Решение по делу № 2а-4293/2021 от 04.10.2021

УИД 36RS0006-01-2021-006506-07

№ 2а-4293/2021

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

«29» октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при помощнике судьи Бурлуцкой Е.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Бескороваевой М.В.,

административного истца Сукочева А.И.,

представителя административного истца по устному заявлению Сиволдаева И.В.,

представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденевой Е.К. и Котовой В.А.,

представителя административного ответчика Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Тюниной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сукочева Андрея Ивановича к Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа, Избирательной комиссии Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа от 18.09.2021, признании незаконным ответа от 20.09.2021 в связи с не рассмотрением заявления от 20.09.2021 в соответствии с требованием избирательного законодательства,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 17.06.2021 № 4/20-7 постановлено назначить на 19 сентября 2021 года повторные выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18.06.2021 года № 11/87-8 предусмотрено проведение голосования на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд – 17, 18, 19 сентября 2021 года.

Сукочев А.И., член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от политической партии КПРФ, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 17-19 сентября 2021 года на территории Центрального района г. Воронежа состоялись повторны выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12; выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный округ № 87; выборы Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный округ № 87.

Административный истец, как гражданин РФ принимал участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва по избирательному округу № 87 как по федеральному округу, так и по одномандатному округу.

Сукочев А.И., как член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от политической партии КПРФ, 18.09.2021 в 18:50 часов обратился с жалобой на действия Участковой избирательной комиссии 14/24 в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа; жалоба была получена заместителем председателя Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа, однако не была рассмотрена с учетом положений пунктов «а, б, в, е» статьи 29 (о праве на участие в работе комиссии), пункта 12 статьи 75 (о рассмотрении обращения в комиссию с участием заявителя) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

20.09.2021 административный истец обратился в Избирательную комиссию Воронежской области с заявлением на бездействие Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа по поводу его обращения от 18.09.2021.

20.09.2021 административному истцу Избирательной комиссией Воронежской области был дан ответ № 01-25/240 о том, что его обращение направлено в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа для рассмотрения и проведения проверки. Данный ответ был получен Сукочевым А.И. 30.09.2021. Полагает, что ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа на его заявление в Избирательную комиссию Воронежской области от 20.09.2021 не получен до настоящего времени, поскольку не было ответа на его утверждение о том, что Территориальная избирательная комиссия Центрального района г. Воронежа нарушила установленный законом порядок реагирования на поступающие обращения, касающиеся поддержания законности. Полагал, что его заявление от 20.09.2021 в Избирательную комиссию Воронежской области должно было быть рассмотрено Избирательной комиссией Воронежской области непосредственно.

Считая свои права нарушенными, в иске просил:

- признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа в связи с не рассмотрением его жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства Российской Федерации,

- признать незаконным ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100, нарушающим права административного истца как члена Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса на участие в работе Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа и право обжаловать действия Участковой избирательной комиссии избирательного участка 14/24 в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа, а также право избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу;

- признать незаконным ответ Избирательной комиссии Воронежской области от 20.09.2021 № 01-25/240, в связи с не рассмотрением заявления административного истца от 20.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства РФ, нарушающим право на рассмотрение комиссией его заявления о нарушении избирательных прав граждан с его участием;

- принять в адрес ответчиков частное определение о недопустимости нарушения избирательного законодательства о порядке обращений о нарушении избирательного законодательства (л.д.4-6).

В судебном заседании административный истец Сукочев А.И. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил изложенное.

Представитель административного истца по устному заявлению Сиволдаев И.В. считал исковые требования законными и обоснованными, полагал, что заявление должно было быть рассмотрено незамедлительно с учетом положений ч.2 ст.98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденева Е.К. и Котова В.А. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению; представили письменные возражения (л.д.68-74).

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Тюнина Ю.Г. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению; представила письменные возражения (л.д.65-67).

Выслушав присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно абзацу 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.01.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий (ч.4).

На основании п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, Сукочев А.И. является членом Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от КПРФ (л.д.26, оборот, 64).

18.09.2021 член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от КПРФ Сукочев А.И. в 18:50 часов подал в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа жалобу на нарушение избирательных прав граждан в ходе проведения выборов на избирательном участке 14/24 с использованием переносного ящика для голосования, о признании голосования с использованием переносного ящика на участке 14/24 недействительными (л.д.75).

18.09.2021 Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа был подготовлен ответ № 01-20/100 на указанную жалобу, согласно которого с учетом положений п.п. 22,23 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ Сукочев А.И., как член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействия) избирательной комиссии, которые связаны с реализацией прав члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (л.д.76-78).

Согласно материалам дела, 18.09.2021 в 20:45 часов была произведена попытка вручения указанного ответа Сукочеву А.И., однако от получения данного ответа он отказался, о чем был составлен акт (л.д.79).

Как следует из журнала регистрации документов, отправляемых из территориальной избирательной комиссии за 2021 год (л.д.80-94), 18.09.2021 в адрес Сукочева А.И. был направлен почтой ответ на жалобу (л.д.87).

Кроме того, ответ на жалобу также был направлен административному истцу по средствам WhatsApp 22.09.2021, что подтверждается представленным скриншотом в материалы дела (л.д.100-101).

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок (п.5).

Из указанных положений следует, что процедура принятия решения по обращению, по которому законом не предусмотрено обязательное принятие избирательной комиссией на своем заседании коллегиального решения, определяется самостоятельно избирательной комиссией, которая обязана дать ответ по такому обращению.

Согласно п.10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ с жалобами на решения и действия (бездействия), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и её уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействия) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

На основании п. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

В соответствии с п. 9 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Подпунктами «а, б, в» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу.

В силу п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в главе II Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, в силу названной нормы (п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) заявитель, являясь членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействие) избирательной комиссии, которые связаны с реализацией им прав члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Вместе с тем, как следует из жалобы Сукочева А.И. от 18.09.2021 (л.д.75), он с данной жалобой обращался как член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса. В указанном обращении он указал на нарушение прав избирателей ФИО1 и ФИО2.

Таким образом, обращение Сукочева А.И. от 18.09.2021 не касалось нарушения его прав как члена Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса, в связи с чем, оснований для приглашения Сукочева А.И. на заседание комиссии в соответствии с ч. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, не имелось.

Указанные выше граждане ФИО1 с жалобами в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа не обращались. Доказательств обратного суду представлено не было.

Довод административного истца о том, что ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100 нарушает его права как избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу суд считает не состоятельным исходя из следующего.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 22.04.2013 № 8-П, граждане, принимавшие участие в выборах в качестве избирателей, вправе оспорить решения избирательных комиссий, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах. Возможность оспаривания таких решений членами избирательных комиссий, Федеральным законодательством не предусмотрена.

Сукочев А.И. не являлся кандидатом в депутаты и не принимал участие в голосовании на избирательном участке 14/24, полномочиями действовать от имени Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа, не наделялся, что не оспаривалось им в ходе рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, у административного истца отсутствовало право обжалования в вышестоящую комиссию действия, бездействия участковой избирательной комиссии и её должностных лиц, что было разъяснено ему в ответе Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021. Поскольку обстоятельства, изложенные в жалобе были предметом рассмотрения Участковой избирательной комиссии 1424, о чем имеется решение (л.д.104), Территориальная избирательная комиссия Центрального района г. Воронежа рассмотрев жалобу Сукочева А.И. оставила её без удовлетворения.

Кроме того, 20.09.2021 Сукочеву А.И. также был дан ответ № 01-20/103 по результатам проверки его жалобы от 18.09.2021 относительно признания результатов голосования вне участка недействительными до подведения итогов участковой избирательной комиссией 14/24 (л.д.102), согласно которому фактов нарушения действующего законодательства со стороны членов избирательной комиссии не выявлено, жалоб на нарушения их избирательных прав от граждан, голосовавших вне помещения, не поступало. Данный ответ был направлен в адрес Сукочева А.И. почтой, что следует из журнала регистрации документов, отправленных из Территориальной избирательной комиссии (л.д.88).

Таким образом, ответ на обращение Сукочева А.И. был дан, нарушение его прав отсутствует.

Согласно п.6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Учитывая, что административный истец не являлся какндидатом в депутаты ип не принимал участие в голосовании на избирательном участке 14/24, полномочиями действовать от имени Территориальной Избирательной комиссии и Центрального района г. Воронежа не наделялся, обращение (жалоба) административного истца от 18.09.2021 не могла быть рассмотрена Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа в соответствии с порядком, установленном п.6 ст. 75 ФЗ № 67-ФЗ.

20.09.2021 в 3:36 час в Избирательную комиссию Воронежской области обратился с жалобой член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса Сукочев А.И. о нарушениях при рассмотрении его обращения Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа (л.д.105).

Как следует из выше указанного обращения Сукочева А.И. от 20.09.2021, он полагал, что его обращение от 18.09.2021 Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа рассмотрено не было.

Поскольку как указал истец его обращение Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа рассмотрено не было, то рассмотрение его жалобы Избирательной комиссией Воронежской области было поручено Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа.

20.09.2021 в 15:10 час. Избирательной комиссией Воронежской области в адрес Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа была направлена жалоба Сукочева А.И для проведения проверки, о чем Сукочеву А.И. было сообщено в письме от 20.09.2021 (л.д.110-111).

20.09.2021 адрес Избирательной комиссией Воронежской области из Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа поступила информация о рассмотрении заявления Сукочева А.И с приложением ответа, направленного в адрес заявителя (л.д.106-107,108-109).

Таким образом, нарушений при рассмотрении обращения Сукочева А.И. допущено не было.

Довод стороны административного истца о том, что Избирательной комиссией Воронежской области в нарушение ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59-ФЗ) его жалоба в Избирательную комиссию Воронежской области была направлена в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа, чьи действия обжаловались, суд считает не состоятельным.

Согласно ч.1 ст. 1 ФЗ № 59-ФЗ, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст. 1).

В рамках реализации избирательного законодательства таковым является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Довод представителя административного истца о том, что его жалобы должны были быть рассмотрены немедленно согласно ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», суд считает не состоятельным исходя из следующего.

Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.

Ответ Сукочеву А.И. был подготовлен 18.09.2021, однако он от его получения отказался. На его жалобу от 20.09.2021 был дан ответ 20.09.2021.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, содержание жалоб и ответов на них в совокупности, суд приходит к выводу, что ответы на жалобы административного истца от 18.09.2021 и 20.09.2021 даны, получены Сукочевым А.И. Все обращения (жалобы) рассмотрены ответчиками в пределах компетенции в установленный срок в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Тот факт, что с данными ответами административный истец не согласен, не свидетельствует о бездействии административных ответчиков.

Кроме того, суд считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Устранение нарушений прав на будущее время, законодательством не установлено.

Согласно ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

Учитывая, что судом нарушений законности не установлено, оснований для вынесения частного определения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175,179 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Сукочева Андрея Ивановича к Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа, Избирательной комиссии Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа от 18.09.2021, признании незаконным ответа от 20.09.2021 в связи с не рассмотрением заявления от 20.09.2021 в соответствии с требованием избирательного законодательства оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2021.

УИД 36RS0006-01-2021-006506-07

№ 2а-4293/2021

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

«29» октября 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при помощнике судьи Бурлуцкой Е.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Центрального района г. Воронежа Бескороваевой М.В.,

административного истца Сукочева А.И.,

представителя административного истца по устному заявлению Сиволдаева И.В.,

представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденевой Е.К. и Котовой В.А.,

представителя административного ответчика Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Тюниной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сукочева Андрея Ивановича к Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа, Избирательной комиссии Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа от 18.09.2021, признании незаконным ответа от 20.09.2021 в связи с не рассмотрением заявления от 20.09.2021 в соответствии с требованием избирательного законодательства,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 17.06.2021 № 4/20-7 постановлено назначить на 19 сентября 2021 года повторные выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18.06.2021 года № 11/87-8 предусмотрено проведение голосования на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд – 17, 18, 19 сентября 2021 года.

