Дело № 3а-1328/2021
32OS0000-01-2021-000599-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 17 ноября 2021 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Горбарчука С.А.,
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыганкова Владимира Николаевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Цыганков В.Н. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговых целей, для иных видов жилой застройки, общей площадью 401 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 240 752 руб.;
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 423 кв.м, номер этажа: № 1, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 760 877 руб.;
жилого дома, назначение: жилое, количество этажей, в том числе подземных: 1, общей площадь. 210.4 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: Брянская <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 февраля 2020 г. в размере 104 947 руб.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет об оценке от 30 января 2021 г. № 011/ОКС/2021, выполненный частнопрактикующим оценщиком Семенцовым П.Л.
Административный истец указал, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемых налогов на имущество.
Лица, участвующие в деле и их представители, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя Управления Росреестра по Брянской области Ланцевой Ю.В. и главы администрации Севского муниципального района Брянской области Куракина А.Ф. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области и Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» Казорин А.А. ранее в материалы дела представил письменные отзывы, в которых возражал против заявленных требований. Вместе с тем, указал, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
На территории Брянской области государственная кадастровая оценка в 2019 г. в отношении всех видов объектов недвижимости проводилась государственным бюджетным учреждением «Брянскоблтехинвентаризация» в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 г. № 1196 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области».
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговых целей, для иных видов жилой застройки, общей площадью 401 +/- 7 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 423 кв.м, номер этажа: № 1, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>;
жилого дома, назначение: жилое, количество этажей, в том числе подземных: 1, общей площадью 210,4 кв.м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
земельного участка с кадастровым номером № в размере 691 151 руб. 57 коп. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 26 января 2020 г.;
нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 9 009 962 руб. 77 коп. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 23 января 2020 г.
Актом Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» от 2 марта 2020 г. № 31_20.02.2020 кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером № утверждена по состоянию на 20 февраля 2020 г. в размере 1 990 361 руб. 95 коп. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 4 марта 2020 г.
В силу ст. 245 КАС РФ, ч.ч. 1, 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Административный истец является плательщиком налога, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем имеет правовой интерес в результатах определения их кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчет об оценке от 30 января 2021 г. № 011/ОКС/2021, выполненный частнопрактикующим оценщиком Семенцовым П.Л., согласно которому рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет:
земельного участка с кадастровым номером № в размере 240 752 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.;
нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 760 877 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.;
жилого дома с кадастровым номером № в размере 104 947 руб. по состоянию на 20 февраля 2020 г.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации) (далее - Закон об оценочной деятельности)).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Определением Брянского областного суда от 18 июня 2021 г. назначена экспертиза для определения соответствия представленного отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено эксперту ООО «Оценочная компания «СтатуС» Костюченко О.В.
Согласно заключению эксперта ООО «Оценочная компания «СтатуС» Костюченко О.В. от 5 октября 2021 г. № 009-2021 отчет об оценке от 30 января 2021 г. № 011/ОКС/2021, выполненный частнопрактикующим оценщиком Семенцовым П.Л., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Оценивая заключение эксперта ООО «Оценочная компания «СтатуС» Костюченко О.В. от 5 октября 2021 г. № 009-2021 в соответствии с п. 8 ст. 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.
Эксперт ООО «Оценочная компания «СтатуС» Костюченко О.В., проводившая судебную экспертизу, с 4 августа 2020 г. является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» (регистрационный номер № 2797) и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимые дипломы.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчета, представленного административным истцом, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость спорных объектов недвижимости не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на их рыночную стоимость.
Каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости:
земельного участка с кадастровым номером № в размере 240 752 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.;
нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 760 877 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.;
жилого дома с кадастровым номером № в размере 104 947 руб. по состоянию на 20 февраля 2020 г.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Административный истец обратился в Брянский областной суд с настоящим административным иском 14 апреля 2020 г.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 401 +/- 7 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 240 752 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░.;
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 423 ░░.░, ░░░░░ ░░░░░: № 1, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 760 877 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░.;
░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: 1, ░░░░░ ░░░░░░░░ 210,4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 104 947 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░