реестр выданных разрешений.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством выдачи разрешения перевозчикам на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
Проверкой установлено, что ФИО1 разрешение департамента транспорта <адрес> не выдавалось, что подтверждается отсутствием его данных в реестре выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, размещенном на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» <данные изъяты>
Согласно данным официального сайта Федеральной налоговой службы ФИО2 услуга «проверь себя и контрагента» сведений о государственной регистрации ФИО1 в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянских (фермерских) хозяйств не значится.
Осуществление ФИО1 деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в отсутствие разрешения департамента транспорта <адрес> создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку в отношении него не могут быть осуществлены плановые и внеплановые проверки в рамках регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, установленных законодательством требований.
В силу ст. 8 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в <адрес>» автомобиль, используемый в качестве легкового такси должен быть: технически исправен; белой или желтой цветовых гамм; на боковых поверхностях кузова - символику таксомоторных перевозок - композицию из контрастных квадратов, расположенных в шахматном порядке по всей ширине боковых дверей; на крыше автомобиля - опознавательный фонарь оранжевого цвета, соответствующий ГОСТу либо выполненный по техническим условиям.
Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд находит обоснованными исковые требования прокурора <адрес>, поскольку ФИО1 нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок легковым такси, что в свою очередь может явиться опасностью причинения вреда в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить Олейнику Александру Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края до получения им статуса индивидуального предпринимателя и разрешения департамента транспорта Краснодарского края на ее осуществление.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Копия верна: Судья О.Н. Перваков