Дело (УИД) 60RS0002-01-2022-001281-81
Производство №12-94/2022
Р Е Ш Е Н И Е
13 мая 2022 года город Великие Луки
Судья Великолукского городского суда Псковской области Тевс М.В.,
при секретаре Беллавиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Величко ФИО6 на постановление исполняющего обязанности начальника МИФНС России №2 по Псковской области № от 24.03.2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении
Величко ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН 602508547650, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, генерального директора ООО «Клондайк Плюс», на момент совершения административного правонарушения к административной ответственности не привлекавшейся,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением исполняющего обязанности начальника МИФНС России №2 по Псковской области № от 24.03.2022 года должностное лицо – генеральный директор ООО «Клондайк Плюс» Величко ФИО8 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 ч.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, генеральный директор ООО «Клондайк Плюс» Величко Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, как незаконное и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В целом заявитель вину в совершении административного правонарушения признаёт, однако не согласна с назначенным наказанием, поскольку считает, что за время существования с 2016 года ООО «Клондайк Плюс» генеральным директором надлежащим образом исполнялись свои должностные обязанности и обязательства в соответствии с Уставом общества, в том числе по уплате налогов и сборов. В связи с чем, считает, что назначенное налоговым органом наказание является чрезмерно суровым и несоразмерным.
В судебное заседание Величко Е.В. не явилась, представив ходатайство о рассмотрении жалобы без её участия. При этом, просит оспариваемое постановление налогового органа отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ. Также представила акт проверки соблюдения валютного законодательства №602520210008004 от 10.11.2021 года.
Должностное лицо, вынесшее постановление – и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Псковской области Федотов В.Д., при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, дополнение к жалобе и возражения на жалобу, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно частей 1-4 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами. Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом – резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин «валютная операция». Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона №173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ.
Между тем, возможность выплаты резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, указанной нормой не предусмотрена.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
В силу статьи 25 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из дела следует, что в отношении ООО «Клондайк Плюс» проведена проверка по вопросу соблюдения требований валютного законодательства.
В результате проверки установлено, что ООО «Клондайк Плюс» в лице генерального директора Величко Е.В., как работодателя, был заключен трудовой договор с гражданином иностранного государства Республики Беларусь – Величко ФИО9. При проведении мероприятий налогового и валютного контроля от Общества были получены документы, подтверждающие трудовые отношения с Величко Е.В., а именно: приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, платёжная ведомость № от ДД.ММ.ГГГГ и положение об оплате труда.
Согласно расходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Клондайк Плюс» произведена выплата заработной платы за октябрь 2020 года работнику ФИО1 из кассы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно платёжной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 7802 рублей 00 копеек.
10 марта 2022 года специалистом 1 разряда отдела выездных проверок №1 Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области Хотулевой Е.А. был составлен протокол № об административном правонарушении в связи с установлением фактов, свидетельствующих о нарушении должностным лицом – генеральным директором ООО «Клондайк Плюс» положений Закона № 173-ФЗ.
Таким образом, должностному лицу Величко Е.В. вменяется в вину нарушение требований части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в осуществлении валютных операций без использования банковского счета.
Факт наличия указанного нарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Установленные ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.
Понятие валютной операции, раскрытое в статье 1 Закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные статьей 14 данного Закона, не содержат таких противоречий и неясностей и не вызывают таких сомнений, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.
Следовательно, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона о валютном регулировании.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Соответственно, локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям указанного Закона. При этом в данном случае нормы Закона № 173-ФЗ имеют приоритет над положениями ТК РФ.
Таким образом, заработная плата иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Следовательно, действия директора ООО «Клондайк Плюс» Величко Е.В. верно квалифицированы должностным лицом налогового органа по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательства, исключающие возможность Величко Е.В. соблюсти правила, за нарушение которых частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля должностного лица, материалы дела не содержат и Величко Е.В. не представлены.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, Величко Е.В. должна была в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от неё в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Имеющиеся в материалах дела доказательства нахожу допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания Величко Е.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, с 06.04.2022 года вступил в действие Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым в статью 4.4 КоАП РФ введена часть 5 из которой следует, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из приобщенного в судебном заседании акта проверки соблюдения валютного законодательства № от 10.11.2021 года, следует что при проверке, проведенной в период с 09.08.2021 года по 31.12.2021 года, налоговым органом выявлено, что с августа 2019 года по декабрь 2020 года ООО «Клондайк Плюс» выплачивало работнику Величко Е.В. заработную плату наличными денежными средствами из кассы общества, тем самым при каждой выплате совершая административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
По итогам проверки налоговым органом вынесено девять постановлений о привлечении должностного лица Величко Е.В. к административной ответственности.
Одним из девяти постановлений - постановлением № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ от 13 сентября 2021 года, генеральный директор ООО «Клондайк Плюс» Величко Е.В. была привлечена к административной ответственности за выплату наличными денежными средствами заработной платы за сентябрь 2019 года, за что ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Решением судьи Великолукского городского суда Псковской области от 15.12.2021 № 12-158/2021 указанное постановление было изменено в части назначенного административного наказания на предупреждение. Решение судьи не было обжаловано и вступило в законную силу.
В настоящее время генеральный директор ООО «Колондайк Плюс» Величко Е.В. обжалует постановление № от 24.03.2022 года о привлечении её к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, за выплату наличными денежными средствами заработной платы за октябрь 2020 года.
Учитывая вышеизложенное прихожу к выводу о том, что постановление № от 13 сентября 2021 года и № от 24.03.2022 года в отношении генерального директора ООО «Колондайк Плюс» Величко Е.В. по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ вынесены в рамках одной проверки.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022 года, на дату вынесения настоящего решения, Величко Е.В. не может нести наказание по каждой выплате отдельно и ей должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Статьёй 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении, которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ.
Учитывая, что генеральный директор ООО «Колондайк Плюс» Величко Е.В. уже была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, за что ей назначено наказание в виде предупреждения, и то, что обжалуемое постановление № от 24.03.2022 года в отношении Величко Е.В. вынесено по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в рамках одной проверки, прихожу к выводу о том, что его следует отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьей пунктом 2 части 1 и статьями 30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление № от 24.03.2022 года исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 в отношении генерального директора ООО «Клондайк Плюс» Величко ФИО10 о привлечении её к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение суда может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Псковский областной суд.
Судья: М.В. Тевс