Дело №а-220/18 г.
Решение
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года <адрес>
Исполняющий обязанности судьи Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской республики Гепаев М.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №а-220/2018 по административному иску заместителя прокурора Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права на управление транспортными средствами и признании водительского удостоверения недействительным,
Установил:
Заместитель прокурора ЧР обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1о прекращении права на управление транспортными средствами и признании водительского удостоверения недействительным, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой ЧР при осуществлении надзора за исполнением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участниками гражданских правоотношений выявлены факты незаконного использования гражданами прав управления транспортными средствами при наличии у них хронических заболеваний, являющихся противопоказаниями к управлению транспортными средствами, в том числе административным ответчиком.По данным прокуратуры ЧР административный ответчик, имеющий водительское удостоверение от22.09.2015серии №, действующее до ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» ЧР с диагнозом «Синдром зависимости от препаратов опия». В установленном порядке заключение о наступлении стойкой ремиссии в заболевании и прекращении употребления в немедицинских целях психоактивных веществ в отношении него не выносилось. Имеющийся у административного ответчика диагноз в соответствии с Постановлением Совета министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № является противопоказанием к управлению транспортным средством. Указанные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о незаконности пользования административным ответчиком правом управления транспортными средствами при наличии у него хронического заболевания, чем, по мнению прокурора, создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числаучастников дорожного движения, в том числе их жизни и здоровью.
Заместитель прокурора ЧР, просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у административного ответчика, признать недействительным его водительское удостоверение, обязать его после вступления в силу решения суда сдать в УГИБДД МВД ЧР водительское удостоверение, обязать УГИБДД МВД по ЧР после вступления в силу решения суда внести в соответствующие базы данных ГИБДД сведения о прекращении действия водительского удостоверения.
Суд, руководствуясь положениями ст.ст.140, ч.7 ст. 150, п.4 ст.291 КАС РФ, посчитав возможным, рассмотреть дело без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, приходит к следующему.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Задачами ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г. являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст.1).
В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, ст.3 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования ФЗ «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (ст.24 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
На основании ст.5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> 8.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами,безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Согласно ст.28 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "О реализации Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с указанным перечнем к управлению транспортными средствами допускаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, лишь при условии стойкой ремиссии указанных заболеваний.
Суд установил, что административныйответчик, правообладатель водительского удостоверения обладает правом управления ТС при наличии медицинского противопоказания. Эти обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами по делу:
ответом УГИБДД МВД России по ЧР на запрос прокуратуры, из которого усматривается, что административному ответчику выдано водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ серии №, действующее до ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории «В, В1, С,С1,М»; заключением врачебной комиссии ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что административный ответчик с 2017 года по настоящее время состоит на учете диспансера с диагнозом «Синдром зависимости от препаратов опия», что является противопоказанием для управления ТС, сведений о наступлении стойкой ремиссии прекращения употребления в немедицинских целях психоактивных веществ ФИО1 не имеется.
Таким образом, при установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами у административного ответчика противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения у ответчика действия права на управление транспортными средствами
В силу ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты который административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, удовлетворить в полном объеме.
Прекратить действие права на управление транспортным средством у ФИО2 01.06.1965года рождения, проживающего по адресу: ЧР, <адрес>.
Признать недействительным водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ серии №, действующее до ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории «В, В1,С,С1, М», выданное УГИБДД МВД России по ЧР ФИО1.
Обязать ФИО2 после вступления решения суда в силу сдать в УГИБДД МВД по ЧРводительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
Обязать УГИБДД МВД России по ЧР после вступления в силу решения суда внести в соответствующие базы данных ГИБДД МВД по ЧР сведения о прекращении действия водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного ФИО1.
Взыскать с ФИО3 пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (Триста) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда ЧР через Ачхой-Мартановский районный суд ЧР в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии этого решения.
Отпечатано в совещательной комнате.
И. о. судьи: подпись М.М. Гепаев
Копия верна: и. о. судьи М.М. Гепаев
.