УИД 16RS0036-01-2020-012948-42
Подлинник решения приобщён к административному делу № 2а-3867/2020
Альметьевского городского суда Республики Татарстан
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2020 года г. Альметьевск, РТ
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибиева Р.Р.,
при секретаре Слеповой В.В.,
с участием:
представителя административного ответчика, призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Закиевой Л.Ф., представляющей также интересы административных соответчиков, военного комиссариата города Альметьевск и Альметьевского района Республики Татарстан и Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Республики Татарстан»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тухватуллина С.З. об оспаривании решения призывной комиссии и возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Тухватуллин С.З. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии Альметьевского муниципального района, в обоснование которого указал, что решением призывной комиссии города Альметьевск и Альметьевского района Республики Татарстан в период осеннего призыва 2020 года административный истец был признан годным к прохождению военной службы и призван для прохождения военной службы. Тухватуллин С.З. полагал указанное решение призывной комиссии незаконным, подлежащим отмене, поскольку, врачами-специалистами, несмотря на заявленные жалобы на состояние здоровья административного истца, последнему направления на обследование не выдавались. Вместо этого Тухватуллин С.З. и был признан годным к военной службе и на основании решения призывной комиссии от <данные изъяты> был призван на военную службу.
Тухватуллин С.З. просил суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии, принятое в период осеннего призыва 2020 года, а также обязать призывную комиссию устранить допущенные нарушения его прав на освобождение от призыва на военную службу и на зачисление в запас путём установления категории годности <данные изъяты>
Административный истец Тухватуллин С.З. извещён, не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не представил.
Представитель административных соответчиков, Закиева Л.Ф., с административным иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном возражении. Дополнительно пояснила, что решение о призыве Тухватуллина С.З. на военную службу не принималось, повестка серии № об отправке в Вооружённые Силы Российской Федерации на 01 декабря 2020 года в 04 часа 30 минут административному истцу была вручена ошибочно, о чём сам Тухватуллин С.З. был уведомлён, что подтверждается его подписью на возвратной части повестки.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объёме.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Такие решения согласно ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведённого врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава Российской Федерации № 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее - Инструкция).
Согласно п. 9 Инструкции врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
Результаты медицинского освидетельствования призывника в соответствии с п. 11 Инструкции записываются в дело с протоколами заседаний призывной комиссии.
Установлено, что административный истец Тухватуллин С.З., ДД.ММ.ГГГГ, состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Альметьевск и Альметьевского района Республики Татарстан.
17 сентября 2020 года Тухватуллин С.З. собственноручно оформил лист учёта жалоб призывника, в котором указал на жалобы <данные изъяты>.
При призыве на военную службу осенью 2020 года в связи с поступившими от Тухватуллина С.З. жалобами на здоровье, административный истец призывной комиссией во исполнение п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был направлен на дополнительное медицинское обследование и проведение обязательных диагностических исследований на основании решения призывной комиссии № 16/399 от 20 ноября 2020 года.
В срок до 27 ноября 2020 года Тухватуллин С.З. медицинское обследование не завершил, результаты медицинского обследования призывной комиссии не представил.
Решение о призыве административного истца в период осеннего призыва на военную службе призывной комиссией не принималось. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями представителя административных соответчиков и материалами личного дела призывника, в котором отсутствуют сведения о наличие оспариваемого решения.
Согласно ч. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в суд в течение трёх месяцев со дня принятия обжалуемого решения.
Исходя из положений ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведённого в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 № 574 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подаётся гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счёт средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Между тем, о проведении независимой военно-врачебной экспертизы Тухватуллин С.З. не заявлял.
Поскольку Тухватуллиным С.З. результаты медицинского обследования представлены не были, при этом независимая экспертиза состояния здоровья им также не проводилась, документальных оснований для освобождения Тухватуллина С.З. от военной службы и зачисления его в запас путём установления категории годности «<данные изъяты>, суд не находит, в связи с этим, указанные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
В части требования Тухватуллина С.З. об оспаривании решения призывной комиссии Альметьевского муниципального района о призыве административного истца в Вооружённые Силы Российской Федерации впериод осеннего призыва 2020 года, Альметьевским городским судом Республики Татарстан 25 декабря 2020 года вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу, в связи с тем, что указанное решение, оспариваемое Тухватуллиным С.З., призывной комиссией не принималось, таким образом, отсутствует предмет спора в этой части.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тухватуллина С.З. о возложении на призывную комиссию Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истцана освобождение от призыва на военную службу и на зачисление в запас путём установления категории годности <данные изъяты>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Сибиев
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2020 года.
Копия верна:
Судья Альметьевского городского суда
Республики Татарстан Р.Р. Сибиев
Решение вступило в законную силу:
«______» _____________ 20_____ г.
Судья