Сукочев А.И., член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от политической партии КПРФ, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 17-19 сентября 2021 года на территории Центрального района г. Воронежа состоялись повторны выборы депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12; выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный округ № 87; выборы Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа Воронежская область – Воронежский одномандатный избирательный округ № 87.

Административный истец, как гражданин РФ принимал участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва по избирательному округу № 87 как по федеральному округу, так и по одномандатному округу.

Сукочев А.И., как член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от политической партии КПРФ, 18.09.2021 в 18:50 часов обратился с жалобой на действия Участковой избирательной комиссии 14/24 в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа; жалоба была получена заместителем председателя Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа, однако не была рассмотрена с учетом положений пунктов «а, б, в, е» статьи 29 (о праве на участие в работе комиссии), пункта 12 статьи 75 (о рассмотрении обращения в комиссию с участием заявителя) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

20.09.2021 административный истец обратился в Избирательную комиссию Воронежской области с заявлением на бездействие Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа по поводу его обращения от 18.09.2021.

20.09.2021 административному истцу Избирательной комиссией Воронежской области был дан ответ № 01-25/240 о том, что его обращение направлено в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа для рассмотрения и проведения проверки. Данный ответ был получен Сукочевым А.И. 30.09.2021. Полагает, что ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа на его заявление в Избирательную комиссию Воронежской области от 20.09.2021 не получен до настоящего времени, поскольку не было ответа на его утверждение о том, что Территориальная избирательная комиссия Центрального района г. Воронежа нарушила установленный законом порядок реагирования на поступающие обращения, касающиеся поддержания законности. Полагал, что его заявление от 20.09.2021 в Избирательную комиссию Воронежской области должно было быть рассмотрено Избирательной комиссией Воронежской области непосредственно.

Считая свои права нарушенными, в иске просил:

- признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа в связи с не рассмотрением его жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства Российской Федерации,

- признать незаконным ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100, нарушающим права административного истца как члена Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса на участие в работе Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа и право обжаловать действия Участковой избирательной комиссии избирательного участка 14/24 в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа, а также право избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу;

- признать незаконным ответ Избирательной комиссии Воронежской области от 20.09.2021 № 01-25/240, в связи с не рассмотрением заявления административного истца от 20.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства РФ, нарушающим право на рассмотрение комиссией его заявления о нарушении избирательных прав граждан с его участием;

- принять в адрес ответчиков частное определение о недопустимости нарушения избирательного законодательства о порядке обращений о нарушении избирательного законодательства (л.д.4-6).

В судебном заседании административный истец Сукочев А.И. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил изложенное.

Представитель административного истца по устному заявлению Сиволдаев И.В. считал исковые требования законными и обоснованными, полагал, что заявление должно было быть рассмотрено незамедлительно с учетом положений ч.2 ст.98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа по доверенностям Леденева Е.К. и Котова В.А. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению; представили письменные возражения (л.д.68-74).

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Тюнина Ю.Г. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению; представила письменные возражения (л.д.65-67).

Выслушав присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно абзацу 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.01.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий (ч.4).

На основании п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, Сукочев А.И. является членом Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от КПРФ (л.д.26, оборот, 64).

18.09.2021 член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса от КПРФ Сукочев А.И. в 18:50 часов подал в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа жалобу на нарушение избирательных прав граждан в ходе проведения выборов на избирательном участке 14/24 с использованием переносного ящика для голосования, о признании голосования с использованием переносного ящика на участке 14/24 недействительными (л.д.75).

18.09.2021 Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа был подготовлен ответ № 01-20/100 на указанную жалобу, согласно которого с учетом положений п.п. 22,23 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ Сукочев А.И., как член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействия) избирательной комиссии, которые связаны с реализацией прав члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (л.д.76-78).

Согласно материалам дела, 18.09.2021 в 20:45 часов была произведена попытка вручения указанного ответа Сукочеву А.И., однако от получения данного ответа он отказался, о чем был составлен акт (л.д.79).

Как следует из журнала регистрации документов, отправляемых из территориальной избирательной комиссии за 2021 год (л.д.80-94), 18.09.2021 в адрес Сукочева А.И. был направлен почтой ответ на жалобу (л.д.87).

Кроме того, ответ на жалобу также был направлен административному истцу по средствам WhatsApp 22.09.2021, что подтверждается представленным скриншотом в материалы дела (л.д.100-101).

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок (п.5).

Из указанных положений следует, что процедура принятия решения по обращению, по которому законом не предусмотрено обязательное принятие избирательной комиссией на своем заседании коллегиального решения, определяется самостоятельно избирательной комиссией, которая обязана дать ответ по такому обращению.

Согласно п.10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ с жалобами на решения и действия (бездействия), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и её уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействия) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

На основании п. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

В соответствии с п. 9 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Подпунктами «а, б, в» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу.

В силу п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в главе II Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, в силу названной нормы (п.п. «е» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) заявитель, являясь членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, вправе оспаривать лишь те действия (бездействие) избирательной комиссии, которые связаны с реализацией им прав члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Вместе с тем, как следует из жалобы Сукочева А.И. от 18.09.2021 (л.д.75), он с данной жалобой обращался как член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса. В указанном обращении он указал на нарушение прав избирателей ФИО1 и ФИО2.

Таким образом, обращение Сукочева А.И. от 18.09.2021 не касалось нарушения его прав как члена Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса, в связи с чем, оснований для приглашения Сукочева А.И. на заседание комиссии в соответствии с ч. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, не имелось.

Указанные выше граждане ФИО1 с жалобами в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа не обращались. Доказательств обратного суду представлено не было.

Довод административного истца о том, что ответ Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021 № 01-20/100 нарушает его права как избирателя на свободные и справедливые выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 8 созыва на территории Воронежского одномандатного избирательного округа № 87 и по федеральному избирательному округу суд считает не состоятельным исходя из следующего.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 22.04.2013 № 8-П, граждане, принимавшие участие в выборах в качестве избирателей, вправе оспорить решения избирательных комиссий, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах. Возможность оспаривания таких решений членами избирательных комиссий, Федеральным законодательством не предусмотрена.

Сукочев А.И. не являлся кандидатом в депутаты и не принимал участие в голосовании на избирательном участке 14/24, полномочиями действовать от имени Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа, не наделялся, что не оспаривалось им в ходе рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, у административного истца отсутствовало право обжалования в вышестоящую комиссию действия, бездействия участковой избирательной комиссии и её должностных лиц, что было разъяснено ему в ответе Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа от 18.09.2021. Поскольку обстоятельства, изложенные в жалобе были предметом рассмотрения Участковой избирательной комиссии 1424, о чем имеется решение (л.д.104), Территориальная избирательная комиссия Центрального района г. Воронежа рассмотрев жалобу Сукочева А.И. оставила её без удовлетворения.

Кроме того, 20.09.2021 Сукочеву А.И. также был дан ответ № 01-20/103 по результатам проверки его жалобы от 18.09.2021 относительно признания результатов голосования вне участка недействительными до подведения итогов участковой избирательной комиссией 14/24 (л.д.102), согласно которому фактов нарушения действующего законодательства со стороны членов избирательной комиссии не выявлено, жалоб на нарушения их избирательных прав от граждан, голосовавших вне помещения, не поступало. Данный ответ был направлен в адрес Сукочева А.И. почтой, что следует из журнала регистрации документов, отправленных из Территориальной избирательной комиссии (л.д.88).

