РЈРР” 36RS0006-01-2021-006506-07
в„– 2Р°-4293/2021
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«29» октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при помощнике судьи Бурлуцкой Е.Ю.,
с участием:
помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Бескороваевой М.В.,
административного истца Сукочева Рђ.Р.,
представителя административного истца РїРѕ устному заявлению Сиволдаева Р.Р’.,
представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденевой Е.К. и Котовой В.А.,
представителя административного ответчика Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РїРѕ доверенности РўСЋРЅРёРЅРѕР№ Р®.Р“.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Сукочева Андрея Рвановича Рє Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия, выразившегося РІ РЅРµ рассмотрении жалобы РѕС‚ 18.09.2021 РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа РѕС‚ 18.09.2021, признании незаконным ответа РѕС‚ 20.09.2021 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ рассмотрением заявления РѕС‚ 20.09.2021 РІ соответствии СЃ требованием избирательного законодательства,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Решением Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РѕС‚ 17.06.2021 в„– 4/20-7 постановлено назначить РЅР° 19 сентября 2021 РіРѕРґР° повторные выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 12.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18.06.2021 года № 11/87-8 предусмотрено проведение голосования на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд – 17, 18, 19 сентября 2021 года.
Сукочев Рђ.Р., член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ политической партии РљРџР Р¤, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что 17-19 сентября 2021 РіРѕРґР° РЅР° территории Центрального района Рі. Воронежа состоялись повторны выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 12; выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Р Р¤ РІРѕСЃСЊРјРѕРіРѕ созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный РѕРєСЂСѓРі в„– 87; выборы Государственной Думы Федерального Собрания Р Р¤ РІРѕСЃСЊРјРѕРіРѕ созыва РїРѕ федеральному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ РЅР° территории одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный РѕРєСЂСѓРі в„– 87.
Административный истец, как гражданин РФ принимал участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва по избирательному округу № 87 как по федеральному округу, так и по одномандатному округу.
Сукочев Рђ.Р., как член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ политической партии РљРџР Р¤, 18.09.2021 РІ 18:50 часов обратился СЃ жалобой РЅР° действия Участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё 14/24 РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа; жалоба была получена заместителем председателя Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа, однако РЅРµ была рассмотрена СЃ учетом положений пунктов «а, Р±, РІ, е» статьи 29 (Рѕ праве РЅР° участие РІ работе РєРѕРјРёСЃСЃРёРё), пункта 12 статьи 75 (Рѕ рассмотрении обращения РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ СЃ участием заявителя) Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ.
20.09.2021 административный истец обратился РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области СЃ заявлением РЅР° бездействие Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ его обращения РѕС‚ 18.09.2021.
20.09.2021 административному истцу Рзбирательной комиссией Воронежской области был дан ответ в„– 01-25/240 Рѕ том, что его обращение направлено РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа для рассмотрения Рё проведения проверки. Данный ответ был получен Сукочевым Рђ.Р. 30.09.2021. Полагает, что ответ Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа РЅР° его заявление РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области РѕС‚ 20.09.2021 РЅРµ получен РґРѕ настоящего времени, поскольку РЅРµ было ответа РЅР° его утверждение Рѕ том, что Территориальная избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Центрального района Рі. Воронежа нарушила установленный законом РїРѕСЂСЏРґРѕРє реагирования РЅР° поступающие обращения, касающиеся поддержания законности. Полагал, что его заявление РѕС‚ 20.09.2021 РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области должно было быть рассмотрено Рзбирательной комиссией Воронежской области непосредственно.
Считая свои права нарушенными, в иске просил:
- признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа в связи с не рассмотрением его жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства Российской Федерации,
- признать незаконным ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100, нарушающим права административного истца как члена Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса на участие в работе Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа и право обжаловать действия Участковой избирательной комиссии избирательного участка 14/24 в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа, а также право избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу;
- признать незаконным ответ Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РѕС‚ 20.09.2021 в„– 01-25/240, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ рассмотрением заявления административного истца РѕС‚ 20.09.2021 РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства Р Р¤, нарушающим право РЅР° рассмотрение комиссией его заявления Рѕ нарушении избирательных прав граждан СЃ его участием;
- принять в адрес ответчиков частное определение о недопустимости нарушения избирательного законодательства о порядке обращений о нарушении избирательного законодательства (л.д.4-6).
Р’ судебном заседании административный истец Сукочев Рђ.Р. поддержал заявленные требования РІ полном объеме, РїРѕСЏСЃРЅРёР» изложенное.
Представитель административного истца РїРѕ устному заявлению Сиволдаев Р.Р’. считал исковые требования законными Рё обоснованными, полагал, что заявление должно было быть рассмотрено незамедлительно СЃ учетом положений С‡.2 СЃС‚.98 Федерального закона РѕС‚ 22.02.2014 в„– 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденева Е.К. и Котова В.А. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению; представили письменные возражения (л.д.68-74).
Представитель административного ответчика Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РїРѕ доверенности РўСЋРЅРёРЅР° Р®.Р“. считала исковые требования РЅРµ подлежащими удовлетворению; представила письменные возражения (Р».Рґ.65-67).
Выслушав присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно абзацу 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.01.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий (ч.4).
На основании п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует РёР· материалов дела, Сукочев Рђ.Р. является членом Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ РљРџР Р¤ (Р».Рґ.26, РѕР±РѕСЂРѕС‚, 64).
18.09.2021 член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ РљРџР Р¤ Сукочев Рђ.Р. РІ 18:50 часов подал РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа жалобу РЅР° нарушение избирательных прав граждан РІ С…РѕРґРµ проведения выборов РЅР° избирательном участке 14/24 СЃ использованием переносного ящика для голосования, Рѕ признании голосования СЃ использованием переносного ящика РЅР° участке 14/24 недействительными (Р».Рґ.75).
18.09.2021 Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа был подготовлен ответ в„– 01-20/100 РЅР° указанную жалобу, согласно которого СЃ учетом положений Рї.Рї. 22,23 СЃС‚. 29 Федерального закона в„– 67-ФЗ Сукочев Рђ.Р., как член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействия) избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, которые связаны СЃ реализацией прав члена избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса (Р».Рґ.76-78).
Согласно материалам дела, 18.09.2021 РІ 20:45 часов была произведена попытка вручения указанного ответа Сукочеву Рђ.Р., однако РѕС‚ получения данного ответа РѕРЅ отказался, Рѕ чем был составлен акт (Р».Рґ.79).
Как следует РёР· журнала регистрации документов, отправляемых РёР· территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Р·Р° 2021 РіРѕРґ (Р».Рґ.80-94), 18.09.2021 РІ адрес Сукочева Рђ.Р. был направлен почтой ответ РЅР° жалобу (Р».Рґ.87).
Кроме того, ответ на жалобу также был направлен административному истцу по средствам WhatsApp 22.09.2021, что подтверждается представленным скриншотом в материалы дела (л.д.100-101).
Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок (п.5).
РР· указанных положений следует, что процедура принятия решения РїРѕ обращению, РїРѕ которому законом РЅРµ предусмотрено обязательное принятие избирательной комиссией РЅР° своем заседании коллегиального решения, определяется самостоятельно избирательной комиссией, которая обязана дать ответ РїРѕ такому обращению.
Согласно Рї.10 СЃС‚. 75 Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ СЃ жалобами РЅР° решения Рё действия (бездействия), нарушающие избирательные права граждан Рё право граждан РЅР° участие РІ референдуме, РјРѕРіСѓС‚ обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, РёС… доверенные лица, избирательные объединения Рё РёС… доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная РіСЂСѓРїРїР° РїРѕ проведению референдума Рё её уполномоченные представители, наблюдатели, Р° также РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Рзбиратели, участники референдума вправе обратиться СЃ жалобами РЅР° решения, действия (бездействия) участковой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, связанные СЃ установлением итогов голосования РЅР° избирательном участке, участке референдума, РЅР° котором РѕРЅРё принимали участие РІ выборах, референдуме.
