Дело № 2-1407/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Угра 23 августа 2022 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего судьи Кирюхина А.В.,
при секретаре Голубеве Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Угранского района Смоленской области в интересах А.С. к Администрации Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании незаконно удержанных денежных средств в качестве платы за предоставляемые социальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Угранского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах А.С. к Администрации Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании незаконно удержанных денежных средств в качестве платы за предоставляемые социальные услуги. Ссылаясь на то, что А.С. является <данные изъяты>, находится на стационарном обслуживании в СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов», является получателем страховой пенсии. Между сторонами был заключен договор стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласно пункту 10 раздела 3 договора, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 75 % пенсии. Между тем плата взимаемая с А.С. составляет 75% среднедушевого дохода получателя услуги, что противоречит действующему законодательству. Общая сумма незаконно переплаченных средств за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 года составила 24881 рублей 86 коп. Просит взыскать с ответчика в пользу А.С. 24881 руб. 86 коп.
Представитель истца пом. прокурора Угранского района Смоленской области Кукушкина О.И. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Силаева В.А. будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыла, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
А.С. будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд с учетом мнения представителя истца, имеющихся ходатайств и в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о рассмотрении данного гражданского дела при имеющейся явке.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов, на момент поступления А.С. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах - интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также обслуживания на условиях полной или частичной оплаты, устанавливались органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством РФ было принято Постановление от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 утратили силу с 01 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием Постановления Правительства РФ от 23 июня 2014 года № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
С 01 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, а поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.
Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие полученные в денежной форме доходы как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину-получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком-юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 01 января 2015 года правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг – до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 01 января 2015 года – даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).
Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан-получателей социальных услуг в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 01 января 2015 года) с 01 января 2015 года предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте РФ размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 года, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года.
В ходе судебного разбирательства установлено, что А.С. является <данные изъяты>, находится на стационарном обслуживании в СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов», является получателем страховой пенсии. Между сторонами был заключен договор стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. А.С. находится на стационарном обслуживании в СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с 14.01.2008 г., т.е. находился на социальном обслуживании на дату введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
А.С. является более слабой и зависимой стороной в спорных правоотношениях. Соответственно, в силу возраста и состояния здоровья А.С. подписывая 30.12.2020 г. договор о предоставлении социальных услуг, содержащие условия о плате за предоставление социальных услуг в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг в месяц не понимал, что условия договора ухудшает его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг, который на 31 декабря 2014 г. не мог превышать 75 процентов установленной получателю услуг пенсии. Таким образом, условия о размере платы за предоставление социальных услуг, содержащихся в заключенном между А.С. и. СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 30.12.2020 г. договоре, нарушают требования закона и являются недействительными.
Суд приходит к выводу о том, что правоотношения по предоставлению социальных услуг возникли до 1 января 2015 г., т.е. до введения нового правового регулирования такие отношения являются длящимися, поэтому оснований для установления А.С. нового размера платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания законом не предусмотрено и исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода получателя услуг для А.С. являются ухудшающими условиями.
Общая сумма незаконно удержанных средств за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 года составила 24881,86 руб. Ответчик признал незаконность взимания платы за предоставляемые социальные услуги в размере, превышающем 75 % пенсии. СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» прекращено удержание платы за предоставляемые социальные услуги, удержанная сумма в размере 24881,86 руб. перечислена на счет А.С.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что увеличение платы А.С. за оказанные социальные услуги в рамках длящихся правоотношений противоречит положениям части 2 статьи 35 Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года и нарушает права А.С., следовательно требования прокурора подлежат удовлетворению.
27.07.2022 г. ответчиком предоставлены в суд сведения об оплате А.С. денежных средств в размере 24881 руб. 86 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Угранского района Смоленской области в интересах А.С. к СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании незаконно удержанных денежных средств – удовлетворить.
Взыскать с СОГБУ «Всходский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в пользу А.С. денежные средства в сумме 24881 (двадцать четыре тысячи восемьсот восемьдесят один) рубль 86 коп.
Решение суда считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца через Вяземский районный суд Смоленской области с.Угра.
Председательствующий А.В. Кирюхин