Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Тамбов 31 мая 2018 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-846/18 по административному иску Решетова Александра Сергеевича, Решетовой Марины Николаевны, Филатовой Елены Алексеевной, Селезневой Веры Петровны, Селезневой Марины Сергеевны, Селезнева Александра Сергеевича к администрации г.Тамбова о признании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом незаконным, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Решетов А.С., Решетова М.Н., Филатова Е.А., Селезнева В.П., Селезнева М.С., Селезнев А.С. являются собственниками квартир №№ 22, 23, 24 в одноэтажном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, общей площадью 398, 9 кв.м.
В данном доме также собственниками помещений являлись Бучнев С.С. (***), Бучнева Л.Н. (***), а также по настоящее время муниципальное образование г.Тамбов в лице администрации г.Тамбова (нежилое помещение реестровый номер ***).
По данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области одноэтажный многоквартирный дом по адресу: ***, общей площадью 398, 9 кв.м. имеет кадастровый номер ***.
По адресу: ***, располагается также двухэтажный многоквартирный дом общей площадью 2468 кв.м., с кадастровым номером ***. Этот дом находится в пределах земельного участка с кадастровым номером ***, на который зарегистрированы права общей долевой собственности за отдельными собственниками квартир на основании протокола общего собрания от 20.08.2014.
Одноэтажный многоквартирный дом с кадастровым номером *** располагается на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 1565 кв.м. Также на этом земельном участке имеется дом по ***.
07.07.2017 состоялось общее собрание собственников помещений одноэтажного многоквартирного жилого дома с кадастровым номером ***, на котором большинством голосов (62%) были приняты, в том числе следующие решения:
- сформировать земельный участок площадью 1437 кв.м. по адресу: ***, под многоквартирным жилым домом согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Тамбова, составленной кадастровым инженером А.А.Ю. с последующей передачей его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома;
- уполномочить Бучнева С.С. обратиться в администрацию г.Тамбова, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области с заявлением о формировании земельного участка и совершать все необходимые действия, связанные с этим.
Во исполнение решения общего собрания Бучнев С.С. 11.07.2017 обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по *** (***) на кадастровом плане территории г.Тамбова, составленной кадастровым инженером А.А.Ю.
27.07.2017 администрация г.Тамбова направила в адрес Бучнева С.С. письмо за № 3-51-2418/17, в котором в утверждении схемы расположения земельного участка было отказано, так как согласно постановления администрации г.Тамбова от 14.01.2014 № 75 часть застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной подлежит развитию. По результатам аукциона на заключение договора о развитии застроенной территории определен застройщик - ИСК ООО «СИГМА-С», в обязательства которого включено приобретение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации прав на жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности в жилом доме, расположенном в границах застроенной территории, по ***, в том числе прав на квартиры №№ 21, 22, 23, 24.
Решетов А.С., Решетова М.Н., Филатова Е.А., Селезнева В.П., Селезнева М.С., Селезнев А.С. обратились в суд с административным иском к администрации г.Тамбова и просят указанный отказ признать незаконным и обязать администрацию г.Тамбова принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом по *** (***) г.Тамбова.
В административном иске указано, что п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Представленный администрацией г.Тамбова отказ не содержит ни одно из перечисленных в указанной статье Земельного кодекса РФ оснований. Наличие заключенного договора о развитии застроенной территории в силу закона не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании Решетов А.С., Решетова М.Н., Филатова Е.А.требования административного иска поддержали, указав, что они неоднократно обращались в администрацию г.Тамбова с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, но каждый раз им было отказано по различным основаниям. При этом проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова проверкой установлено, что администрация г.Тамбова отказала в утверждении схемы расположения земельного участка в нарушение требований закона, в связи с чем в адрес органа местного самоуправления было внесено представление.
Административные истцы считают, что фактически оспариваемыми действиями администрация г.Тамбова лишает их в нарушение ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ права на земельный участок, на котором расположен одноэтажный многоквартирный дом по ***.
Представитель административных истцов по ордеру Мигель А.С. требования административных истцов полагала законными и обоснованными. Считала, что, несмотря на принятые решения о признании части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной подлежащей развитию, жильцы многоквартирного дома имеют право общей долевой собственности на земельный участок под этим домом. Указанное следует из общих положений ст. 273 Гражданского кодекса РФ и п.п. 66, 67, 68 Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Представитель администрации г.Тамбова по доверенности Бабыкина Л.Г. с требованиями административного иска не согласилась по изложенным в возражениях на иск основаниям. Указала, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом по *** (***) г.Тамбова обоснован нормами ст.ст. 11.2, 11.9, 11.10 Земельного кодекса РФ. Данная схема не может быть утверждена на кадастровом плане территории г.Тамбова ввиду несоответствия проекту планировки территории и проекту межевания территории, утвержденных постановлением администрации г.Тамбова от 19.05.2015 № 3865 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания части застроенной территории, в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной». Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа – город Тамбов, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2017 № 943, земельный участок с кадастровым номером 68:29:0213027:24 расположен в территориальной зоне размещения объектов долевого, общественного и коммерческого назначения (О1), выделенной для размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также для размещения административных учреждений и объектов делового назначения, стоянок автомобилей. Градостроительными регламентами указанной зоны размещение многоквартирных жилых домов не предусмотрено. Относительно представления прокуратуры Октябрьского района г.Тамбова пояснила, что данный акт прокурорского реагирования был рассмотрен с участием представителя данного надзорного органа, по результатам чего установлены недостатки только в части не указания администрацией г.Тамбова в ответе Бучневу С.С. от 27.07.2017 ссылок на норму закона, на основании которой было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, а также выявлены нарушения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части необоснованного продления срока рассмотрения обращения Решетовой М.Н. от 19.10.2017.
Представители заинтересованного лица ООО «Технострой» по доверенности Вознесенский К.Л. и Михеева А.Ю. возражали против удовлетворения административного иска, поскольку в силу положений п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии, может быть лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории.
Заинтересованные лица жильцы двухэтажного многоквартирного дома по ***, с кадастровым номером *** Петров Э.Ю., Ивашкина Т.Г., Сайкина Л.Н. требования административного иска поддержали, полагая, что оспариваемые действия администрации г.Тамбова нарушают права административных истцов на земельный участок под многоквартирным домом.
Остальные жильцы дома с кадастровым номером ***, административные истцы Селезнев А.С., Селезнева М.С., Селезнева В.П., представители заинтересованных лиц ИСК ООО «СИГМА-С», Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** в судебное заседание не явились, о месте и рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей (ч.1).
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) (ч. 2).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления (ч. 3).
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса (ч.7).
В силу п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
В Определении от 20.12.2016 № 2652 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ не может рассматриваться как нарушающая права граждан.
Данная норма предусматривает, что лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории, образовывает земельные участки в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. При этом данная документация, равно как и решения органа местного самоуправления, утверждающие перечень зданий, строений и сооружений, подлежащих сносу, должны соответствовать действующему федеральному законодательству, которое, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 октября 2014 года N2026-О, не предусматривает изъятие земельных участков в целях развития застроенных территорий для нужд частных лиц. Из этой же позиции исходит и Верховный Суд Российской Федерации. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016года, отмечено, что заключение договора о развитии застроенной территории само по себе не является - по смыслу части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - основанием для изъятия земельных участков; возможность же изъятия земельного участка обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд, а суды при разрешении соответствующей категории дел должны устанавливать наличие правовых оснований для изъятия земельных участков.
Из материалов дела следует, что муниципальной адресной программой сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе – город Тамбов на 2007 – 2020 годы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 30.05.2007 № 389, часть застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной, в пределах которой расположен принадлежащий административным истцам одноэтажный многоквартирный дом с кадастровым номером 68:29:0204009:2948, включена в перечень застроенных территорий, в границах которых планируется снос или реконструкция многоквартирных домов.
Постановлением администрации г.Тамбова от 14.01.2014 № 75 «О развитии части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной» принято решение о развитии части застроенной территории в указанных границах.
09.07.2014 между администрацией г.Тамбова и ИСК ООО «Сигма-С» заключен договор о развитии части застроенной территории, согласно п.1.1. которого застройщик обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет или с привлечением других лиц или средств других лиц выполнить обязательства по развитию части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной, а администрация г.Тамбова обязуется создать необходимые условия.
Существенными условиями договора о развитии части застроенной территории предусмотрены обязательства застройщика в части расселения и сноса жилого дома административных истцов, в том числе приобрести права на жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
На основании заключенного 27.10.2017 договора об уступке прав и передаче обязательств по договору о развитии части застроенной территории от 09.07.2014 совокупность прав и обязанностей по этому договору перешло от ИСК ООО «СИГМА-С» к ООО «Технострой».
Постановлением администрации г.Тамбова от 19.05.2015 № 3865 утвержден проект планировки и проект межевания части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной, согласно которому в границах земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:24 планируется строительство торгово-развлекательного центра, а также многоэтажного жилого дома с помещениями вспомогательного назначения в подвале.
Указанные решения органов местного самоуправления опубликованы в официальных органах печати, мер по их оспариванию административные истцы не принимали.
В судебном заседании специалист МУП «Тамбов-Недвижимость» Земсков Н.А. пояснил, что согласно сведениям инвентарного дела земельный участок под одноэтажным многоквартирным домом с кадастровым номером 68:29:0204009:2948 образован не был.
07.07.2017 состоялось общее собрание собственников помещений одноэтажного многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 68:29:0204009:2948, на котором большинством голосов (62%) были приняты, в том числе следующие решения:
- сформировать земельный участок площадью 1437 кв.м. по адресу: ***, под многоквартирным жилым домом согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Тамбова, составленной кадастровым инженером Абакумовым А.Ю. с последующей передачей его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома;
- уполномочить Бучнева С.С. обратиться в администрацию г.Тамбова, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области с заявлением о формировании земельного участка и совершать все необходимые действия, связанные с этим.
Во исполнение решения общего собрания Бучнев С.С. 11.07.2017 обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по *** (***) на кадастровом плане территории г.Тамбова, составленной кадастровым инженером А.А.Ю.
27.07.2017 администрация г.Тамбова направила в адрес Бучнева С.С. письмо за № 3-51-2418/17, в котором в утверждении схемы расположения земельного участка было отказано, так как согласно постановления администрации г.Тамбова от 14.01.2014 № 75 часть застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной подлежит развитию.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о правомерности данного отказа, поскольку из анализа приведенных норм закона следует, что единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее развитии, может быть только лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории. При этом орган местного самоуправления обязан создать необходимые условия для реализации таким лицом своих прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории.
Формирование земельного участка по заявлению от имени жителей многоквартирного дома по *** (***) нарушило бы права ООО «Технострой» и создало препятствия в реализации этим застройщиком прав и обязанностей, предусмотренных договором о развитии застроенной территории.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории и проекту межевания территории.
В связи с тем, что представленная схема расположения земельного участка под многоквартирным домом по *** (***) не соответствовала утвержденному постановлением администрации г.Тамбова от 19.05.2015 № 3865 проекту планировки и проекту межевания части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной у администрации г.Тамбова имелись основания для принятия оспариваемого отказа.
По делу также установлено, что поскольку между Бучневой Л.Н., Бучневым С.С. и ООО «Технострой» был заключен договор купли-продажи квартиры *** в доме по *** в дальнейшем в администрацию г.Тамбова с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратилась Решетова М.Н.
На ее обращение от 19.10.2017 администрацией г.Тамбова 17.11.2017 был предоставлен промежуточный ответ о проводимой работе по установлению правообладателей земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:24.
19.12.2017 администрацией г.Тамбова был предоставлен дополнительный ответ, согласно которому в формировании земельного участка под многоквартирным домом по *** (***) отказано по причине того, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа – город Тамбов, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2017 № 943, земельный участок с кадастровым номером *** расположен в территориальной зоне размещения объектов долевого, общественного и коммерческого назначения (О1), выделенной для размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также для размещения административных учреждений и объектов делового назначения, стоянок автомобилей. Градостроительными регламентами указанной зоны размещение многоквартирных жилых домов не предусмотрено.
В силу п. 4 ст. 11.9. Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (п. 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, отказы администрации г.Тамбова в утверждении схемы расположения земельного участка, формировании земельного участка являются законными, обоснованными положениями ст.ст. 11.2, 11.9, 11.10 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в условиях принятого и не оспоренного административными истцами решения о сносе одноэтажного многоквартирного дома по адресу: ***, с кадастровым номером *** и расселения его жильцов, отказ в формировании земельного участка не нарушает права заявителей.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В рассматриваемом случае совокупность таких условий как несоответствие решений, действий (бездействие) закону и нарушение этими решением, действиями (бездействием) прав и свобод административного истца отсутствует.
На основании, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Решетова Александра Сергеевича, Решетовой Марины Николаевны, Филатовой Елены Алексеевной, Селезневой Веры Петровны, Селезневой Марины Сергеевны, Селезнева Александра Сергеевича о признании незаконным отказа администрации г.Тамбова об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом по *** и обязании утвердить данную схему отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 04.06.2018
Судья Е.С. Воронцова