Решение по делу № 2-199/2019 от 14.02.2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2019 года                                                                                                                                <адрес>

Заводской районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дауркина И.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО3 2006 г.р. к ФИО1 о возложении обязанности предоставления отчета опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2018 год,

установил:

прокурор обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что прокуратурой района в феврале 2019 года проведена проверка соблюдения законодательства об опеке и попечительстве по результатам которой установлено, что ФИО1, будучи опекуном несовершеннолетней ФИО3 2006 г.р. на основании приказа департамента образования Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в установленный законом срок не предоставил в отдел опеки (попечительства) и охраны прав детства МУ департамента образования Мэрии <адрес> отчет опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2018 год, тем самым допущено нарушение ст. 25 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", которым установлено, что опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, предоставляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Не предоставление отчета опекуном не позволяет осуществить контроль за целевым расходованием денежных средств в интересах опекаемого. На основании изложенного прокурор просит возложить на ФИО1 обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в органа опеки (попечительства) отчет опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетней ФИО3 2006 г.р. и об управлении таким имуществом, расходовании денежных средств на содержание опекуемой за 2018 год.

В судебное заседание прокурор и его представитель не явились, будучи извещенными в установленном порядке, уважительных причин неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали, обстоятельств, подтверждающих обращение к прокурору граждан по данному вопросу, результаты проверки органа опеки (попечительства), в ходе которой выявлен факт уклонения ответчика от предоставления отчета, ответ на запрос из органа опеки (попечительства) от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представили. Согласно ч.3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Представители 3-лица - органа опеки (попечительства) и охраны прав детства МУ департамента образования Мэрии <адрес> ФИО4 и ФИО5 считают возможным рассмотреть дело в отсутствии прокурора, с его требованиями не согласились, пояснили, что ФИО1, будучи опекуном несовершеннолетней ФИО3 2006 г.р. своевременно предоставил в отдел опеки (попечительства) и охраны прав детства МУ департамента образования Мэрии <адрес> отчет опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного, об управлении таким имуществом за 2018 год, и данный отчет утвержден руководителем отдела опеки (попечительства) ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в силу п.16 ст.1 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 55-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Чеченской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" МУ департамента образования Мэрии <адрес> в отношении несовершеннолетних граждан является представителем уполномоченного органа исполнительной власти Чеченской Республики и в силу ч.1 ст.6 Закона наделен правом представлять законные интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с физическими, юридическими лицами, в том числе в судах, если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Чеченской Республики или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Поэтому, как, надлежащий соистец по делу ходатайствует о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, поскольку свои обязанности опекун ФИО1 исполнил в установленный срок, нарушений по заявленным прокурором требованиям последний не допустил. С заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов органа опеки (попечительства), а так же несовершеннолетней ФИО6, департамент образования Мэрии <адрес>, в прокуратуру не обращался и фактически спорные правоотношения отсутствуют.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не сообщил, при подготовке дела к судебному разбирательству представил суду заявление, в котором с заявленными прокурором требованиями не согласился, просит производство по делу прекратить, так требования к нему предъявлены не обоснованно, поскольку он к ДД.ММ.ГГГГ предоставил отчет опекуна о хранении, использовании имущества, об управлении таким имуществом, о расходовании денежных средств на содержание несовершеннолетней ФИО3 за 2018 год. В обоснование своих доводов представил суду к/копию отчета опекуна.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Положениями ч. 2 ст. 24 указанного Закона предусмотрено, что орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона "Об опеки и попечительстве".

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Согласно ч. 2 той же статьи отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Частью 3 ст.25 предусмотрено, что отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

В соответствии со ст.30 Федерального закона лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных положений следует, что предоставление отчета опекуна или попечителя связано с обеспечением соблюдения прав и законных интересов подопечного и является элементом отношений по контролю за деятельностью опекуна (попечителя) со стороны органа опеки и попечительства. При этом предоставление отчета само по себе не может считаться формой восстановления тех или иных прав самого подопечного, в защиту которого предъявлен иск, поскольку в зависимости от достоверности сведений, изложенных в отчете, он может быть утвержден или не утвержден органом опеки и попечительства.

В силу ст.148.1 Семейного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ) гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 36-38 ГК РФ.

В соответствии с Законом Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 55-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Чеченской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" правом представления законных интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством наделен уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере образования.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Во взаимосвязи со статьями 45, 131, 134 ГПК РФ, оснований, дающих прокурору право обращения в интересах несовершеннолетнего с обязанием опекуна предоставить отчет о расходовании денежных средств на содержание опекаемого несовершеннолетнего Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено, следовательно оно предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов лица в нарушение п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, что в свою очередь не препятствовало иному прокурорскому реагированию по результатам проверки соблюдения законодательства об опеке и попечительстве, осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств в интересах опекаемых.

Часть 2 ст.45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Последствия отказа от иска, предусмотренные статьями 39, 220, 221 ГПК РФ, а именно то, что отказ от иска является правом истца, в случае отказа истца от иска и принятия отказа судом, суд прекращает производство по делу и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, участвующим лицам разъяснены и понятны.

При изложенных обстоятельствах, отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает ничьих прав.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 39, 45, 173, 220-221 ГПК РФ, суд

определил:

принять отказ представителей уполномоченного органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере образования от заявленных прокурором требований и в связи с фактическим исполнением ФИО1 обязанности по предоставлению отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за 2018 год, производство по настоящему гражданскому делу прекратить в связи с отказом истца от иска.

На определение может быть подана частная жалоба, а прокурором - внесено представление в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 15 дней через Заводской районный суд <адрес>.

Судья                                                                                                           И.В. Дауркин

2-199/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Заводского района г.Грозного
Ответчики
Озниев Хамзат Косумович
Другие
Отдел опеки (попечительства) и охраны прав детства Департамента образования г. Грозного
Суд
Шейх-Мансуровский районный суд г. Грозный Чеченской Республики
Дело на странице суда
zavodskoy.chn.sudrf.ru
30.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Подготовка дела (собеседование)
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Дело оформлено
30.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее