№2а-3469/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года гор. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Цыденжаповой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бадмаева Бориса Владимировича к Комитету по строительству Администрации г.Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Бадмаев Б.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по строительству Администрации г.Улан-Удэ, в обоснование указав, что по результатам рассмотрения его заявления административным ответчиком отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по двум причинам: отсутствие решения постоянно действующей комиссии по проведению публичных слушаний по вопросу строительства индивидуального жилого дома в зоне Ж-2, отнесенной к условно разрешенному виду использования, и несоответствие площади земельного участка ее минимальному значению, установленному п.2 ст.13 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ... (далее – Правила землепользования).
С отказом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. административный истец не согласен, просит признать его незаконным и обязать выдать разрешение на строительство. Полагает, что публичные слушая по вопросам градостроительной деятельности проводятся только при разработке и утверждении проекта правил землепользования и застройки территории, а не при строительстве конкретного индивидуального жилого дома, проведение публичных слушаний по вопросу строительства жилого дома собственником земельного участка не предусмотрено законом. Отказ административного ответчика по мотиву несоответствия площади земельного участка ее минимальному значению (400кв.м.) также считает незаконным, поскольку земельный участок именно такой площади предоставлен ему в собственность на основании соглашения о перераспределении земель и(или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности ... о ДД.ММ.ГГГГ
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация г.Улан-Удэ.
В судебном заседании Бадмаев Б.В. заявление поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ в судебное заседание не явилась, извещены надлежаще. В ходе подготовки дела представитель по доверенности Мотоева М.К. возражала, просила отказать в удовлетворении требований, представила письменный отзыв.
Представитель административного ответчика Администрации г.Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пп. «б» п.3 с.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
Согласно п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что земельный участок площадью 379+/-7 кв.м., кадастровый ... находится в собственности Бадмаева Б.В., ДД.ММ.ГГГГ. за ним зарегистрировано право собственности на основании соглашения о перераспределении земель и(или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности ... о ДД.ММ.ГГГГ., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - участок, существующим жилым домом. Указанное следует из выписки из ЕГРПН о ДД.ММ.ГГГГ
Бадмаев Б.В. обратился к Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ с просьбой выдать ему разрешение на строительство одноэтажного жилого дома на вышеуказанном земельном участке. К заявлению был приложен градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ....
Письмом Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. ... на основании ч.13 ст.51 ГрК РФ Бадмаеву Б.В. отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, кадастровый ..., в связи тем, что градостроительным регламентом зоны Ж-2, в которой расположен его земельный участок, индивидуальное строительство отнесено к условно разрешенному виду использования и может осуществляться на основании решения постоянно действующей комиссии по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, а также в связи с несоответствием площади участка значениям, установленным п.2 ст.13 Правил землепользования, при минимальном значении 400кв.м., площадь земельного участка Бадмаева Б.В. составляет 379 кв.м.
В пункте 2.2. градостроительного плана земельного участка истца содержится информация о его принадлежности к территориальной зоне: зона застройки малоэтажными домами ( зона Ж-2), установлен градостроительный регламент согласно Правилам землепользования, где строительство индивидуальных жилых домов является условно разрешенным видом использования. К разрешенным видам использования отнесены: блокированная жилая застройка, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, социальное, бытовое, амбулаторно-поликлиническое, стационарно-медицинское обслуживание, культурное развитие, магазины, общественное питание, спорт, земельные участки общего пользования, обеспечение внутреннего правопорядка, дошкольное, начальное и среднее образование, объекты инженерной инфраструктуры, связь, гидротехнические сооружения. К вспомогательным видам использования отнесено коммунальное обслуживание.
На основании части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 и частью 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 263 ГК РФ также предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 1).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
По смыслу указанных норм, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статья 85 Земельного кодекса РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны).
Как усматривается из материалов дела, земельный участок, где Бадмаевым Б.В. планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен зоне застройки малоэтажными жилыми домами (зона Ж-2).
Виды разрешенного использования и правила застройки указанных зон, изложены в Правилах землепользования и застройки городской округ город Улан-Удэ, утв. решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ....
В соответствии со статьей 9 Правил землепользования зона Ж-2 включает в себя участки территории города Улан-Удэ, предназначенные для застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок для автомобилей, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства;
Размещение индивидуальных жилых домов при наличии правоустанавливающего документа на земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома, относится к условно-разрешенному виду использования.
Согласно части 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
Указанной нормой определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - проведение публичных слушаний; определение состава их участников, срок проведения и порядок информирования о публичных слушаниях; опубликование, оформление и учет результатов публичных слушаний.
Таким образом, административным ответчиком обосновано отказано в разрешении на строительство индивидуального жилого дома, поскольку Бадмаевым Б.В. решение о строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с условно разрешенным видом использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства в рамках публичных слушаний не получено.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по мотиву непредоставления решения постоянно действующей комиссии по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, суд не усматривает.
То обстоятельство, что при утверждении схемы расположения земельного участка, а в последующем при заключении соглашения о перераспределении земель, регистрации права собственности указано на отнесение земельного участка к землям населенных пунктов - с указанием вида разрешенного использования «участок, занимаемый существующим жилым домом», во всяком случае не предопределяет право Бадмаева Б.В. на строительство жилого дома вопреки правилам градостроительного зонирования. В рассматриваемой ситуации подлежат применению положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отказ Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ по мотиву несоответствия площади земельного участка Бадмаева Б.В.( 379 кв.м.) ее минимальному значению, установленному ст. 14 Правил землепользования – 400кв.м., суд считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Действительно статьей 14 (Таблица 2) «Градостроительный регламент зоны застройки малоэтажными жилыми домами (зона Ж-2)» Правил землепользования установлены предельные максимальные и минимальные значения площади земельных участков, 1000кв.м. и 400кв.м., соответственно. Однако, Администрацией г.Улан-Удэ при принятии решения о предоставлении истцу земельного участка и заключении соглашения перераспределении земель и (или ) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности ... от ДД.ММ.ГГГГ. надлежало установить, позволяют ли его размеры использовать его в соответствии с целевым назначением, чего сделано не было.
Поскольку, независимо от указания в письме Комитета по строительству на несоответствие площади земельного участка Бадмаева Б.В. ее минимальному значению, установленному ст.14 Правил землепользования, отказ административного ответчика, по существу, соответствует требованиям закона, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Требование административного иска о возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома взаимосвязано с требованиями о признании недействительным отказа в выдаче такого разрешения. Так как требования о признании обжалуемого отказа не подлежат удовлетворению, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в вышеуказанной части и применения положений ч. 4 ст. 216 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бадмаева Бориса Владимировича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Власова И.К.