Решение по делу № 3а-22/2020 от 25.12.2019

Дело № 3а-22/2020 Мотивированное решение составлено 25 февраля 2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2020 года город Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Науменко Н.А.

при секретаре Синициной М.В.

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Терминал» Ширшова В.С.,

представителя административного ответчика Правительство Мурманской области Бондаренко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Терминал»об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Терминал» обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Мурманской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости – здания ***, общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу:....

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 29 июня 2012 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... определена в размере 49439578,05 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП.

Между тем, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости согласно отчету независимого оценщика ИП Таран Э.А. от 12 декабря 2019 г. № * составляет 18300 000 рублей.

Административный истец просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * – нежилое здание торгово-выставочного центра в размере рыночной стоимости 18 300000 рублей.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования на основании откорректированного отчета ИП Таран Э.А., просил суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости 26900 000 рублей по состоянию на 29 июня 2012 г.

В судебном заседании представитель ООО «Терминал» Ширшов В.С. уточненное административное исковое заявление поддержал.

Представитель административного ответчика Правительство Мурманской области Бондаренко О.В. в судебном заседании не заявила возражений относительно существа спора.

Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве оставил разрешение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда, просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Заинтересованное лицо администрация муниципального образования город Мурманск представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, возражений относительно административного искового заявления не представлено.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В судебном заседании установлено, что ООО «Терминал» на праве собственности принадлежит объект недвижимости – здание, *** кв.м, инвентарный номер *, назначение: нежилое, наименование: «***», кадастровый номер *, количество этажей *** в том числе подземных ***; расположенное по адресу:... (том 1 л.д. 154-155).

Дата присвоение кадастрового номера – 29 июня 2012 г. Право собственности ООО «Терминал» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 января 2016 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от10 января 2020г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 51:20:0002015:194 по состоянию на 29 июня 2012 г. составляет 49439578,05 рублей (том 2 л.д. 156).

Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП.

С учетом того, что очередная государственная кадастровая оценка в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ранее действующей редакции), не проведена, при этом в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ положения данной статьи Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также конкретными обстоятельствами дела, суд считает необходимым восстановить ООО «Терминал» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет существенное значение, поскольку спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2018 г. № 380, под порядковым номером *.

В качестве доказательства, подтверждающего размер рыночной стоимости здания, истцом представлен откорректированный отчет независимого оценщика ИП Таран Э.А. от 29 января 2020 г. № *, согласно которому рыночная стоимость здания, назначение: нежилое, общей площадью *** кв.м с кадастровым * по состоянию на 29 июня 2012 г. составляет 26900 000 рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Оформление и содержание откорректированного отчета независимого оценщика ИП Таран Э.А. от 29 января 2020 г. № * соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Выводы оценщика мотивированы.

Так, из содержания откорректированного отчета от 29 января 2020 г. № * следует, что оценка определялась индивидуально для конкретного объекта недвижимости, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, с учетом анализа внешних факторов и рынка недвижимости, местоположения объекта оценки. Относительно различий между объектом оценки и объектами-аналогами применены соответствующие корректировки и на основе полученных результатов оценщик определил итоговую стоимость объекта недвижимости с использование трех подходов (сравнительного, доходного, затратного). Характеристики объектов-аналогов представлены в отчете. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Свидетель М М.Н., являющаяся кадастровым оценщиком и специалистом в области оценки объектов недвижимости, в судебном заседании 11 февраля 2020 г. подтвердила, что содержание откорректированного отчета ИП Таран Э.А. от 29 января 2020 г. № * соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, замечаний не выявлено. Примененные корректирующие коэффициенты по всем элементам сравнения рассчитаны верно и им дано полное обоснование. Определенная в отчете рыночная стоимость в отношении оцениваемого объекта недвижимости может быть признана достоверной и соответствует средней рыночной стоимости в городе Мурманске.

В подтверждение показаний свидетеля представлено заключение М М.Н. по результатам рассмотрения откорректированного отчета от 29 января 2020 г. № *.

При таком положении обстоятельств, дающих основание сомневаться в объективности и достоверности отчета, не установлено.

Выводы оценщика объективно не опровергнуты, достоверных данных об иной рыночной спорного объекта недвижимости, суду не представлено.

Ходатайство о назначении судебной экспертизы суду участвующими в деле лицами не заявлено.

При таком положении следует признать рыночную стоимость спорного объекта недвижимости – нежилое здание оптового склада с кадастровым * в размере, определенном в откорректированном отчете ИП Таран Э.А. от 29 января 2020 г. № * по состоянию на 29 июня 2012 г. в сумме 26 900 000 рублей, достоверной.

Учитывая, что налоговые обязательства истца, в частности по уплате налога на имущество, прямо зависят от величины кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, обоснованное определение кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, административный истец вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 постановления Пленума от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

С целью пересмотра результатов кадастровой оценки указанного объекта недвижимости, определенной по состоянию на 29 июня 2012г., ООО «Терминал» 12 декабря 2019 г. обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области с соответствующим заявлением, однако заявление не было принято к рассмотрению в связи с пропуском пятилетнего срока обращения в Комиссию (т. 2 л.д.148, 147).

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «Терминал»об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здание, назначение: нежилое, наименование: ***, количество этажей ***, в том числе подземных *** общей площадью *** кв.м, инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу:..., равной его рыночной стоимости в размере 26900000 (двадцать шесть миллионов девятьсот тысяч) рублей по состоянию на 29 июня 2012 г.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 12 декабря 2019 г.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Науменко

3а-22/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Терминал"
Ответчики
Правительство Мурманской области
Управление Росреестра по Мурманской области
Другие
Администрация г. Мурманска
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Науменко Надежда Александровна
Дело на странице суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
25.12.2019Регистрация административного искового заявления
25.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.01.2020Предварительное судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
14.04.2020Дело передано в архив
21.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее