Дело № 2-132/2023

УИД 42RS0039-01-2023-000188-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ижморский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего – судьи Алтынбаевой Н.А.,

при секретаре Новиковой И.А.,

с участием прокурора Григорьевой Д.С.,

п.г.т. Ижморский                                                                  23 августа 2023 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ижморского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ижморского муниципального округа о понуждении к совершению действий

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ижморского района обратился в суд с иском к администрации Ижморского муниципального округа о понуждении к совершению действий, свои требования, мотивируя тем, что 28.02.2023 прокуратурой района проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении (складировании) снега после очистки территории Ижморского муниципального округа.

Установлено, что на территории Ижморского муниципального округа отсутствует обустроенное место складирования снега, вывозимого с территории округа.

Так, в январе-феврале 2023 года после произведенной уборки улиц пгт. Ижморский допущено складирование снега вне отведенного для этого местах, а именно по адресу: пгт. Ижморский, ул. Ленинская, д. 158 (территория бывшего бетонного завода).

Кроме того, допущено складирование снега за зданием администрации Ижморского муниципального округа, между многоквартирными домами <адрес>

Вместе с тем опасность размещения снега от уборки территорий в неустановленных местах может повлечь нарушение прав граждан в сфере безопасной окружающей среды, так как в снеге может содержаться бытовой мусор, песчано-солевая смесь, снег загрязнен нефтепродуктами и другими экотоксикантами.

На территории отвалов снег складируется на территориях, не имеющих водонепроницаемое покрытие и обвал сплошным земляным валом, что не соответствует пункту 34 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

По выявленным нарушениям главе администрации Ижморского муниципального округа внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, однако выявленные нарушения не устранены.

Таким образом, ответчиком до настоящего времени места складирования снега, собираемого с территории Ижморского муниципального округа, не определены, не обустроены в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен.

Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Ижморский муниципальный округ на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать администрацию Ижморского муниципального округа обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Ижморского муниципального округа, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01.10.2023.

Прокурор Григорьева Д.С. в судебном заседании уточнила исковые требования. Просила обязать ответчика обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Ижморского муниципального округа в соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021.

Ответчик - администрация Ижморского муниципального округа надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика – администрации Ижморского муниципального округа Лангольф Р.В., действующий на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное ходатайство. Представил суду отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования не признают.

Указывает, что снег, образовавшийся на улично-дорожной сети, не относится к твердым производственным и бытовым отходам, так как представляет собой атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов или снежинок различной формы, выпадающие из облаков при температуре воздуха ниже 0 0С и осевшие на поверхности земли и иных предметах.

Вывод о том, что снег (снежные образования на улично-дорожной сети) не относится к твердым отходам производства и потребления, подтверждается п.3.11 и п.3.12 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», а также письмом Минприроды России от 19.01.2010 № 12-44/377, в соответствии с которыми снег и уличный смет в зимний период не относятся к отходам производства и потребления.

Администрацией Ижморского муниципального округа в зимний период вывозится снег и складируется на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Ввиду изложенного, исковые требования о понуждении к совершению действий, не подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 16) и ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.

Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Так, пункт 36 статьи 1 ГрК РФ дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ).

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ).

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ, отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно пункту 4.2.1. Правил благоустройства и эксплуатации объектов благоустройства на территории муниципального образования – Ижморский муниципальный округ, утвержденных решением Совета народных депутатов Ижморского муниципального округа от 30.04.2020 № 75 (далее – Правила благоустройства) период зимней уборки устанавливается с 15 октября по 15 апреля. В зависимости от погодных условий сроки начала и окончания периода весенне-летней уборки могут быть изменены администрацией Ижморского муниципального округа.

На основании пункта 4.2.7 Правил благоустройства вывоз снега, льда, разрешается только на специально отведенные места отвала снега. Места отвала снега утверждаются постановлением администрации Ижморского муниципального округа.

Согласно пункту 27 Устава муниципального образования Ижморский муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса принятым Советом народных депутатов Ижморского муниципального округа от 05.03.2020 № 56 (далее-Устав) к вопросам местного значения Ижморского муниципального округа относится в том числе и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 15 Устава к вопросам местного значения Ижморского муниципального округа относится также и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа.

На требование прокурора Ижморского района заместитель главы Ижморского муниципального округа сообщил, что на территории Ижморского муниципального округа отсутствуют НПА, определяющие места складирования снега, по причине отсутствия оборудованных площадок с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом.

Прокурором Ижморского района на имя главы администрации Ижморского муниципального округа направлено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления от 28.02.2023.

Глава Ижморского муниципального округа на данное представление сообщил прокурору, что приняты необходимые меры к устранению выявленных нарушений федерального законодательства и недопущению повторных нарушений. Принимая во внимание характер выявленных нарушений, которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей начальник МКУ «Ижморский ТО» ФИО7 привлечен к дисциплинарной ответственности.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Ижморского муниципального округа имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, заявленные прокурором требования подлежит удовлетворению.

Приведенные в отзыве доводы, как и ссылки на то, что администрацией предпринимаются меры по организации на территории округа площадок для складирования снега, а именно, что снег складируется на земельном участке по адресу: пгт.Ижморский, ул.Ленинская, 158, не опровергают установленные фактические обстоятельства об отсутствии на территории округа площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которой может складироваться собранный снег.

Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из правового анализа пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что за земельные участки, расположенные на территории муниципального округа, отвечает орган местного самоуправления такого округа, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика о том, что снег не относится к отходам производства и потребления суд не принимает, так как места складирования снега, должны соответствовать требованиям п.34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения заявленных требований, суд находит срок, заявленный прокурором для исполнения ответчиком решения суда до 01.10.2023 недостаточным для совершения необходимых действий, и считает необходимым установить срок исполнения данного решения суда – 1 год с момента вступления в законную силу решения суда. Длительность срока определена теми обстоятельствами, что исполнения заявленных требований требует значительных финансовых затрат и продолжительного периода времени, поскольку необходимо получить проектное заключение и реализовать его. Кроме того, в настоящее время на исполнении ответчика находятся несколько вступивших в законную силу решений суда о понуждении к совершению ряда затратных мероприятий.

Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.

С учетом того, что по данному делу суд удовлетворил требования к ответчику администрации Ижморского муниципального округа, который освобожден от уплаты государственной пошлины, основания для взыскания госпошлины отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, , ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 34 ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – 1 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                 ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.08.2023.

2-132/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ижморского района
Ответчики
Администрация Ижморского МО
Суд
Ижморский районный суд Кемеровской области
Судья
Алтынбаева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
izhmorsky.kmr.sudrf.ru
17.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2023Передача материалов судье
18.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Подготовка дела (собеседование)
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Дело оформлено
26.09.2023Дело передано в архив
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее