ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-2273/2024 - (88-28526/2023)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 25 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
Судей Леонтьевой Т.В., Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-853/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-000263-44) по иску Демушкиной Светланы Анатольевны к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченной премии, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, морального вреда
по кассационной жалобе Кемеровской таможни на решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 16 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., выслушав объяснения представителей Кемеровской таможни Грозной Ж.Г., Волкова Ф.Д., действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Демушкина С.А. обратилась в суд с иском к Кемеровской таможне, в котором, с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд взыскать сумму недоплаченной премии – 29 000 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 9 810 рублей 03 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей.
В обоснование исковых требований Демушкина С.А. ссылалась на то, что с 1 июля 2020 г. по 30 ноября 2020 г. занимала должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы Кемеровской таможни по Томской области. С 1 декабря 2020 г. отдел таможенного контроля после выпуска товаров службы Кемеровской таможни по Томской области был переименован в отдел проверки деятельности лиц № 2 службы Кемеровской таможни по Томской области. 26 января 2022 г. Демушкина С.А. уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).
28 апреля 2022 г. Демушкина С.А. получила выплату в размере 871 рубль, которая является выплатой средств материального стимулирования (премией) по итогам за 4 квартал 2021 г. Данная выплата была назначена в размере 1 000 руб., за удержанием 13% подоходного налога, к выдаче 871 рубль. Не согласившись с размером данной выплаты, 28 июня 2022 г. Демушкина С.А. обратилась в Государственную инспекцию груда в Томской области. Согласно полученного на обращение ответа из Государственной инспекции груда от 15 августа 2022 г., представителем работодателя даны пояснения, что выплата средств материального стимулирования не является обязательной, все выплаты, произведённые Демушкиной С.А., осуществлены на основании приказа руководителя.
Демушкина С.А. считает выплаченный размер материального стимулирования заниженным, по сравнению с размером полученной премии за 4 квартал 2020 г. (30 000 рублей), за 4 квартал 2021 г. не доплачено 29 000 рублей.
Также, Демушкина С.А. ссылалась на то, что при расчёте денежного содержания для исчисления компенсации за неиспользованные дни отпуска работодателем не были учтены произведённые выплаты материального стимулирования, в связи с чем, размер окончательного расчёта с ней произведён не в полном размере.
Решением Кировского районного суда г. Томска Томской области от 16 мая 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 сентября 2023 г., исковые требования Демушкиной С.А. удовлетворены частично.
С Кемеровской таможни в пользу Демушкиной С.А. взыскана недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск в размере 9 810 рублей 03 копейки, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кемеровская таможня просит отменить решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 16 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 сентября 2023 г. в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Демушкина С.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещалась посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлению о вручении заказного почтового отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция Демушкиной С.А. получена, о причинах неявки в судебное заседание истец не сообщила.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения представителей Кемеровской таможни, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившегося истца Демушкиной С.А.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что судебные постановления обжалуются только в части удовлетворения требований Демушкиной С.А. о взыскании с Кемеровской таможни недополученной суммы компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда и, согласно части 1 статьи 3796 ГПК РФ, подлежат проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено судом и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом Кемеровской таможни от 11 июня 2020 г. №-К «О приёме на государственную гражданскую службу и назначении на должность С.А. Демушкиной» с 1 июля 2020 г. Демушкина С.А. принята на государственную гражданскую службу в Кемеровскую таможню и назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы Кемеровской таможни по Томской области.
Демушкиной С.А. установлен должностной оклад в размере 5 472 рубля, ежемесячное денежное поощрение из расчёта одного должностного оклада, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 105% должностного оклада на период времени с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г., ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объёма и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г., ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 16,67% денежного содержания на период с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
30 июня 2020 г. между Кемеровской таможней и Демушкиной С.А. заключён служебный контракт №, по которому Демушкина С.А. приняла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Согласно пункту 2 служебного контракта, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров службы Кемеровской таможни по Томской области, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Кемеровской таможни.
Датой начала исполнения должностных обязанностей является 1 июля 2020 г. (пункт 4 служебного контракта).
В соответствии с пунктом 9 служебного контракта, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5 472 рубля, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 2 099 рублей; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30% оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90% до 120% оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утверждённым представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере до 1 должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере до 2 должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 11 служебного контракта установлено, что гражданскому служащему устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжёлыми, вредными и (или) опасными условиями государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29 октября 2020 г. между Кемеровской таможней и Демушкиной С.А. заключено дополнительное соглашение № о внесении изменений в служебный контракт № от 1 июля 2020 г., в соответствии с которым Демушкиной С.А. установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5 637 рублей, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 2 162 рубля.
Данное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта и вступает в силу с 1 октября 2020 г. (пункт 3 дополнительного соглашения).
1 декабря 2020 г. между Кемеровской таможней и Демушкиной С.А. также заключено дополнительное соглашение № о внесении изменений в служебный контракт № от 1 июля 2020 г., в соответствии с которым должность Демушкиной С.А. следует читать: главный государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц № 2 службы Кемеровской таможни по Томской области.
Приказом Кемеровской таможни от 21 января 2022 г. №-К «Об увольнении С.А. Демушкиной» Демушкина С.А. уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации 26 января 2022 г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).
В соответствии с пунктом 2 указанного приказа, на отдел бухгалтерского учёта и финансового мониторинга Кемеровской таможни возложена обязанность произвести Демушкиной С.А. окончательный расчёт по 26 января 2022 г.; выплату денежной компенсации за неиспользованные 17,5 календарных дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период работы с 1 июля 2021 года по 26 января 2022 г. и 5,83 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за период работы с 1 июля 2021 г. по 26 января 2022 г., 3 календарных дня ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за период работы с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г.; материальную помощь в размере одного должностного оклада.
Согласно справке-расчёту об исчислении денежного содержания гражданского служащего при увольнении (компенсация за неиспользованный отпуск) от 26 января 2022 г., Демушкиной С.А. полагается компенсация в размере 39 526 рублей 86 копеек, выплата которой подтверждается расчётным листком за январь 2022 года.
Также судом установлено, что Демушкиной С.А. было выплачено единовременное поощрение за безупречную и эффективную службу: в апреле 2021 года в сумме 30 000 рублей, в июне 2021 года в сумме 39 000 рублей, в сентябре 2021 года в сумме 32 000 рублей, в декабре 2021 года в сумме 30 000 рублей, в апреле 2022 года по итогам работы на 4 квартал 2021 г. на основании приказа Кемеровской таможни №-П от 25 апреля 2022 г. выплачено 1000 рублей.
Указанные суммы единовременного поощрения за безупречную и эффективную службу не были включены в состав денежного содержания для расчёта компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении со службы.
Указывая на неправильность произведённого расчёта компенсации за дни неиспользованного отпуска, не включении в расчёт выплат материального стимулирования, Демушкина С.А. обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Демушкиной С.А. о взыскании с Кемеровской таможни компенсации за неиспользованный отпуск в размере 9 810 рублей 03 копейки, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормативными положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», пришёл к выводу о том, что произведённое истцу материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, в связи с чем выплаченные истцу суммы материального стимулирования за период с апреля 2021 г. по декабрь 2021 г. подлежат учёту при расчёте среднего заработка государственного служащего для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
При этом судом первой инстанции не усмотрел оснований для включения в расчёт компенсации за неиспользованный отпуск суммы материального стимулирования, выплаченной истцу в апреле 2022 г. по итогам работы за 4 квартал 2021 г., поскольку выплата указанного материального стимулирования произведена после увольнения истца со службы.
Установив нарушение трудовых прав истца в части невыплаты в полном объёме компенсации за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», с учётом объёма причинённых истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, счёл возможным взыскать с Кемеровской таможни в пользу Демушкиной С.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о том, что расчёт компенсации за неиспользованный отпуск произведён Кемеровской таможней в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, что исключает вину в действиях таможенного органа. Преодоление судами действующего правового регулирования при удовлетворении требований истца в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск, со ссылкой на письмо Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, не свидетельствует о неправомерности действий Кемеровской таможни. По мнению заявителя, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что именно в результате выплаты компенсации за неиспользованный отпуск не в полном объёме, истец претерпела какие - либо физические или нравственные страдания, а также доказательств, подтверждающих характер и объём причиненных нравственных страданий, равно как и наличие причинно-следственной связи между случившимся событием и имеющимися негативными последствиями, указанными в исковом заявлении. Выводы суда о размере суммы компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей не основаны на законе, так как в нарушение норм материального права об основаниях, принципах и критериях определения размера компенсации морального вреда не мотивированы, в решении суда не приведены доводы в обоснование размера присуждённой истцу компенсаций морального вреда со ссылкой на какие-либо доказательства, что не отвечает требованиям, предъявляемым положениями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебному решению. Кроме того, размер морального вреда превышает сумму взысканной компенсации за неиспользованный отпуск, что не отвечает требованиям разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника, что свидетельствует о несоблюдении судом основополагающих принципов, предполагающих установление судом баланса интересов сторон.
Приведённые в кассационной жалобе доводы отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила № 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённый статьёй 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, установив, что в апреле 2021 г., в июне 2021 г., в декабре 2021 г., то есть ежеквартально Кемеровская таможня в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих производила истцу начисление выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащих включению в состав денежного содержания гражданского служащего, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что при расчёте компенсации за неиспользованный отпуск выплаченные суммы материального стимулирования подлежали включению в состав денежного содержания истца, в связи с чем обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании недополученной компенсации за неиспользованный отпуск.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда о наличии оснований для взыскания с Кемеровской таможни в пользу истца компенсации морального вреда и определённым судом размером компенсации морального вреда, отмену или изменение обжалуемых решения суда и апелляционного определения в указанной части не влекут.
Моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть первая статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьёй 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В абзаце четвёртом пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения по вопросу определения размера компенсации морального вреда в трудовых отношениях, согласно которым размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям абзаца 3 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учётом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
Моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации) (абзац 4 пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу Демушкиной С.А. компенсации морального вреда, суд первой инстанции правильно применил критерии, предусмотренные статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценил в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера причинённых Демушкиной С.А. нравственных страданий, значимости для Демушкиной С.А. нарушенного права и степени вины ответчика, длительности нарушения трудовых прав, и с учётом требований разумности и справедливости.
Выводы суда в данной части мотивированы, а доводы жалобы ответчика не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтённые и не проверенные судом, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесённые страдания.
Вопреки доводам кассационной жалобы размер компенсации морального вреда не зависит от подлежащего возмещению имущественного ущерба (в рассматриваемом случае – от суммы недополученной компенсации за неиспользованный отпуск).
Отличная от суда оценка степени нравственных страданий и переживаний истца, критериев разумности и справедливости, не является основанием для признания выводов суда в части размера компенсации морального вреда неправильными.
Вопреки доводам кассационной жалобы Кемеровской таможни, определённая судом к взысканию сумма в качестве компенсации морального вреда соразмерна тем нравственным страданиям, которые испытала Демушкина С.А. в связи с допущенными ответчиком нарушениями её трудовых прав.
Из содержания оспариваемых судебных постановлений и материалов настоящего дела усматривается, что положенные в основу принятого решения обстоятельства судом установлены на основании совокупности установленных всех представленных сторонами доказательств.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы, приведённые в кассационной жалобе, сводящиеся к утверждениям об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 16 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кемеровской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи