№ 2а-3361/2018
64RS0047-01-2018-004098-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре судебного заседания Латфулиной Г.Ю., с участием представителя заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова Абрамова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовской областной общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения», заинтересованные лица Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось с административными исковыми требованиями к Саратовской областной общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что Саратовская областная общественная организация «Саратовское объединение финно-угорского населения» зарегистрирована Управлением юстиции администрации Саратовской области <дата> Административный истец указывает, что Инспекцией МНС России по <адрес> <дата> организации присвоен основной государственный регистрационный №, учетный №. В административном исковом заявлении указано, что по материалам учетного дела, юридический адрес организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): 410028, <адрес>, руководитель - ФИО1. Как указано в административном иске в период с <дата> по <дата> Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, и законодательству Российской Федерации, в отношении организации. Административным истцом указано, что при проведении проверки установлено следующее. Согласно Уставу организации членами организации являются учредители, а также иные граждане Российской Федерации, иностранные граждане, общественные объединения - юридические лица, которые поддерживают цели организации и содействуют ему в его деятельности, соблюдают Устав общества. Согласно пояснениям руководителя организации, в организации остался один член организации - его руководитель, связь с другими членами организации утеряна. Данный факт, как указывает административный истец, является подтверждением грубого нарушения организацией ст. 18 Закона о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех и ст. 123.5 ГК РФ. В административном иске указано, что в соответствии с абз. 9 п. 3 ст. 29 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон) к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение о принятии решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса. Высшим органом управления организации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, ст. 6 Закона и п. 6.1 Устава является общее собрание. В организации данный орган отсутствует, в связи с отсутствием членов организации. В связи с чем, как считает административный истец, провести самостоятельно процедуру ликвидации организация не имеет возможности. Управлением в адрес организации были направлены уведомление и распоряжение от <дата> № о проведении плановой документарной проверки юридического лица. Вышеуказанное распоряжение и уведомление было направлено Управлением заказным почтовым отправлением по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ (410028, <адрес>). Однако распоряжение и уведомление вернулись в Управление с отметкой почтового отделения «истек срок хранения». Административный истец указывает, что организацией неоднократно с 2017 года не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. В Управление <дата> (вх. №) поступило письменное заявление от руководителя организации, в котором указано, что организация не осуществляет деятельность, по юридическому адресу не находится, имущество у организации отсутствует, в связи с чем уставные цели не могут быть достигнуты, расчётные счет закрыт, связь с руководящим органом организации руководителем организации утеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у организации отсутствует. На основании изложенного административный истец просит суд принять решение о признании <адрес> общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении <адрес> общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Саратовская областная общественная организация «Саратовское объединение финно-угорского населения» в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причины неявки не известны.
Заинтересованное лицо Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причины неявки не известны.
Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова Абрамов А.Е. в ходе судебного заседания не возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснив, что задолженности, а также штрафных санкций административный ответчик не имеет.
Суд, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
В качестве одной из организационно-правовой формы общественного объединения является общественная организация (ст. 7 Закона). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (ст. 8 Закона).
При рассмотрении дела судом установлено, что 19.02.1996 г. было принято решение о государственной регистрации Саратовской областной общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения». Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 25.12.2002 г. за основным государственным регистрационным номером №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 21).
Административный ответчик поставлен на учёт как некоммерческая организация в налоговом органе по месту её нахождения, что подтверждается соответствующим свидетельством (л.д. 22).
Указанные сведения также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 7). В качестве основного вида деятельности административного ответчика данная выписка указывает на деятельность прочих общественных объединений, не включенных в другие группировки.
Административный ответчик имеет соответствующий Устав, представленный в материалы дела (л.д. 16-19).
Оценивая в совокупности имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Саратовская областная общественная организация «Саратовское объединение финно-угорского населения» является некоммерческой организацией – общественным объединением, созданным в форме общественной организации, а также является самостоятельным юридическим лицом, на права и обязанности которого полностью распространяются положения законодательства РФ в сфере регулирования деятельности общественных объединений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3.1 Определения от 28.06.2012 г. № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки ФИО2 на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
В соответствии с абз. 8 ст. 29 Закона общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Конституционный Суд РФ в приведенном Определении также указал, что непредставление в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В силу части 5 ст. 29 Закона непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждена форма отчета № ОН0003 об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
При этом, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанная информация должна предоставляться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, (коим является Министерство юстиции РФ и его территориальные органы), ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
<дата> в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> поступило письмо от руководителя <адрес> общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения» - ФИО1, в котором сообщалось, что организация деятельность не осуществляет; счёт организации закрыт; имущества, работников нет; не находится по юридическому адрес; так же в данном письме сообщалось о том, что организация деятельность не осуществляет и в дальнейшем деятельность продолжать не планирует, документов по деятельности организации не имеет, в виду отсутствия организации (л.д. 23).
В соответствии со ст. 18 Закона общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц, в соответствии с чем, Законом не допускается функционирование общественного объединения, состоящего из одного физического лица.
Согласно ст. 123.5 ГК РФ количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Согласно Устава организации членами организации являются учредители, а также иные граждане Российской Федерации, иностранные граждане, общественные объединения - юридические лица, которые поддерживают цели Организации и содействуют ему в его деятельности, соблюдают Устав общества.
Согласно пояснениям Руководителя организации, в организации остался один член организации - его руководитель, связь с другими членами организации утеряна. Данный факт является подтверждением грубого нарушения организацией ст. 18 Закона о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех и ст. 123.5 ГК РФ.
В соответствии с абз. 9 п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение о принятии решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса. Высшим органом управления организации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, ст. 6 Закона и п. 6.1 Устава является общее собрание. В организации данный орган отсутствует, в связи с отсутствием членов организации. В связи с чем, провести самостоятельно процедуру ликвидации организация не имеет возможности.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Со стороны административного ответчика доказательств, оспаривающих установленные обстоятельства, в суд не предоставлено. На момент рассмотрения дела доказательств надлежащего исполнения им обязанности по представлению в регистрационный орган сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, за 2016 год не предоставлено.
Суд также учитывает, что положения ст. 29 Закона предусматривают, что непредставление общественным объединением соответствующей информации в установленный срок не является основанием для его ликвидации, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с иском о признании его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. При этом при разрешении такого требования подлежат установлению обстоятельства, свидетельствующие о прекращении деятельности общественного объединения.
Соответствующих доказательств тому, что в 2017 году административный ответчик осуществлял свою деятельность, материалы дела не содержат.
Совокупность представленных доказательств не позволяет суду сделать вывод о фактическом осуществлении административным ответчиком своей деятельности в рамках целей, предусмотренных Уставом организации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании Саратовской областной общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения» прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░ №).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.11.2018 ░.