Таким образом, ответ на обращение Сукочева А.И. был дан, нарушение его прав отсутствует.

Согласно п.6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Учитывая, что административный истец не являлся какндидатом в депутаты ип не принимал участие в голосовании на избирательном участке 14/24, полномочиями действовать от имени Территориальной Избирательной комиссии и Центрального района г. Воронежа не наделялся, обращение (жалоба) административного истца от 18.09.2021 не могла быть рассмотрена Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа в соответствии с порядком, установленном п.6 ст. 75 ФЗ № 67-ФЗ.

20.09.2021 в 3:36 час в Избирательную комиссию Воронежской области обратился с жалобой член Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа с правом совещательного голоса Сукочев А.И. о нарушениях при рассмотрении его обращения Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа (л.д.105).

Как следует из выше указанного обращения Сукочева А.И. от 20.09.2021, он полагал, что его обращение от 18.09.2021 Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа рассмотрено не было.

Поскольку как указал истец его обращение Территориальной избирательной комиссией Центрального района г. Воронежа рассмотрено не было, то рассмотрение его жалобы Избирательной комиссией Воронежской области было поручено Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа.

20.09.2021 в 15:10 час. Избирательной комиссией Воронежской области в адрес Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа была направлена жалоба Сукочева А.И для проведения проверки, о чем Сукочеву А.И. было сообщено в письме от 20.09.2021 (л.д.110-111).

20.09.2021 адрес Избирательной комиссией Воронежской области из Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Воронежа поступила информация о рассмотрении заявления Сукочева А.И с приложением ответа, направленного в адрес заявителя (л.д.106-107,108-109).

Таким образом, нарушений при рассмотрении обращения Сукочева А.И. допущено не было.

Довод стороны административного истца о том, что Избирательной комиссией Воронежской области в нарушение ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59-ФЗ) его жалоба в Избирательную комиссию Воронежской области была направлена в Территориальную избирательную комиссию Центрального района г. Воронежа, чьи действия обжаловались, суд считает не состоятельным.

Согласно ч.1 ст. 1 ФЗ № 59-ФЗ, настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст. 1).

В рамках реализации избирательного законодательства таковым является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Довод представителя административного истца о том, что его жалобы должны были быть рассмотрены немедленно согласно ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», суд считает не состоятельным исходя из следующего.

Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.

Ответ Сукочеву А.И. был подготовлен 18.09.2021, однако он от его получения отказался. На его жалобу от 20.09.2021 был дан ответ 20.09.2021.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, содержание жалоб и ответов на них в совокупности, суд приходит к выводу, что ответы на жалобы административного истца от 18.09.2021 и 20.09.2021 даны, получены Сукочевым А.И. Все обращения (жалобы) рассмотрены ответчиками в пределах компетенции в установленный срок в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Тот факт, что с данными ответами административный истец не согласен, не свидетельствует о бездействии административных ответчиков.

Кроме того, суд считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Устранение нарушений прав на будущее время, законодательством не установлено.

Согласно ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

Учитывая, что судом нарушений законности не установлено, оснований для вынесения частного определения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175,179 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Сукочева Андрея Ивановича к Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Воронежа, Избирательной комиссии Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении жалобы от 18.09.2021 в соответствии с требованиями избирательного законодательства, признании незаконным ответа от 18.09.2021, признании незаконным ответа от 20.09.2021 в связи с не рассмотрением заявления от 20.09.2021 в соответствии с требованием избирательного законодательства оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2021.

1версия для печати

2а-4293/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокуратура Центрального района г. Воронежа
Сукочев Андрей Иванович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Центрального района г. Воронежа
Избирательная комиссия Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронеж
Судья
Михина Наталья Александровна
Дело на странице суда
centralny.vrn.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация административного искового заявления
04.10.2021Передача материалов судье
05.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее