Дело № 2-2562/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2022 г. г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Захаровой О.С., при секретаре судебного заседания Семёновой Е.А., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Тарасовой А.Я., представителей ответчиков – директора МБОУ «СОШ № 43» ПетровойЛ.Л., администрации г. Чебоксары Григорьевой К.А., действующей на основании доверенности от <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» г.Чебоксары, администрации г. Чебоксары об обязании совершить действия по обеспечению антитеррористической безопасности,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Чебоксары (далее – МБОУ «СОШ №43») о возложении обязанности обеспечить объект, расположенный по адресу: <адрес>, контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; а также иск предъявлен к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности выделить финансирование МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары для исполнения решения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства в деятельности МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары выявлены нарушения требований законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности и повышения уровня антитеррористической защищенности. В частности, образовательное учреждение не обеспечено контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, что создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, а также лиц, осуществляющих трудовую деятельность, и иных лиц, находящихся в учреждении. По данному факту прокуратурой района внесено представление, которое на дату обращения в суд не устранено в связи с отсутствием финансирования.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Тарасова А.Я. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном иске, просила их удовлетворить. Заявленные требования об обеспечении объекта системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой экстренного оповещения, системой контроля и управления доступом, обеспечение средствами снижения скорости и противотаранными устройствами просила оставить без удовлетворения ввиду добровольного ответчиками исполнения предъявленных требований.
Директор МБОУ «СОШ № 43» ПетроваЛ.Л. в судебном заседании не оспаривала необходимость выполнения мероприятий, определенных прокурором, по обеспечению здания школы контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию школы в целях антитеррористической защищенности. Дополнительно пояснила, что в настоящее время образовательным учреждением предпринимаются все необходимые меры для устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Представитель ответчика Администрации г. Чебоксары Григорьева К.А. не возражала против удовлетворения исковых требований в части возложения обязанностей по устранению нарушений при обеспечении антитеррористической защищенности образовательного учреждения, однако в отсутствие финансирования исполнить возложенную обязанность в течение 3 месяцев не представляется возможным. С учетом требований бюджетного законодательства просила увеличить срок исполнения решения суда с 3 месяцев на более длительный срок.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии и Главное управление МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены заблаговременно в установленные законом сроки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно нормам ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в РФ, является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (пп. 1 и 2 ст.41).
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Судом установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43» г.Чебоксары на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>.
В соответствии с утвержденным уставом МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №» <адрес> Республики».
Согласно п. 1.3. Устава учредителем МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары является муниципальное образование – город Чебоксары – столица Чувашской Республики. От имени данного муниципального образования функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом; функции и полномочия учредителя по иным вопросам – управление образования администрации г. Чебоксары.
В соответствии с п. 1.8 Устава МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары осуществляет свою деятельность в соответствии с компетенцией, установленной законодательством РФ, в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Предметом деятельности МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары является реализация конституционного права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2.1 Устава).
18 сентября 2019 г. МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары присвоена 1 категория опасности (паспорт безопасности).
Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму с целью установления антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары, в ходе которого выявлено, что объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта.
31 января 2022 г. прокуратурой района в адрес директора МБОУ «СОШ №43» г.Чебоксары внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения и повышения уровня антитеррористической защищенности. Вместе с тем нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму школой не устранены.
Из ответа МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары на представление прокурора района от 9 марта 2022 г. следует, что основной причиной невыполнения требований к антитеррористической защищенности образовательного учреждения является отсутствие денежных средств.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что образовательное учреждение неоднократно обращалось в орган местного самоуправления о выделении денежных средств на установку контрольно-пропускного пункта при входе (въезда) на территорию школы, однако из ответов Администрации г.Чебоксары следует, что вопрос о финансировании ремонтных работ будет рассмотрен при планировании бюджета г.Чебоксары по отрасли «Образование» на 2023-2025 гг.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее как Требования).
В соответствии с п. 8,11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.20019 №1006, для проведения категорирования объекта по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) которая в ходе своей работы перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Согласно подп. «а» п. 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности оборудуются системой контроля и управления доступом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ на каждую сторону возложено бремя доказывания тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик в лице директора МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары на день рассмотрения дела не представил суду доказательства надлежащего соблюдения Требований антитеррористической защищенности. Материалами дела и пояснениями сторон подтверждается, что объект МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары, которому присвоена 1 категория опасности, не обеспечен контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования прокурора к МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары в полном объеме.
Разрешая требования истца о возложении на Администрацию г.Чебоксары
выделить финансирование необходимое для МБОУ «СОШ № 43» в целях выполнения требований законодательства суд исходит из следующего.
Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что муниципальный округ наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Органы местного самоуправления г. Чебоксары и должностные лица органов местного самоуправления г. Чебоксары несут ответственность перед населением г.Чебоксары, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления им переданных отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования.
Следовательно, полномочия на осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд возложены на Администрацию г. Чебоксары.
Учитывая, что Администрация г. Чебоксары в рамках возложенного на МБОУ «СОШ № 43» муниципального задания обязана осуществить финансирование, необходимое на выполнение требований антитеррористической защищенности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанностей на Администрацию г. Чебоксары по финансированию школы для исполнения решения суда.
Довод о недостаточности бюджетных средств и отсутствии финансирования для устранения выявленного нарушения не влечет отказ в удовлетворении требований, поскольку само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания МБОУ СОШ №43 г. Чебоксары контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
В рассматриваемом случае основания для удовлетворения требований связаны с обязанностью образовательного учреждения и органа местного самоуправления в силу требований закона и исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности, а обеспечение систем антитеррористической направленности в зависимость от длительности процедуры внесения изменений в местный бюджет на соответствующий финансовый год на неопределенный срок отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, учитывая характер правоотношений, объем работ, подлежащих выполнению, особенности бюджетного процесса, суд приходит к выводу, что срок для устранения нарушений, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Исковые требования заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Чебоксары обязанность обеспечить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу объект, расположенный по адресу: <адрес>, контрольно-пропускным пунктом вход (въезд) на прилегающую территорию объекта.
Обязать Администрацию г. Чебоксары выделить финансирование муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» г.Чебоксары для исполнения настоящего решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 ноября 2022 г.
Судья О.С. Захарова