На основании п. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
В соответствии с п. 9 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Подпунктами «а, б, в» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу.
В силу п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в главе II Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, в силу названной нормы (п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) заявитель, являясь членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействие) избирательной комиссии, которые связаны с реализацией им прав члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Вместе СЃ тем, как следует РёР· жалобы Сукочева Рђ.Р. РѕС‚ 18.09.2021 (Р».Рґ.75), РѕРЅ СЃ данной жалобой обращался как член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса. Р’ указанном обращении РѕРЅ указал РЅР° нарушение прав избирателей Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ2.
Таким образом, обращение Сукочева Рђ.Р. РѕС‚ 18.09.2021 РЅРµ касалось нарушения его прав как члена Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, оснований для приглашения Сукочева Рђ.Р. РЅР° заседание РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ соответствии СЃ С‡. 12 СЃС‚. 75 Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ, РЅРµ имелось.
Указанные выше граждане Р¤РРћ1 СЃ жалобами РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа РЅРµ обращались. Доказательств обратного СЃСѓРґСѓ представлено РЅРµ было.
Довод административного истца о том, что ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100 нарушает его права как избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу суд считает не состоятельным исходя из следующего.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 22.04.2013 № 8-П, граждане, принимавшие участие в выборах в качестве избирателей, вправе оспорить решения избирательных комиссий, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах. Возможность оспаривания таких решений членами избирательных комиссий, Федеральным законодательством не предусмотрена.
Сукочев Рђ.Р. РЅРµ являлся кандидатом РІ депутаты Рё РЅРµ принимал участие РІ голосовании РЅР° избирательном участке 14/24, полномочиями действовать РѕС‚ имени Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа, РЅРµ наделялся, что РЅРµ оспаривалось РёРј РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела.
РџСЂРё таких обстоятельствах, Сѓ административного истца отсутствовало право обжалования РІ вышестоящую РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ действия, бездействия участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё её должностных лиц, что было разъяснено ему РІ ответе Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа РѕС‚ 18.09.2021. Поскольку обстоятельства, изложенные РІ жалобе были предметом рассмотрения Участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё 1424, Рѕ чем имеется решение (Р».Рґ.104), Территориальная избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Центрального района Рі. Воронежа рассмотрев жалобу Сукочева Рђ.Р. оставила её без удовлетворения.
РљСЂРѕРјРµ того, 20.09.2021 Сукочеву Рђ.Р. также был дан ответ в„– 01-20/103 РїРѕ результатам проверки его жалобы РѕС‚ 18.09.2021 относительно признания результатов голосования РІРЅРµ участка недействительными РґРѕ подведения итогов участковой избирательной комиссией 14/24 (Р».Рґ.102), согласно которому фактов нарушения действующего законодательства СЃРѕ стороны членов избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ выявлено, жалоб РЅР° нарушения РёС… избирательных прав РѕС‚ граждан, голосовавших РІРЅРµ помещения, РЅРµ поступало. Данный ответ был направлен РІ адрес Сукочева Рђ.Р. почтой, что следует РёР· журнала регистрации документов, отправленных РёР· Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё (Р».Рґ.88).
Таким образом, ответ РЅР° обращение Сукочева Рђ.Р. был дан, нарушение его прав отсутствует.
Согласно п.6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Учитывая, что административный истец РЅРµ являлся какндидатом РІ депутаты РёРї РЅРµ принимал участие РІ голосовании РЅР° избирательном участке 14/24, полномочиями действовать РѕС‚ имени Территориальной Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё Центрального района Рі. Воронежа РЅРµ наделялся, обращение (жалоба) административного истца РѕС‚ 18.09.2021 РЅРµ могла быть рассмотрена Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа РІ соответствии СЃ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, установленном Рї.6 СЃС‚. 75 ФЗ в„– 67-ФЗ.
20.09.2021 РІ 3:36 час РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области обратился СЃ жалобой член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса Сукочев Рђ.Р. Рѕ нарушениях РїСЂРё рассмотрении его обращения Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа (Р».Рґ.105).
Как следует РёР· выше указанного обращения Сукочева Рђ.Р. РѕС‚ 20.09.2021, РѕРЅ полагал, что его обращение РѕС‚ 18.09.2021 Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа рассмотрено РЅРµ было.
Поскольку как указал истец его обращение Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа рассмотрено РЅРµ было, то рассмотрение его жалобы Рзбирательной комиссией Воронежской области было поручено Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа.
20.09.2021 РІ 15:10 час. Рзбирательной комиссией Воронежской области РІ адрес Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа была направлена жалоба Сукочева Рђ.Рдля проведения проверки, Рѕ чем Сукочеву Рђ.Р. было сообщено РІ РїРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ 20.09.2021 (Р».Рґ.110-111).
20.09.2021 адрес Рзбирательной комиссией Воронежской области РёР· Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа поступила информация Рѕ рассмотрении заявления Сукочева Рђ.Р СЃ приложением ответа, направленного РІ адрес заявителя (Р».Рґ.106-107,108-109).
Таким образом, нарушений РїСЂРё рассмотрении обращения Сукочева Рђ.Р. допущено РЅРµ было.
Довод стороны административного истца Рѕ том, что Рзбирательной комиссией Воронежской области РІ нарушение СЃС‚. 8 Федерального закона РѕС‚ 02.05.2006 в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее – ФЗ в„– 59-ФЗ) его жалоба РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области была направлена РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа, чьи действия обжаловались, СЃСѓРґ считает РЅРµ состоятельным.
Согласно ч.1 ст. 1 ФЗ № 59-ФЗ, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст. 1).
В рамках реализации избирательного законодательства таковым является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Довод представителя административного истца о том, что его жалобы должны были быть рассмотрены немедленно согласно ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», суд считает не состоятельным исходя из следующего.
Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.
Ответ Сукочеву Рђ.Р. был подготовлен 18.09.2021, однако РѕРЅ РѕС‚ его получения отказался. РќР° его жалобу РѕС‚ 20.09.2021 был дан ответ 20.09.2021.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные РІ материалы дела доказательства, содержание жалоб Рё ответов РЅР° РЅРёС… РІ совокупности, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что ответы РЅР° жалобы административного истца РѕС‚ 18.09.2021 Рё 20.09.2021 даны, получены Сукочевым Рђ.Р. Р’СЃРµ обращения (жалобы) рассмотрены ответчиками РІ пределах компетенции РІ установленный СЃСЂРѕРє РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства. РўРѕС‚ факт, что СЃ данными ответами административный истец РЅРµ согласен, РЅРµ свидетельствует Рѕ бездействии административных ответчиков.
Кроме того, суд считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Устранение нарушений прав на будущее время, законодательством не установлено.
Согласно ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Учитывая, что судом нарушений законности не установлено, оснований для вынесения частного определения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175,179 КАС РФ, суд
решил:
Административный РёСЃРє Сукочева Андрея Рвановича Рє Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия, выразившегося РІ РЅРµ рассмотрении жалобы РѕС‚ 18.09.2021 РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа РѕС‚ 18.09.2021, признании незаконным ответа РѕС‚ 20.09.2021 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ рассмотрением заявления РѕС‚ 20.09.2021 РІ соответствии СЃ требованием избирательного законодательства оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ.
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2021.
РЈРР” 36RS0006-01-2021-006506-07
в„– 2Р°-4293/2021
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«29» октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при помощнике судьи Бурлуцкой Е.Ю.,
с участием:
помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Бескороваевой М.В.,
административного истца Сукочева Рђ.Р.,
представителя административного истца РїРѕ устному заявлению Сиволдаева Р.Р’.,
представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденевой Е.К. и Котовой В.А.,
представителя административного ответчика Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РїРѕ доверенности РўСЋРЅРёРЅРѕР№ Р®.Р“.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Сукочева Андрея Рвановича Рє Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия, выразившегося РІ РЅРµ рассмотрении жалобы РѕС‚ 18.09.2021 РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа РѕС‚ 18.09.2021, признании незаконным ответа РѕС‚ 20.09.2021 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ рассмотрением заявления РѕС‚ 20.09.2021 РІ соответствии СЃ требованием избирательного законодательства,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Решением Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РѕС‚ 17.06.2021 в„– 4/20-7 постановлено назначить РЅР° 19 сентября 2021 РіРѕРґР° повторные выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 12.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18.06.2021 года № 11/87-8 предусмотрено проведение голосования на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд – 17, 18, 19 сентября 2021 года.
Сукочев Рђ.Р., член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ политической партии РљРџР Р¤, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что 17-19 сентября 2021 РіРѕРґР° РЅР° территории Центрального района Рі. Воронежа состоялись повторны выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 12; выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Р Р¤ РІРѕСЃСЊРјРѕРіРѕ созыва РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный РѕРєСЂСѓРі в„– 87; выборы Государственной Думы Федерального Собрания Р Р¤ РІРѕСЃСЊРјРѕРіРѕ созыва РїРѕ федеральному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ РЅР° территории одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный РѕРєСЂСѓРі в„– 87.
Административный истец, как гражданин РФ принимал участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва по избирательному округу № 87 как по федеральному округу, так и по одномандатному округу.
Сукочев Рђ.Р., как член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ политической партии РљРџР Р¤, 18.09.2021 РІ 18:50 часов обратился СЃ жалобой РЅР° действия Участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё 14/24 РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа; жалоба была получена заместителем председателя Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа, однако РЅРµ была рассмотрена СЃ учетом положений пунктов «а, Р±, РІ, е» статьи 29 (Рѕ праве РЅР° участие РІ работе РєРѕРјРёСЃСЃРёРё), пункта 12 статьи 75 (Рѕ рассмотрении обращения РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ СЃ участием заявителя) Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ.
20.09.2021 административный истец обратился РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области СЃ заявлением РЅР° бездействие Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ его обращения РѕС‚ 18.09.2021.
20.09.2021 административному истцу Рзбирательной комиссией Воронежской области был дан ответ в„– 01-25/240 Рѕ том, что его обращение направлено РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа для рассмотрения Рё проведения проверки. Данный ответ был получен Сукочевым Рђ.Р. 30.09.2021. Полагает, что ответ Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа РЅР° его заявление РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области РѕС‚ 20.09.2021 РЅРµ получен РґРѕ настоящего времени, поскольку РЅРµ было ответа РЅР° его утверждение Рѕ том, что Территориальная избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Центрального района Рі. Воронежа нарушила установленный законом РїРѕСЂСЏРґРѕРє реагирования РЅР° поступающие обращения, касающиеся поддержания законности. Полагал, что его заявление РѕС‚ 20.09.2021 РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области должно было быть рассмотрено Рзбирательной комиссией Воронежской области непосредственно.
Считая свои права нарушенными, в иске просил:
- признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа в связи с не рассмотрением его жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства Российской Федерации,
- признать незаконным ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100, нарушающим права административного истца как члена Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса на участие в работе Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа и право обжаловать действия Участковой избирательной комиссии избирательного участка 14/24 в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа, а также право избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу;
- признать незаконным ответ Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РѕС‚ 20.09.2021 в„– 01-25/240, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ рассмотрением заявления административного истца РѕС‚ 20.09.2021 РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства Р Р¤, нарушающим право РЅР° рассмотрение комиссией его заявления Рѕ нарушении избирательных прав граждан СЃ его участием;
- принять в адрес ответчиков частное определение о недопустимости нарушения избирательного законодательства о порядке обращений о нарушении избирательного законодательства (л.д.4-6).
Р’ судебном заседании административный истец Сукочев Рђ.Р. поддержал заявленные требования РІ полном объеме, РїРѕСЏСЃРЅРёР» изложенное.
Представитель административного истца РїРѕ устному заявлению Сиволдаев Р.Р’. считал исковые требования законными Рё обоснованными, полагал, что заявление должно было быть рассмотрено незамедлительно СЃ учетом положений С‡.2 СЃС‚.98 Федерального закона РѕС‚ 22.02.2014 в„– 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденева Е.К. и Котова В.А. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению; представили письменные возражения (л.д.68-74).
Представитель административного ответчика Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области РїРѕ доверенности РўСЋРЅРёРЅР° Р®.Р“. считала исковые требования РЅРµ подлежащими удовлетворению; представила письменные возражения (Р».Рґ.65-67).
Выслушав присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно абзацу 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.01.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий (ч.4).
На основании п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует РёР· материалов дела, Сукочев Рђ.Р. является членом Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ РљРџР Р¤ (Р».Рґ.26, РѕР±РѕСЂРѕС‚, 64).
18.09.2021 член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса РѕС‚ РљРџР Р¤ Сукочев Рђ.Р. РІ 18:50 часов подал РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа жалобу РЅР° нарушение избирательных прав граждан РІ С…РѕРґРµ проведения выборов РЅР° избирательном участке 14/24 СЃ использованием переносного ящика для голосования, Рѕ признании голосования СЃ использованием переносного ящика РЅР° участке 14/24 недействительными (Р».Рґ.75).
18.09.2021 Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа был подготовлен ответ в„– 01-20/100 РЅР° указанную жалобу, согласно которого СЃ учетом положений Рї.Рї. 22,23 СЃС‚. 29 Федерального закона в„– 67-ФЗ Сукочев Рђ.Р., как член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействия) избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, которые связаны СЃ реализацией прав члена избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ правом решающего голоса (Р».Рґ.76-78).
Согласно материалам дела, 18.09.2021 РІ 20:45 часов была произведена попытка вручения указанного ответа Сукочеву Рђ.Р., однако РѕС‚ получения данного ответа РѕРЅ отказался, Рѕ чем был составлен акт (Р».Рґ.79).
Как следует РёР· журнала регистрации документов, отправляемых РёР· территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Р·Р° 2021 РіРѕРґ (Р».Рґ.80-94), 18.09.2021 РІ адрес Сукочева Рђ.Р. был направлен почтой ответ РЅР° жалобу (Р».Рґ.87).
Кроме того, ответ на жалобу также был направлен административному истцу по средствам WhatsApp 22.09.2021, что подтверждается представленным скриншотом в материалы дела (л.д.100-101).
Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок (п.5).
РР· указанных положений следует, что процедура принятия решения РїРѕ обращению, РїРѕ которому законом РЅРµ предусмотрено обязательное принятие избирательной комиссией РЅР° своем заседании коллегиального решения, определяется самостоятельно избирательной комиссией, которая обязана дать ответ РїРѕ такому обращению.
Согласно Рї.10 СЃС‚. 75 Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ СЃ жалобами РЅР° решения Рё действия (бездействия), нарушающие избирательные права граждан Рё право граждан РЅР° участие РІ референдуме, РјРѕРіСѓС‚ обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, РёС… доверенные лица, избирательные объединения Рё РёС… доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная РіСЂСѓРїРїР° РїРѕ проведению референдума Рё её уполномоченные представители, наблюдатели, Р° также РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Рзбиратели, участники референдума вправе обратиться СЃ жалобами РЅР° решения, действия (бездействия) участковой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, связанные СЃ установлением итогов голосования РЅР° избирательном участке, участке референдума, РЅР° котором РѕРЅРё принимали участие РІ выборах, референдуме.
На основании п. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
В соответствии с п. 9 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Подпунктами «а, б, в» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу.
В силу п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в главе II Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, в силу названной нормы (п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) заявитель, являясь членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействие) избирательной комиссии, которые связаны с реализацией им прав члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Вместе СЃ тем, как следует РёР· жалобы Сукочева Рђ.Р. РѕС‚ 18.09.2021 (Р».Рґ.75), РѕРЅ СЃ данной жалобой обращался как член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса. Р’ указанном обращении РѕРЅ указал РЅР° нарушение прав избирателей Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ2.
Таким образом, обращение Сукочева Рђ.Р. РѕС‚ 18.09.2021 РЅРµ касалось нарушения его прав как члена Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, оснований для приглашения Сукочева Рђ.Р. РЅР° заседание РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ соответствии СЃ С‡. 12 СЃС‚. 75 Федерального закона РѕС‚ 12.06.2002 в„– 67-ФЗ, РЅРµ имелось.
Указанные выше граждане Р¤РРћ1 СЃ жалобами РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа РЅРµ обращались. Доказательств обратного СЃСѓРґСѓ представлено РЅРµ было.
Довод административного истца о том, что ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100 нарушает его права как избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу суд считает не состоятельным исходя из следующего.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 22.04.2013 № 8-П, граждане, принимавшие участие в выборах в качестве избирателей, вправе оспорить решения избирательных комиссий, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах. Возможность оспаривания таких решений членами избирательных комиссий, Федеральным законодательством не предусмотрена.
Сукочев Рђ.Р. РЅРµ являлся кандидатом РІ депутаты Рё РЅРµ принимал участие РІ голосовании РЅР° избирательном участке 14/24, полномочиями действовать РѕС‚ имени Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа, РЅРµ наделялся, что РЅРµ оспаривалось РёРј РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела.
РџСЂРё таких обстоятельствах, Сѓ административного истца отсутствовало право обжалования РІ вышестоящую РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ действия, бездействия участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё её должностных лиц, что было разъяснено ему РІ ответе Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа РѕС‚ 18.09.2021. Поскольку обстоятельства, изложенные РІ жалобе были предметом рассмотрения Участковой избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё 1424, Рѕ чем имеется решение (Р».Рґ.104), Территориальная избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Центрального района Рі. Воронежа рассмотрев жалобу Сукочева Рђ.Р. оставила её без удовлетворения.
РљСЂРѕРјРµ того, 20.09.2021 Сукочеву Рђ.Р. также был дан ответ в„– 01-20/103 РїРѕ результатам проверки его жалобы РѕС‚ 18.09.2021 относительно признания результатов голосования РІРЅРµ участка недействительными РґРѕ подведения итогов участковой избирательной комиссией 14/24 (Р».Рґ.102), согласно которому фактов нарушения действующего законодательства СЃРѕ стороны членов избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ выявлено, жалоб РЅР° нарушения РёС… избирательных прав РѕС‚ граждан, голосовавших РІРЅРµ помещения, РЅРµ поступало. Данный ответ был направлен РІ адрес Сукочева Рђ.Р. почтой, что следует РёР· журнала регистрации документов, отправленных РёР· Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё (Р».Рґ.88).
Таким образом, ответ РЅР° обращение Сукочева Рђ.Р. был дан, нарушение его прав отсутствует.
Согласно п.6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Учитывая, что административный истец РЅРµ являлся какндидатом РІ депутаты РёРї РЅРµ принимал участие РІ голосовании РЅР° избирательном участке 14/24, полномочиями действовать РѕС‚ имени Территориальной Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё Центрального района Рі. Воронежа РЅРµ наделялся, обращение (жалоба) административного истца РѕС‚ 18.09.2021 РЅРµ могла быть рассмотрена Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа РІ соответствии СЃ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, установленном Рї.6 СЃС‚. 75 ФЗ в„– 67-ФЗ.
20.09.2021 РІ 3:36 час РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области обратился СЃ жалобой член Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа СЃ правом совещательного голоса Сукочев Рђ.Р. Рѕ нарушениях РїСЂРё рассмотрении его обращения Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа (Р».Рґ.105).
Как следует РёР· выше указанного обращения Сукочева Рђ.Р. РѕС‚ 20.09.2021, РѕРЅ полагал, что его обращение РѕС‚ 18.09.2021 Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа рассмотрено РЅРµ было.
Поскольку как указал истец его обращение Территориальной избирательной комиссией Центрального района Рі. Воронежа рассмотрено РЅРµ было, то рассмотрение его жалобы Рзбирательной комиссией Воронежской области было поручено Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа.
20.09.2021 РІ 15:10 час. Рзбирательной комиссией Воронежской области РІ адрес Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа была направлена жалоба Сукочева Рђ.Рдля проведения проверки, Рѕ чем Сукочеву Рђ.Р. было сообщено РІ РїРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ 20.09.2021 (Р».Рґ.110-111).
20.09.2021 адрес Рзбирательной комиссией Воронежской области РёР· Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района Рі. Воронежа поступила информация Рѕ рассмотрении заявления Сукочева Рђ.Р СЃ приложением ответа, направленного РІ адрес заявителя (Р».Рґ.106-107,108-109).
Таким образом, нарушений РїСЂРё рассмотрении обращения Сукочева Рђ.Р. допущено РЅРµ было.
Довод стороны административного истца Рѕ том, что Рзбирательной комиссией Воронежской области РІ нарушение СЃС‚. 8 Федерального закона РѕС‚ 02.05.2006 в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее – ФЗ в„– 59-ФЗ) его жалоба РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Воронежской области была направлена РІ Территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Центрального района Рі. Воронежа, чьи действия обжаловались, СЃСѓРґ считает РЅРµ состоятельным.
Согласно ч.1 ст. 1 ФЗ № 59-ФЗ, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст. 1).
В рамках реализации избирательного законодательства таковым является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Довод представителя административного истца о том, что его жалобы должны были быть рассмотрены немедленно согласно ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», суд считает не состоятельным исходя из следующего.
Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.
Ответ Сукочеву Рђ.Р. был подготовлен 18.09.2021, однако РѕРЅ РѕС‚ его получения отказался. РќР° его жалобу РѕС‚ 20.09.2021 был дан ответ 20.09.2021.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные РІ материалы дела доказательства, содержание жалоб Рё ответов РЅР° РЅРёС… РІ совокупности, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что ответы РЅР° жалобы административного истца РѕС‚ 18.09.2021 Рё 20.09.2021 даны, получены Сукочевым Рђ.Р. Р’СЃРµ обращения (жалобы) рассмотрены ответчиками РІ пределах компетенции РІ установленный СЃСЂРѕРє РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства. РўРѕС‚ факт, что СЃ данными ответами административный истец РЅРµ согласен, РЅРµ свидетельствует Рѕ бездействии административных ответчиков.
Кроме того, суд считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Устранение нарушений прав на будущее время, законодательством не установлено.
Согласно ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Учитывая, что судом нарушений законности не установлено, оснований для вынесения частного определения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175,179 КАС РФ, суд
решил:
Административный РёСЃРє Сукочева Андрея Рвановича Рє Территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центрального района РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Воронежской области Рѕ признании незаконным бездействия, выразившегося РІ РЅРµ рассмотрении жалобы РѕС‚ 18.09.2021 РІ соответствии СЃ требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа РѕС‚ 18.09.2021, признании незаконным ответа РѕС‚ 20.09.2021 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРµ рассмотрением заявления РѕС‚ 20.09.2021 РІ соответствии СЃ требованием избирательного законодательства оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ.
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2021.