Решение по делу № 2-1407/2022 от 23.06.2022

                                                                                         Дело № 2-1407/2022

Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    с. Угра                                                                                                        23 августа 2022 года

    Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

    Председательствующего судьи Кирюхина А.В.,

    при секретаре Голубеве Н.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Угранского района Смоленской области в интересах А.С. к Администрации Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании незаконно удержанных денежных средств в качестве платы за предоставляемые социальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Угранского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах А.С. к Администрации Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании незаконно удержанных денежных средств в качестве платы за предоставляемые социальные услуги. Ссылаясь на то, что А.С. является <данные изъяты>, находится на стационарном обслуживании в СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов», является получателем страховой пенсии. Между сторонами был заключен договор стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласно пункту 10 раздела 3 договора, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 75 % пенсии. Между тем плата взимаемая с А.С. составляет 75% среднедушевого дохода получателя услуги, что противоречит действующему законодательству. Общая сумма незаконно переплаченных средств за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 года составила 24881 рублей 86 коп. Просит взыскать с ответчика в пользу А.С. 24881 руб. 86 коп.

Представитель истца пом. прокурора Угранского района Смоленской области Кукушкина О.И. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Силаева В.А. будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыла, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

А.С. будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд с учетом мнения представителя истца, имеющихся ходатайств и в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о рассмотрении данного гражданского дела при имеющейся явке.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов, на момент поступления А.С. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах - интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ).

Согласно статье 24 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также обслуживания на условиях полной или частичной оплаты, устанавливались органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством РФ было принято Постановление от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 утратили силу с 01 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием Постановления Правительства РФ от 23 июня 2014 года № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.

С 01 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, а поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие полученные в денежной форме доходы как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину-получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком-юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 01 января 2015 года правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг – до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 01 января 2015 года – даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).

Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан-получателей социальных услуг в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 01 января 2015 года) с 01 января 2015 года предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте РФ размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 года, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года.

В ходе судебного разбирательства установлено, что А.С. является <данные изъяты>, находится на стационарном обслуживании в СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов», является получателем страховой пенсии. Между сторонами был заключен договор стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. А.С. находится на стационарном обслуживании в СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с 14.01.2008 г., т.е. находился на социальном обслуживании на дату введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

А.С. является более слабой и зависимой стороной в спорных правоотношениях. Соответственно, в силу возраста и состояния здоровья А.С. подписывая 30.12.2020 г. договор о предоставлении социальных услуг, содержащие условия о плате за предоставление социальных услуг в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг в месяц не понимал, что условия договора ухудшает его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг, который на 31 декабря 2014 г. не мог превышать 75 процентов установленной получателю услуг пенсии. Таким образом, условия о размере платы за предоставление социальных услуг, содержащихся в заключенном между А.С. и. СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 30.12.2020 г. договоре, нарушают требования закона и являются недействительными.

Суд приходит к выводу о том, что правоотношения по предоставлению социальных услуг возникли до 1 января 2015 г., т.е. до введения нового правового регулирования такие отношения являются длящимися, поэтому оснований для установления А.С. нового размера платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания законом не предусмотрено и исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода получателя услуг для А.С. являются ухудшающими условиями.

Общая сумма незаконно удержанных средств за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 года составила 24881,86 руб. Ответчик признал незаконность взимания платы за предоставляемые социальные услуги в размере, превышающем 75 % пенсии. СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» прекращено удержание платы за предоставляемые социальные услуги, удержанная сумма в размере 24881,86 руб. перечислена на счет А.С.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что увеличение платы А.С. за оказанные социальные услуги в рамках длящихся правоотношений противоречит положениям части 2 статьи 35 Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года и нарушает права А.С., следовательно требования прокурора подлежат удовлетворению.

27.07.2022 г. ответчиком предоставлены в суд сведения об оплате А.С. денежных средств в размере 24881 руб. 86 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Угранского района Смоленской области в интересах А.С. к СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании незаконно удержанных денежных средств – удовлетворить.

Взыскать с СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в пользу А.С. денежные средства в сумме 24881 (двадцать четыре тысячи восемьсот восемьдесят один) рубль 86 коп.

Решение суда считать исполненным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца через Вяземский районный суд Смоленской области с.Угра.

Председательствующий            А.В. Кирюхин

2-1407/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лукин Александр Сергеевич
Прокурор Угранского района Смоленской области
Ответчики
СОГБУ "Всходский ДИПИ"
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Кирюхин Александр Владимирович
Дело на сайте суда
vyazma.sml.sudrf.ru
23.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022Дело оформлено
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее