Дело № 2-800/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2017 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Пацира М.В.,
с участием истца Дмитриевой З.А.,
представителя истца Билича А.А., действующего на основании доверенности от 05.05.2017 года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дмитриевой Зинаиды Алексеевны к Администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследства 1/2 доли квартиры, признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Дмитриева З.А. обратилась в суд с иском к Администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследства 1/2 доли квартиры, признании права собственности на квартиру, мотивируя свои требования следующим. В 1995 году истец Дмитриева З.А. совместно со своей матерью Л.Ю.Д., на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан, зарегистрированного в Ужурском ГПТИ 14 марта 1995 года, реестровый № 32, приобрели в общую долевую собственность от АО «Ильинское» квартиру, расположенную по <адрес>. После приобретения указанного объекта недвижимости Л.Ю.Д. и Дмитриева З.А. открыто владели, пользовались и распоряжались указанной квартирой. В 1996 году Л.Ю.Д. умерла. В настоящее время истец не может оформить квартиру в собственность по причине отсутствия подлинника договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02 февраля 1995 года. Кроме того, в указанном договоре допущены ошибки в написании площади квартиры и неполно указан адрес объекта недвижимости. В соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность граждан Дмитриева и Л.Ю.Д. получили в собственность жилое помещение, расположенное по <адрес>, а фактически данное жилое помещение является квартирой по <адрес> Истец просит установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти Л.Ю.Д., включить в состав наследства, открывшегося после смерти Л.Ю.Д., умершей ДД.ММ.ГГГГ, включить в состав наследства 1/2 долю квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по <адрес> и признать за ней право собственности на указанную квартиру.
Истец Дмитриева З.А. в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом их увеличения, по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что в 1992 году она приехала работать учителем в с. Ильинку Ужурского района. Для проживания ей предоставили квартиру, расположенную по <адрес>. С 1992 года она вместе с матерью Л.Ю.Д. проживали в спорной квартире. В 1995 году АО «Ильинское» заключило с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан. Однако в данном договоре не указана долевая собственности и адрес квартиры. ДД.ММ.ГГГГ мама умерла. После её смерти она стала пользоваться её личными вещами, фотографиями и продолжала проживать в квартире, но к нотариусу с заявлением о принятии наследства она не обращалась. Земельный участок, на котором расположена спорная квартира принадлежит ей на праве собственности.
Представитель истца Билич А.А. в судебном заседании исковые требования с учетом их увеличения поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что Дмитриева З.А. не может оформить право собственности на спорную квартиру, поскольку отсутствует подлинник договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02 февраля 1995 года. Кроме того, в данном договоре не указан адрес объекта недвижимости передаваемого в собственность и вид собственности. Дмитриева З.А. имеет право на свою долю квартиры, а также как единственный наследник на долю квартиры, принадлежащую её матери Л.Ю.Д. В 1996 году, когда мать истца умерла, она осталась проживать в квартире, распорядилась личными вещами матери, то есть фактически приняла наследство, но с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращалась.
Представитель ответчика Администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении глава Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края Сецко О.Л. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя сельсовета, указал, что возражений против удовлетворения требований Дмитриевой З.А. не имеет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ликвидационной комиссии АО «Ильинское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении директор АО «Ильинское» Городкова Е.Г. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что с 1995 года истец открыто владеет и пользуется квартирой, расположенной по <адрес>, открыто в ней проживает и несет расходы по её содержанию, оплачивает коммунальные услуги, данная квартира на балансе АО «Ильинское» не значится, не возражает против удовлетворения исковых требований Дмитриевой З.А.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд находит исковые требования Дмитриевой З.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Дмитриева Зинаида Алексеевна является дочерью Л.Ю.Д., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Факт смерти Л.Ю.Д. подтверждается справкой о смерти №, выданной Ужурским территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края 06 июня 2017 года. Родственные отношения Дмитриевой З.А. и Л.Ю.Д. подтверждаются справкой о рождении №, выданной Ужурским территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края 06 июня 2017 года, Лактюшиной Зинаиды, в которой в качестве её матери указана Л.Ю.Д., а также свидетельством о заключении брака, выданным Администрацией Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края 19 апреля 1996 года, из которого следует, что Д.В.И. и Лактюшина Зинаида Алексеевна 19 апреля 1996 года заключили брак, после чего ей присвоена фамилия Дмитриева.
Таким образом, Дмитриева З.А. является наследником первой очереди после смерти Л.Ю.Д.
В силу ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
После смерти Л.Ю.Д. открылось наследство в виде 1/2 доли квартиры, расположенной по <адрес>. Указанная доля в объекте недвижимости принадлежала наследодателю на праве собственности. Данный вывод суда основан на следующих доказательствах.
Из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02.02.1995 года следует, что Акционерное общество «Ильинское» безвозмездно передало в собственность Лактюшиной З.А. и Л.Ю.Д. квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по <адрес>. Договор зарегистрирован в территориальном Бюро технической инвентаризации за № № от 14.03.1995 года.
Согласно акту Ужурского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 28 июня 2017 года расхождение площадей в договоре передачи жилищного помещения в собственность от 02.02.1995 года, зарегистрированном в Ужурском ГПТИ 14.03.1995 года № № с данными технической инвентаризации от 10.03.1995 года, произошло в результате того, что договор передачи жилищного помещения в собственность составлялся без проведения технической инвентаризации. В техническую документацию внесены достоверные сведения общая площадь квартиры, расположенной по <адрес>, составляет № кв.м., жилая площадь № кв.м.
Из справки Ужурского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 28 июня 2017 года следует, что право собственности на квартиру общей площадью № кв.м., расположенную по <адрес>, по состоянию на 01 июля 1999 года зарегистрировано за Лактюшиной З.А. и Л.Ю.Д. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 02.02.1995 года, зарегистрированного в Ужурском ГПТИ 14.03.1995 года, реестровый номер №.
Из сообщения Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» от 07 июня 2017 года следует, что запись о регистрации прав на квартиру, расположенную по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.07.2017 года земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, расположенный по <адрес>, на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 22.12.1999 года, принадлежит на праве собственности Дмитриевой З.А.
В силу ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Поскольку квартира, расположенная по <адрес>, была передана в собственность Лактюшиным без определения долей, она являлась их общим имуществом.
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что Л.Ю.Д. и Дмитриева З.А. являлись собственниками по 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по <адрес>, а потому 1/2 доля квартиры подлежит включению в состав наследства, открывшегося после смерти Л.Ю.Д.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт принятия наследства.
Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранению имущества.
В соответствии с ч. 1, 2 и 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Открывшееся после смерти Л.Ю.Д. наследство фактически приняла ее дочь Дмитриева Зинаида Алексеевна, так как после смерти Л.Ю.Д. она продолжила проживать в квартире, стала пользоваться личными вещами матери, то есть фактически Дмитриева З.А. вступила во владение наследственным имуществом. Данные обстоятельства были подтверждены истцом, её представителем и свидетелями.
Свидетель М.М.С. показала, что живут в одной деревне с истцом. Дмитриева З.А. живет по <адрес>. Ранее в квартире с ней вместе проживала ее мать. Когда мать умерла, Дмитриева З.А. похоронила её, распорядилась имуществом, принадлежащим матери.
Свидетель М.Г.С. показала, что с Дмитриевой З.А. знакома с 2002 года, она живет по <адрес>, ранее с ней в квартире проживала мать.
Как следует из сообщения нотариуса Ужурского нотариального округа Бровкиной Н.В. от 05.10.2017 года, по данным алфавитных книг учета наследственных дел заявлений о принятии наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ Л.Ю.Д. в нотариальную контору не поступало, наследственное дело не заводилось.
Таким образом, принимая во внимание, что установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства истек, за Дмитриевой З.А. следует признать право собственности на 1/2 долю квартиры, расположенной по <адрес>, в порядке наследования, учитывая, что Дмитриевой З.А. принадлежит 1/2 доля данной квартиры, а потому за Дмитриевой З.А. следует признать право собственности на всю квартиру. При таких обстоятельствах исковые требования Дмитриевой З.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дмитриевой Зинаиды Алексеевны удовлетворить.
Установить факт принятия Дмитриевой Зинаидой Алексеевной наследства, открывшегося после смерти Л.Ю.Д., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Л.Ю.Д., умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 долю квартиры, расположенной по <адрес>.
Признать за Дмитриевой Зинаидой Алексеевной право собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Решение в окончательной форме составлено и подписано 13 ноября 2017 года
Председательствующий Ю.Н. Моховикова