РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Терентьевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1336/2019 по административному исковому заявлению Мячина В.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Мячин В.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительная промышленность, общей площадью 2 721 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.01.2019 года в размере 741 190 рублей 09 копеек.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. Истец в силу закона обязан осуществлять уплату арендной платы за вышеуказанный земельный участок, расчет которой произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В отношении земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость, которая по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы.
В обоснование заявления Мячин В.В. ссылался на Отчет об оценке от 05.06.2019 года № 60/05-19, подготовленный ООО «Статус-Эксперт», которым по состоянию на 10.01.2019 года определена рыночная стоимость земельного участка в размере 741 190 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в судебном порядке. Просит требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил исковые требования, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.01.2019 года в размере 1 733 537 рублей, согласно выводам судебной экспертизы ООО АНО «Экспертиза Поволжья».
Административный истец, представители административного истца, Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о.Отрадный Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения по административному делу, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель администрации г.о.Отрадный Самарской области представил письменные возражения на административный иск, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Установлено, что арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительная промышленность, общей площадью 2 721 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, является Мячин В.В. на основании договора аренды земельного участка от 26.04.2019 года № 56/19, что подтверждается договором аренды от 26.04.2019 года № 56/19, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.05.2019 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 10.01.2019 года и составляет3 276 192 рубля 84 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 15.05.2019 года.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как арендатора земельного участка, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения арендной платы за предоставленный земельный участок.
Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
К данному заявлению административный истец представил отчет об оценке от 05.06.2019 года № 60/05-19, подготовленный оценщиком ООО «Статус-Эксперт».
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся спорный земельный участок, итоговая величина его рыночной стоимости составляет 741 190 рублей.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя Администрации г.о.Отрадный Самарской области была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости.
Из заключения эксперта ООО АНО «Экспертиза Поволжья» от 15.07.2019 года № 23/19 следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 10.01.2019 года составляет 1 733 537 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации.
При оценке земельного участка, эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание его качественных и количественных характеристик, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований подвергать сомнению выводы эксперта у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, не заинтересован в исходе дела.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Отчетом об оценке ООО «Статус-Эксперт» не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным. Возражений относительно выводов судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено. Кроме того, административный истец уточнил заявленные требования согласно результатам судебной экспертизы.
Из разъяснений, содержащихся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению с учетом результатов судебной экспертизы.
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является – 14.06.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Мячина В.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительная промышленность, общей площадью 2 721 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.01.2019 года в размере 1 733 537 рублей.
Дата подачи административного иска в суд 14 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 августа 2019 года.
Председательствующий М.А.Панкова