Судья Солдатова М.Е. Дело № 33-10371/2023
64RS0004-01-2023-002185-89
№ 2-2191/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2023 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Артемовой Н.А.,
судей Аракчеевой С.В., Строгановой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комнатной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора г. Балаково Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Балаковская управляющая компания» о возложении обязанности согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Балаковская управляющая компания» на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 22 августа 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аракчеевой С.В., объяснения представителя ответчика Чистяковой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Лужковой Н.Д., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора г. Балаково Саратовской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Балаковская управляющая компания» (далее – ООО «БУК») о возложении обязанности согласовать в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг по водоснабжению собственникам помещений установлено, что управление домом по вышеуказанному адресу осуществляет ответчик, на которого возложена обязанность осуществления производственного контроля качества воды, вместе с тем программа по осуществлению данного контроля не согласована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.
Полагая, что невыполнение ответчиком требований санитарных правил создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, истец просил возложить на ООО «БУК» обязанность согласовать в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 22 августа 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО «БУК» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела. В доводах жалобы ее автор указывает, что подготовку программы качества воды должна осуществлять организация, которая осуществляет водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения. Доказательства того, что ответчик является организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение и эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, отсутствуют. Полагает, что исполнителем коммунальной услуги водоснабжения является ресурсоснабжающая организация. Указывает, что ООО «БУК» не обязано осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водозабор, водоподготовку, приготовление и подогрев воды, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «БУК» на основании договора управления многоквартирным домом от 25 октября 2019 года осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
Прокуратурой г. Балаково Саратовской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, в ходе которой установлено, что ответчиком в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области не представлена для согласования программа производственного контроля качества воды в вышеуказанном многоквартирном доме.
В связи с выявленным нарушением и.о. прокурора г. Балаково Саратовской области в адрес ответчика 12 мая 2023 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
В ответ на данное представление ответчик 23 мая 2023 года сообщил, что в настоящее время ведутся работы по подготовке программы производственного контроля качества воды для утверждения с Роспотребнадзором, для чего необходимо время.
ООО «БУК» в соответствии с договором на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, является исполнителем коммунальной услуги холодного водоснабжения, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в домах, находящихся в управлении, в том числе в спорном доме.
В соответствии с договором горячего водоснабжения от 01 августа 2020 года, заключенным между ООО «БУК» и ПАО «Т Плюс», границы балансовой принадлежности объектов закрытой централизованной системы горячего водоснабжения исполнителя и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, предусмотренным Приложением № 1, 2 к настоящему договору.
Согласно акту внутренняя система горячего водоснабжения, входящая в состав имущества ООО «БУК», по адресу: <адрес>, находится на обслуживании управляющей организации.
В п. 9.3 вышеуказанного договора закреплено, что ответственность организации, осуществляющей горячее водоснабжение, за качество подаваемой горячей воды определяется до границы эксплуатационной ответственности в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Согласно п. 7.1.1 договора контроль качества подаваемой горячей воды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по инициативе и за счет исполнителя, то есть ООО «БУК».
Согласно сведениям, представленным Северным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, ООО «БУК» программа производственного контроля качества воды не согласована, проекты для согласования таких программ не поступали.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 161 ЖК РФ, ст. ст. 1, 11, 19, 32, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. п. 2, 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, пришел к выводу о том, что, по смыслу действующего законодательства обязанность осуществления производственного контроля качества воды, подаваемой абонентам, возложена на организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение (в том числе гарантирующие организации), которыми являются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенные решением органа местного самоуправления, которые обязаны заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком, являющимся управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного жилого дома, программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды не согласована в установленном порядке, то заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. Судом также определен срок, в течение которого ответчику надлежит совершить действия по согласованию соответствующей программы.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам (п. 77 СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании ч. 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пп. 2 п. 11 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ответчик, являясь управляющей компанией многоквартирного дома, в силу положений ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязан разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзором производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды. При этом программа производственного контроля включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль, указание мест отбора проб воды, указание частоты отбора проб воды.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи