Дело №
РЕШЕНИЕ
27 декабря 2018 года <адрес>
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Володарец Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Волна» на постановление №.2-21/72М от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Республики Крым - заведующего отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Западно-Крымского региона ФИО2, в отношении юридического лица
Общества с ограниченной ответственностью «Волна», ОГРН 1147746681851, ИНН 7710963880, юридический адрес: Российская Федерация, <адрес>, строение 4,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Западно-Крымского региона ФИО2 №.2-21/72М от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Волна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением, ООО «Волна» подало в суд жалобу, в которой просит указанное выше постановление отменить. В обоснование жалобы указывает о том, что в соответствии с постановлением административное правонарушение, выраженное в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, допущено по вине юридического лица ООО «Волна», так как юридическое лицо МУП «Водолей» своими действиями (бездействием) нарушило требования пункта 1,2 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», пункта 2.1. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потреблении в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что ООО «Волна» в соответствии с договором аренды №в год -2018/1 от ДД.ММ.ГГГГ арендует объект недвижимого имущества у ООО «Крымтур-2002», расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>. С ним же заключены договора на вывоз и утилизацию ТБО. Считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не принято во внимание то, что как на момент вручения протокола № РК-201970, так и на момент вынесения постановления о назначении административного наказания №.2-21/72М несанкционированное складирование отходов ликвидировано, то есть нарушения были устранены. Кроме того, смет с территории находился на арендованной территории и никаким образом причинить материальный вред каким-либо лицам не мог, а автомобильные покрышки не являются отходами ТБО, а просто находились в данном месте на момент составления протокола. Указывает, что должностным лицом не были исследованы по существу обстоятельства сброса строительных отходов и не принято во внимание то, что ООО «Волна» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает наличие в действиях ООО «Волна» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из оспариваемого постановления следует, что должностным лицом при определении размера штрафа учитывалось отсутствие смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, характер правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, однако не принято во внимание то, что юридическое лицо ООО «Волна» впервые привлекается к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, при этом объективная сторона ст. 8.2 КоАП не предусматривает причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а также, отсутствует имущественный вред. При этом наличие у арендодателя с ООО «Крым-Тур» договоров на вывоз и утилизацию ТБО свидетельствует о том, что ООО «Волна» принимаются необходимые меры к организации возложенных на нее функций в области обращения с отходами. При таких обстоятельствах считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Также обращает внимание, что в постановлении №.2-21/72М в графе заполнения сведений и директоре юридического лица указано, что она принята на должность согласно Распоряжения Администрации Орехового сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, а в установочной части данного постановления указано, что ООО «Волна» заключила договор с МУП «Водолей», в то время как фактически договор заключен с МУП «МИР».
В судебное заседание представитель ООО «Волна» не явился, о дне и времени рассмотрения жалобы извещен в установленном порядке путем направления соответствующей судебной повестки, причины неявки суду не сообщил, с заявлениями и ходатайствами к суду не обращался.
Старший государственный инспектор Республики Крым - заведующий отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Западно-Крымского региона ФИО2 в судебное заседание не явился, в соответствии с поступившим в суд ходатайством просил суд рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив доводы жалобы и материалы дела, считает, что жалоба подлежит оставлению без удовлетворения исходя из следующего.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (долее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершенствованию административных правонарушений.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющее производство по административному правонарушению, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовое значение имеет факт несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 1 ст. 39 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ ДД.ММ.ГГГГ, природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Из материалов следует, что согласно рапорта старшего оперативного дежурного дежурной части ОМВД России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение от старшего инспектора ГИАЗ ОМВД России по <адрес> ФИО4 о том, что на территории пансионата «Лебедь», расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>, выявлен факт повала отходов вне сооружений, предназначенных для размещения отходов.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 30 мин. сотрудниками ОМВД России по <адрес> установлено, что на территории пансионата «Лебедь», расположенного по <адрес> в <адрес>, ООО «Волна» допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потреблений при их накоплении, а именно ООО «Волна» допустило организацию несанкционированного складирования отходов вне специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов. Несанкционированное складирование отходов расположено при входе на территорию пансионата справа от входных ворот. Морфологический состав несанкционированного размещения отходов (твердые коммунальные отходы, смет с территории предприятия, обрезки ветвей, отработанные автомобильные шины) размером 450 кв. м, расположены частично на асфальтированном покрытии, частично на открытом грунте вне сооружени1, предназначенных для размещения отходов.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначена на должность директора ООО «Волна», а согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 также назначена на должность заместителя директора ООО «Волна».
В соответствии с договором аренды №-в год-2018/1 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Волна» арендует объект недвижимого имущества у ООО «Крымтур-2002», расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Мирный, <адрес>.
Из п. 5.1.5 указанного договора следует, что ООО «Волна» обязано содержать объект в технически исправном состоянии, в эстетически привлекаемом виде, сам объект и прилегающая к нему территория должны соответствовать санитарным нормам.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «МИР» и ООО «Крымтур-2002» в лице генерального директора ФИО5 заключен договор № на вывоз и утилизацию ТБО, а ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Крымтур-2002» в лице директора ФИО5 и МУП «МИР» заключен договор по вывозу и размещению крупногабаритного мусора.
По результатам выявленных правонарушений ДД.ММ.ГГГГ инспектором ГИАЗ ОМВД России по <адрес> капитаном полиции ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении №РК-201970 в отношении юридического лица - ООО «Волна» по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ материал об административном правонарушении в отношении ООО «Волна» по ст. 8.2 КоАП РФ направлен Министру экологии и природных ресурсов Республики Крым для рассмотрения и принятия решения.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Республики Крым, заведующим отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Западно-Крымского региона ФИО2 за нарушение пункта 1,2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», пункта 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации вынесено постановление №.2-21/72М о привлечении юридического лица – ООО «Волна» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО «Волна» в совершении административного правонарушения подтверждены: рапортом от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещения, территории находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ РК-201970; письменными объяснениями директора ООО «Волна» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе; свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО «Волна»; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность директора ООО «Волна» ФИО5; должностной инструкцией директора ООО «Волна», согласно которой директор соблюдает требования законодательства об охране окружающей среды; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность заместителя директора ООО «Волна» ФИО5; должностной инструкцией заместителя директора ООО «Волна»; договором №в год-2018/1 на аренду нежилых помещений рот ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Крымтур-2002» и ООО «Волна»; уставом ООО «Крымтур-2002», договором № об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МУП «МИР» и ООО «Крымтур-2002»; договором № возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Крымтур-2002» и МУП «МИР».
Доводы жалобы о том, что смет с территории находился на арендованной территории и никаким образом причинить материальный вред каким-либо лицам не мог, а также то, что автомобильные покрышки не являются отходами ТБО, а просто находились в данном месте на момент составления протокола, и обстоятельства сброса строительных отходов должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления по существу исследованы не были, являются несостоятельными и противоречат фактическим обстоятельствам по делу, а также содержащимся в материалах дела доказательствам.
В ходе рассмотрения дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении объективно установлено, что в результате несанкционированного складирования отходов вне специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, ООО «Волна» допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления при их накоплении. Данное обстоятельство подтверждено результатами проведенной проверки.
Довод жалобы ООО «Волна» об отсутствии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения является несостоятельным и опровергается перечисленными выше доказательствами, свидетельствующими о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доказательства, подтверждающие принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалах дела не представлены.
Порядок и срок привлечения ООО «Волна» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления о назначении административного наказания, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Западно-Крымского региона ФИО2 №.2-21/72М от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Волна» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит оставлению без изменения, а жалоба ООО «Волна» на постановление по делу об административном правонарушении без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего отделом экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Западно-Крымского региона ФИО2 №.2-21/72М от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Волна» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – оставить без изменения, жалобу ООО «Волна» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение 10 суток.
Судья Н.М. Володарец