Дело № 2а-574/2021
УИД 62RS0031-01-2021-001038-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года р.п. Шилово Рязанская область
Шиловский районный суд Рязанской области в составе: судьи Маховой Т.Н., с участием прокурора – старшего помощника прокурора Шиловского района Рязанской области Агафонова А.В., при секретаре Колесниковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Шиловского районного суда Рязанской области административное дело по административному иску прокурора Шиловского района Рязанской области, действующего в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шиловского района Рязанской области (далее прокурор), действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Шиловский районный суд Рязанской области с вышепоименованным административным иском к администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области.
В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также о погребении и похоронном деле.
В ходе этой проверки установлено, что административным ответчиком вопреки правовым положениям действующего законодательства, надлежащих мер в рамках предоставленной ему компетенции по содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области - не предпринимается.
Имеющиеся в границах территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области четыре кладбища, а именно:
кладбище вблизи <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): вблизи <адрес>, имеющем площадь 15482 кв.м+/- 1089 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища,
кладбище в <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): <адрес>, имеющем площадь 5771 кв.м+/- 27 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища,
кладбище в <адрес>, расположенное на земельном участке, с кадастровым № по адресу (местоположению): <адрес>, имеющем площадь 6863 кв.м+/- 29 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища и
кладбище вблизи <адрес>, расположенное на земельном участке, с кадастровым № по адресу (местоположению): вблизи <адрес>, имеющем площадь 15530 кв.м+/- 1090 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища, правообладателем которых является указанная администрация – контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не оборудованы.
Отсутствие указанных контейнерных площадок, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц - граждан на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В связи с изложенным, прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на вышеуказанных четырех земельных участках, в соответствии с требованиями указанного выше СанПиН 2.1.3684-21 - незаконным.
В качестве способа устранения администрацией муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области оспариваемого бездействия прокурор предлагает возложить на указанную администрацию обязанность по оборудованию мест захоронения (кладбищ), расположенных на вышеуказанных четырех земельных участках - контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Шиловского районного суда Рязанской области от 08.12.2021 года для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области.
В судебном заседании прокурор - старший помощник прокурора Шиловского района Рязанской области Агафонов А.В. административный иск поддержал и просил его удовлетворить.
Административный ответчик – администрация муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела в судебное заседание своего представителя не направил.
В своем заявлении. адресованном суду просил дело рассмотреть в отсутствии своего представителя, возражений по существу рассматриваемого спора не представил.
Заинтересованные лица администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, возражений по существу рассматриваемого спора не предоставили.
В соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему:
Статьи 39, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) закрепляют право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе с административным иском о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1).
Согласно ст. 8 и ст. 21 того же Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ).
В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из положений п. 22 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений ст. 2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 года № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения, наряду с другими относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (пп.21 п.1 ст. 15).
В соответствии с решением Думы муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от 12.10.2020 г. N 8/51 «О принятии к осуществлению части полномочий городских и сельских поселений Шиловского муниципального района Рязанской области», принятым на основании Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области, к осуществлению муниципальным образованием - Шиловский муниципальный район Рязанской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов из числа полномочий городских и сельских поселений, наряду с другими приняты полномочия по организации ритуальных услуг (пп.1 п.1 Решения).
Полномочия по содержанию мест захоронения - муниципальным образованием - Шиловский муниципальный район Рязанской области к осуществлению не принимались.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает, в том числе и санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения (ст. 1).
В соответствии с ч.4 ст.17 этого Федерального закона при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе принять меры по устранению допущенных нарушений.
Общественные кладбища согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
Места погребения и захоронения согласно п.2.11 ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» являются частью пространства объекта похоронного назначения, к которому в том числе относится кладбище, предназначенное для погребения останков и праха умерших или погибших (п. 2.5.2 указанного выше ГОСТ 32609-2014).
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 322, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Руководство данным органом осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введённые в действие с 01.03.2021 года.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) (п.1 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил, т.е. такие площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пункт 6.7 утративших силу с 01.03.2021 года санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» также предусматривал требования к площадкам для мусоросборников, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы содержания мест захоронения (кладбищ), расположенных на территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, относятся к компетенции исполнительно – распорядительных органов названного муниципального образования.
Таким органом на территории указанного муниципального образования, согласно ст. 33, 34 Устава этого муниципального образования является – администрация муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области.
Следовательно, этот орган в рамках предоставленной ему компетенции по содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области обязан обеспечить их надлежащее содержание.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Шиловского района Рязанской области проведена проверка соблюдения Администрацией муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также о погребении и похоронном деле.
В ходе этой проверки установлено, что указанным органом местного самоуправления вопреки правовым положениям действующего законодательства, надлежащих мер в рамках предоставленной ему компетенции по содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области - не предпринимается.
Имеющиеся в границах территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области четыре кладбища, а именно:
кладбище вблизи <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): вблизи <адрес>, имеющем площадь 15482 кв.м+/- 1089 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища,
кладбище в <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): <адрес>, имеющем площадь 5771 кв.м+/- 27 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища,
кладбище в <адрес>, расположенное на земельном участке, с кадастровым № по адресу (местоположению): <адрес>, имеющем площадь 6863 кв.м+/- 29 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища и
кладбище вблизи <адрес>, расположенное на земельном участке, с кадастровым № по адресу (местоположению): вблизи <адрес>, имеющем площадь 15530 кв.м+/- 1090 кв.м и вид разрешенного использования: для размещения кладбища, правообладателем которых является орган местного самоуправления названного муниципального образования – контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не оборудованы.
Полагая, что отсутствие указанных контейнерных площадок, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц - граждан на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с рассматриваемым административным иском, предъявив к администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области вышеуказанные административные исковые требования.
Действительно, из материалов дела следует, что до настоящего времени вышеуказанные четыре кладбища, расположенные в пределах территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области на четырех земельных участках, имеющих вышеприведенные технические характеристики и кадастровые номера - правообладателем которых на праве постоянного (бессрочного) пользования является администрация муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области - контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 - не оборудованы.
Эти обстоятельства не оспариваются административным ответчиком, следуют из его ответа от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры, свидетельств о государственной регистрации права и выписок из ЕГРН в отношении вышеуказанных земельных участков.
Соответственно, поскольку на администрацию муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, в силу вышеприведенных положений закона возложена обязанность по содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных в пределах территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области - земельных участках и при этом выполнение этой обязанности не поставлено законодателем в зависимость от каких-либо условий, то непринятие указанной администрацией мер по содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на вышеуказанных четырех земельных участках, в том числе путем оборудования этих мест захоронения (кладбищ) контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 объективно свидетельствует о допущенном со стороны административного ответчика, оспариваемом прокурором бездействии.
Отсутствие указанных контейнерных площадок, безусловно, нарушает права неопределенного круга лиц - граждан на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Выявленные нарушения представляют угрозу загрязнения земель, что в свою очередь может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области.
Оснований полагать, что обязанность по оборудованию вышеуказанных мест захоронения (кладбищ) относится к полномочиям иных лиц - не имеется.
Правообладателем указанных мест захоронения (кладбищ), в рассматриваемом случае является администрация муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, осуществляющая свои исполнительно-распорядительные полномочия в пределах территории муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, где эти места захоронения (кладбища), расположены.
Из положений ст. ст. 219, 227 КАС РФ следует, что в случае если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании бездействия органа местного самоуправления установлено, что это бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы лиц, в защиту которых прокурором инициирован административный иск, при этом срок обращения в суд с административным иском не пропущен, то суд выносит решение об удовлетворении административных исковых требований, полностью либо в части, и возлагает на административного ответчика обязанность по устранению, выявленных нарушений прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц, а также устанавливает срок устранения таких нарушений.
Таким образом, поскольку судом установлено, что административным ответчиком допущено оспариваемое бездействие, которое не соответствует вышеуказанным требованиям закона, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, то, соответственно, бездействие администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию вышеуказанных мест захоронения (кладбищ), расположенных на четырех земельных участках - является незаконным.
Срок обращения в суд с настоящим административным иском, с учетом длящегося характера правоотношений - прокурором соблюден.
С учетом изложенного, административные исковые требования прокурора Шиловского района Рязанской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным, следует удовлетворить в полном объеме.
На административного ответчика следует возложить обязанность по устранению выявленных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурором инициирован административный иск, с установлением соответствующего срока для устранения этих нарушений.
Со способом устранения вышеуказанных нарушений, предложенным прокурором и сроком для их устранения, суд соглашается, находя, что последний является разумным и выполнимым.
Оснований для установления более длительного срока, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Шиловского района Рязанской области, действующего в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию мест захоронения (кладбищ), расположенных на четырех земельных участках, а именно:
на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): вблизи <адрес>,
на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): <адрес>,
на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): <адрес>,
на земельном участке с кадастровым № по адресу (местоположению): вблизи <адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области в течении девяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать места захоронения (кладбища), расположенные на вышеуказанных четырех земельных участках - контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд Рязанской области путем подачи апелляционной жалобы в течении одного месяца со дня принятия настоящего решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Н. Махова
В окончательной форме настоящее решение изготовлено 11 января 2022 года.