№2а -1442/2018, 24RS0018-01-2018-001433-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года ЗАТО г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Жукова К.М., с участием
представителя административного истца Копцевой С.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Игнатьевой А.С.,
рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю к Коромыслову В. И. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю (далее МИФНС № 7 по Красноярскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Коромыслова В.И. суммы недоимки по налогам в общей сумме 63605,20 рублей, в том числе по налогу на имущество 14322 рублей и пени 47,26 рублей за 2016 год, а также по транспортному налогу 49074 рублей и пени 161,94 рублей за 2014-2016 годы. Требования мотивированы тем, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога. В установленный законом срок ответчик не уплатил указанные налоги на имущество и транспортный налог. 20.07.2016 года мировым судьей судебного участка № 31 в ЗАТО г. Зеленогорск был вынесен судебный приказ на взыскание задолженности за 2014 год по транспортному налогу в размере 16356 рублей, пени 4410,11 рублей, по налогу на имущество за 2014 год в размере 16494,04 рублей, пени в размере 528,92 рублей. Судебным приказом от 02.04.2017 года с Коромыслова В.И. взыскана задолженность за 2015 год по транспортному налогу в размере 16355 рублей, пени 109,03 рублей, по налогу на имущество за 2015 год в размере 12360 рублей, пени в размере 82,40 рублей. В связи с поступлением 02.12.2017 года корректирующих данных на объекты (транспортные средства) произведен перерасчет транспортного налога за 2014-2016 год с учетом корректирующих сведений.
Кроме того, МИФНС № 7 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Данное требование обосновано тем, что инспекция обратилась в судебный участок № 31 в ЗАТО г. Зеленогорск с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с ответчика Коромыслова В.И.. Определением мирового судьи от 12.04.2018 года отказано в принятии заявления в связи с повторным обращением инспекцией за выдачей судебного приказа за периоды, ранее рассмотренные мировым судьей, с указанием на то, что требования не являются бесспорными. Определение поступило в налоговый орган на предельных сроках обращения в судебные органы, установленных ст. 48 НК РФ для взыскания налога и пени, что привело к невозможности обращения в исковом производстве для взыскания налога и пени своевременно. Пропущенный по уважительной причине срок подлежит восстановлению. На момент подготовки заявления должником не исполнена обязанность по уплате налога и пени, внесудебного порядка не предусмотрено.
В судебное заседание административный ответчик Коромыслов В.И., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, представителя не направил, возражений относительно иска не представил.
В порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассматривается в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного истца Копцева С.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, а также ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании налогов.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с подп. 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзац третий пункта 2 статьи 48 названного Кодекса предусматривает, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из приведённых законоположений следует, что до истечения трёх лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании этих платежей за счет имущества физического лица лишь в случае, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 рублей. При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определённого налога, по которым истёк срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц», действующего в спорный период, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ч. 9 ст. 5 данного Закона уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии с п. 3.1 Положения о местных налогах в г. Зеленогорске, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 30.10.2014 № 3-8р, ставка налога на имущество физических лиц при суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 300000 рублей включительно устанавливаются в размере 0,099%, свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно - в размере 0,11%..
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Нормы ст. 362 НК РФ предусматривают, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3. ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Судом установлено, что по сведениям Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорск по учетам Федеральной информационной системы ГИБДД-М и налогового органа в спорный период в 2014-2016 году ответчик Коромыслов В.И. являлся собственником транспортных средств: RENAUL TLAGUNA2ESTATEDY12OABD г/н № FORD MANDEO г/н № VOLVOF124XTL г/н №.
Также ответчик Коромыслов В.И. в 2016 году являлся собственником недвижимого имущества: здание АБК производственной базы СМУ-1 по адресу: Красноярский край, г.Зеленогорск, <адрес>; здание столярно-плотничной мастерской производственной базы СМУ-1 по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес>; квартиры по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес>.
Являясь лицом, на которое зарегистрированы указанные транспортные средства и объекты недвижимого имущества, административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество и обязан производить уплату налогов в установленные законом сроки.
Согласно налоговому уведомлению №219 от 26.03.2015 Коромыслов В.И. обязан уплатить транспортный налог за принадлежащие ему автомобили за 2014 год в размере 16356 руб.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2014 год МИФНС России № 7 по Красноярскому краю в адрес Коромыслова В.И. было направлено требование № 18508 об уплате налога, сбора, пени и штрафа, процентов по состоянию на 21.10.2015, в том числе транспортного налога в размере 16356 рублей и пени в размере 4410,11 рублей.
Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 31 в ЗАТО г.Зеленогорск № 2-207 от 20.07.2016 с Коромыслова В.И. была взыскана недоимка за 2014 год в том числе, по транспортному налогу в размере 16356 рублей и пени по транспортному налогу в размере 4410,11 рублей.
Согласно налоговому уведомлению №91711037 от 27.08.2016 Коромыслов В.И. обязан уплатить транспортный налог за принадлежащие ему автомобили за 2015 год в размере 16355 руб.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2015 год МИФНС России № 7 по Красноярскому краю в адрес Коромыслова В.И. было направлено требование № 14440 об уплате налога, сбора, пени и штрафа, процентов по состоянию на 22.12.2016 года, в том числе транспортного налога в размере 16355 рублей и пени в размере 109,03 рублей.
Из материалов дела следует, что судебным приказом от 02.04.2017 года с Коромыслова В.И. была взыскана недоимка за 2015 год в том числе, по транспортному налогу в размере 16355 рублей и пени по транспортному налогу в размере 109,03 рублей.
Согласно сведениям, представленным органами ГИБДД по состоянию на 01.01.2017 год изменена мощность автомобиля RENAUL TLAGUNA2ESTATEDY12OABD г/н №, принадлежащего ответчику с 133 л.с. на 133,2 л.с., в связи с чем административным истцом перерасчет транспортного налога по сроку уплаты 01.12.2017 года за данный автомобиль за 2014 год в сумме 1931 рубль, за 2015 год в сумме 1931 рубль.
Согласно налоговому уведомлению № от 10.07.2017 Коромыслов В.И. обязан уплатить не позднее 01.12.2017 транспортный налог за 2014-2016 годы в размере 49074 рублей, налог на имущество за 2016 год в сумме 14322 рубля.
В данном налоговом уведомлении:
по автомобилю RENAUL TLAGUNA2ESTATEDY12OABD г/н № выставлено требование по уплате транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы;
по автомобилю ГАЗ330202, г/н № выставлено требование за 2014, 2015, 2016 годы;
по автомобилю FORD MANDEO г/н № выставлено требование за 2014,2015,2016 годы;
по автомобилю VOLVOF124XTL г/н № выставлено требование за 2014,215,2016 годы.
В связи с неоплатой налогов в установленный законом срок в адрес Коромыслова В.И. было направлено требование № 7876 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14.12.2017 в соответствии с которым Коромыслову В.И. выставлено требование об уплате транспортного налога на сумму 49074 рубля и пени в размере 161,94 рубль, налога на имущество в сумме 14322 рубля и пени в сумме 47,26 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 31 в ЗАТО г.Зеленогорск от 12.04.2018 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество с Коромыслова В.И. за 2014-2016 годы было отказано по тем, основаниям, что заявленные требования не являются бесспорными.
26.09.2018 года МИФНС № 7 обратилась с настоящим административным иском.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание изложенное, учитывая сроки, установленные МИФНС № 7 для исполнения требования, а также срок обращения МИФНС № 2 с административным исковым заявлением после получения отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, суд полагает, что срок подачи административного искового заявления подлежит восстановлению, так как из материалов дела следует, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки, а также подтверждающих, что уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налога, однако мировым судьей было отказано в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа, учитывая время нахождения заявления на рассмотрении (пересылке), регистрацию административного искового заявления и необходимость направления его копии административному ответчику. В данном случае отказ в принятии заявления в вынесении судебного приказа следует рассматривать в качестве уважительной причины пропуска срока и основания для его восстановления.
Вместе с тем, суд, проверив представленный истцом расчет транспортного налога, считает его ошибочным, поскольку часть транспортного налога уже была взыскана судебными приказами от 20.07.2016 и 02.04.2017. Таким образом, расчет суммы транспортного налога подлежащего взысканию с ответчика Коромыслова В.И. следующий:
- за 2014 год административным истцом заявлено требование о взыскании транспортного налога с учетом повышения налоговой ставки на автомобиль RENAUL TLAGUNA2ESTATEDY12OABD г/н № в размере 16358 руб., но без учета суммы налога в размере 16356 руб., взысканной судебным приказом от 20.07.2016 года. Таким образом, сумма налога подлежащего уплате за 2014 год по всем транспортным средствам, принадлежащим ответчику, составляет 2 рубля (16358-16356);
- за 2015 год истцом заявлено требование о взыскании транспортного налога с учетом повышения налоговой ставки на автомобиль RENAUL TLAGUNA2ESTATEDY12OABD г/н № в размере 16358 руб., но без учета суммы налога в размере 16355 руб., взысканной судебным приказом от 02.04.2017 года. Таким образом, сумма налога подлежащего уплате за 2015 год по всем транспортным средствам, принадлежащим ответчику, составляет 3 рубля (16358-16355);
- за 2016 год транспортный налог за автомобили: RENAUL TLAGUNA2ESTATEDY12OABD г/н № FORD MANDEO г/н № VOLVOF124XTL г/н № в сумме 16358 рублей подлежит взысканию в полном объеме.
Доказательств, подтверждающих уплату недоимки по налогам и пени за указанные периоды, а также освобождение от обязанности производить уплату налога и пени, ответчиком не представлено.
На основании изложенного с ответчика Коромыслова В.И. подлежит взысканию транспортный налог за 2014-2016 годы в размере 16363 рублей = (16358+2+3).
Учитывая, что административным ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по своевременной уплате налога, административным истцом также начислена пени за просрочку уплаты в сумме 161,94 рублей.
Из представленного истцом расчета следует, что пеня, подлежащая взысканию с ответчика Коромыслова, состоит из пени, начисленной за 2014 год -53,98 руб., за 2015 год – 53,98 руб., за 2016 год – 53,98 руб.
Разрешая требования административного истца по взысканию пени по транспортному налогу, суд приходит выводу, что данные требования подлежат частичному удовлетворению в сумме 53,98 рубля (пеня по транспортному налогу за 2016 год). Поскольку пени за 2014 и 2015 годы взысканы судебными решениями.
Суд, проверив расчет недоимки по налогу на имущество за 2016 год и пени, признает его правильным и обоснованным, соответствующим материалам дела и установленным обстоятельствам.
Доказательств, подтверждающих уплату недоимки по налогам и пени, а также освобождение от обязанности производить уплату налогов и пени, ответчиком не представлено.
Оценив представленные по административному делу письменные доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в части взыскания с Коромыслова В.И. транспортного налога за 2014-2016 годы в размере 16363 рубля, пени в размере 53,98 рублей, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 14322 рубля, пени в размере 47,26 рублей, на общую сумму 30786,24 рублей.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с удовлетворением требований административного истца в общей сумме 30786,24 руб. с Коромыслова И.В. подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец, в размере 1123,59 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Коромыслова В. И. недоимку по транспортному налогу за 2014-2016 год в размере 16363 рубля и пени 53,98 рубля, недоимку по налогу на имущество за 2016 год в сумме 14322 рубля и пени 47,26 рублей, а всего 30786 (тридцать тысяч семьсот восемьдесят шесть) рублей 24 копейки.
Взыскать с Коромыслова В. И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1123,59 рублей.
В остальной части административные требования истца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.М.Жуков