УИД 19RS0001-02-2022-010331-52
Дело 33-1134/2023
Председательствующий Стрельцова Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Балашовой Т.А., Морозовой В.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 апреля 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Бульбулян Натэллы Эдуардовны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 января 2023 года, которым удовлетворено исковое заявление Министерства здравоохранения Республики Хакасия к Бульбулян Натэлле Эдуардовне о взыскании компенсационной выплаты и неустойки.
Заслушав доклад судьи Балашовой Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Министерство здравоохранения Республики Хакасии (далее – Минздрав Хакасии, Министерство) обратилось в суд с иском к Бульбулян Н.Э. о взыскании компенсационной выплаты и неустойки. Требования мотивировало тем, что с 14.07.2020 по 15.08.2022 ответчик работала в ГБУЗ РХ «Боградская районная больница» в должности врача-терапевта участковой поликлиники. 07.08.2020 между сторонами заключен договор № 312 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо города с населением до 50 тыс. человек в Республике Хакасия (далее – договор). Согласно п. 2.3.1. вышеуказанного договора ответчик обязалась отработать в течение пяти лет в ГБУЗ РХ «Боградская районная больница», в случае прекращения трудового договора с медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока медицинский работник обязан в течение пяти банковских дней с момента увольнения возвратить в республиканский бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду. 17.08.2020 на счет ответчика Минздрав Хакасии перечислил 1 500 000 руб., однако Бульбулян Н.Э. обязательства по договору не исполнила в полном объеме, была уволена с занимаемой должности в соответствии с п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) (по инициативе работника) с 15.08.2022. Истец просил взыскать с Бульбулян Н.Э. в пользу Минздрава Хакасии в республиканский бюджет Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока, в размере 893 756 руб. 85 коп.; договорную неустойку за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты за период с 16.08.2022 по 24.11.2022 в размере 90 269 руб. 44 коп.; договорную неустойку, рассчитанную на сумму 893 756 руб.85 коп., начиная с 25.11.2022 по день фактического исполнения нарушенного обязательства.
В судебном заседании представитель истца Редькина Ю.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие ответчика Бульбулян Н.Э.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования. Взыскал с Бульбулян Н.Э. в пользу Министерства здравоохранения Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты в размере 893 756 руб. 85 коп., неустойку за период с 16.08.2022 по 24.11.2022 в размере 90 269 руб. 44 коп.; неустойку за период с 25.11.2022 по день фактического исполнения обязательства по возврату суммы основного долга, исходя из размера неустойки 0,1 % за каждый день просрочки; в доход местного бюджета государственную пошлину 13 040 руб. 26 коп.
С решением не согласна Бульбулян Н.Э.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что причиной увольнения явилось нарушение ее трудовых прав со стороны ГБУЗ РХ «Боградская районная больница», выразившееся в установлении ей ненормированного рабочего дня, что не позволило ей выезжать за пределы Боградского района Республики Хакасия для общения со своей семьей, проживающей в <адрес>, осуществления ухода и помощи маме и бабушке. Выражает несогласие с расчетом суммы компенсационной выплаты, подлежащей возврату, полагая, что сумма возврата должна составлять 595 837 руб. 89 коп., исходя размера компенсационной выплаты 1 000 000 руб., а количество дней, которые ей следовало отработать по договору составляет 1826, количество неотработанных дней составляет 1088 (1000 000 / 1826 х 1088). Поясняет, что не могла представить в суд первой инстанции свои возражения относительно расчета компенсационной выплаты и снижения неустойки, поскольку не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства. Исковое заявление получила в ходе судебного разбирательства, извещение о судебном заседании ей не направляли.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Редькина Ю.Н. выражает согласие с решением суда, полагает доводы жалобы несостоятельными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежащим образом извещенные стороны, в порядке положений ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении".
Приложением № 8 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (в редакции от 27.03.2020, действующей в период возникновения правоотношений сторон) (далее – Правила).
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - субсидии). (п. 1 Правил).
Подпунктом «а» п. 5 Правил, предусмотрено, что условиями предоставления субсидии являются: утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере: 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что Медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), принимает обязательства:
а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
б) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Аналогичные положения закреплены в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 06.03.2018 № 84 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек в Республике Хакасия».
Пунктом 4 вышеуказанного Порядка (в редакции от 27.02.2020, действовавшей на момент заключения договора) предусмотрено, что единовременная компенсационная выплата предоставляется Министерством здравоохранения Республики Хакасия медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящего Порядка (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику на основании заключенного договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, сторонами которого являются Минздрав Хакасии, медицинский работник и государственное учреждение здравоохранения Республики Хакасия (далее - Договор).
В соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 06.03.2018 № 84 с. Боград Боградского района включено в Перечень удаленных и труднодоступных территорий Республики Хакасия, в которых расположены сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, при прибытии (переезде) на работу в которые единовременная компенсационная выплата медицинским работникам предоставляется в размере 1,5 млн рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров.
Как следует из материалов дела, 14.07.2020 между ГБУЗ РХ «Боградская районная больница» (работодатель) и Бульбулян Н.Э. (работник) заключен трудовой договор, согласно которому Бульбулян Н.Э. принята на работу в должности врача-педиатра участкового поликлиники. (л.д. 7-10).
20.07.2020 Бульбулян Н.Э. подано заявление на имя министра здравоохранения Республики Хакасия о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 500 000 руб. (л.д. 11).
07.08.2020 между Минздравом Хакасии и Бульбулян Н.Э. заключен договор № 312 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере 1 500 000 руб. (л.д. 14-17).
Согласно п. 2.3.1 договора медицинский работник обязан исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.3.2 договора предусмотрено, что медицинский работник обязан возвратить в республиканский бюджет Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней с даты прекращения трудового договора.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) медицинским работником обязанности по возврату в республиканский бюджет Республики Хакасия части единовременной компенсационной выплаты в соответствии с п.п. 2.3.2, 2.3.3 договора медицинский работник уплачивает в бюджет Республики Хакасия неустойку в размере 0,1 % от суммы части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату в бюджет Республики Хакасия, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного п.п. 2.3.2, 2.3.3 договора (п. 3.1 договора).
Министерство принятые на себя обязательства по предоставлению единовременной компенсационной выплаты исполнило в полном объеме, перечислив денежные средства в сумме 1 500 000 руб. на основании платежного поручения от 17.08.2020 № 464701 на счет ответчика. (л.д. 18).
Приказом ГБУЗ РХ «Боградская районная больница» от 15.08.2022 № 166-к Бульбулян Н.Э. уволена с занимаемой должности по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст.77 ТК РФ). (л.д. 20).
Удовлетворяя заявленные Министерством исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что ответчик нарушила существенные условия договора, уволилась из ГБУЗ РХ «Боградская районная больница», не проработав установленный договором пятилетний срок, в связи с чем, она обязана возвратить Министерству часть компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду.
Выводы суда в указанной части сторонами не обжалуются. Приведенная в апелляционной жалобе причина увольнения ответчика по собственной инициативе, юридически значимым обстоятельством не является.
Доводы апелляционной жалобы Бульбулян Н.Э. свидетельствуют о несогласии с периодом, принятым судом при расчете пропорции. По мнению апеллятора, при определении периода, подлежащего отработке ответчиком в ГБУЗ РХ «Боградская районная больница», судом неверно исчислена его продолжительность в днях, которая составляет 1827, а не 1826, что привело к неверному расчету.
Данный довод апелляционной жалобы судебная коллегия находит заслуживающим внимания.
Суд первой инстанции, признавая расчет истца арифметически верным, исходил из того, что количество дней, которые следует отработать ответчику в течение пятилетнего срока составляет 1826, при этом не учел, что продолжительность пятилетнего срока в период с 07.08.2020 (с даты заключения договора) по 07.08.2025 составляет 1827 дней.
Таким образом, учитывая, что ответчик исполняла трудовые обязанности по договору в период с 07.08.2020 по 15.08.2022 (739 дней), то неотработанный период по данному договору составляет с 16.08.2022 по 07.08.2025 – 1088 дней.
При этом довод апеллятора о необходимости произвести расчет части размера единовременной компенсационной выплаты, исходя из суммы 1000 000 руб., судебная коллегия отклоняет, поскольку он противоречит вышеприведенным обязательствам Бульбулян Н.Э. по договору.
Таким образом, размер подлежащей возврату единовременной компенсационной выплаты составляет 893 267 руб. 65 коп.:
(1500 000 руб. / 1827 дн. х 1088 дн. = 893 267 руб. 65 коп.)
При указанных обстоятельствах решение суда в части размера единовременной компенсационной выплаты подлежит изменению, с ответчика подлежит взысканию выплата в размере 893 267 руб. 65 коп.
Разрешая требования о взыскании неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по возврату части единовременной выплаты за период с 16.08.2022 по 24.11.2022, суд первой инстанции, согласившись с расчетом истца, не усмотрев оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в размере 90 269 руб. 44 коп.
Судебная коллегия не может согласиться с размером взысканной судом неустойки по следующим основаниям.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление № 497) на шесть месяцев установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников.
Согласно п. 1 Постановления № 497 вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз. 5 и 7 - 10 п. 1 ст. 63 названного закона.
Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их совокупности следует, что в отношении граждан с момента введения моратория, т.е. с 01.04.2022 на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Поскольку постановление вступило в силу 01.04.2022, срок действия моратория установлен до 01.10.2022, решение суда первой инстанции вынесено после введения в действие моратория, таким образом судебная коллегия приходит выводу о том, что финансовая санкция не подлежит начислению с начала спорного периода, т.е. с 16.08.2022 до окончания срока моратория, входящего в спорный период.
Учитывая вышеизложенное, поскольку неустойка в соответствии с положениями вышеприведенного п. 3.1 договора исчисляется от части единовременной компенсационной выплаты, которая судебной коллегией изменена, то размер неустойки за период с 01.10.2022 по 24.11.2022 составит 49 129 руб. 85 коп.: 893 267 руб. 65 коп. х 0,1 % х 55 дней = 49 129 руб. 85 коп.
В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление № 7) даны следующие разъяснения положений ст. 333 ГК РФ, подлежащие применению в настоящем споре. Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме. При взыскании неустойки с иных лиц правила ст. 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (п. 71 Постановления № 7). Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (п. 73 Постановления № 7). При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п. 74 Постановления № 7).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п.п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период (п. 75 Постановления № 7).
Из приведенных правовых норм следует, что уменьшение неустойки производится судом исходя из оценки ее соразмерности последствиям нарушения обязательства, однако такое снижение не может быть произвольным и не допускается без представления ответчиком доказательств, подтверждающих такую несоразмерность, а также без указания судом мотивов, по которым он пришел к выводу об указанной несоразмерности.
При этом снижение неустойки не должно влечь выгоду для недобросовестной стороны особенно в отношениях коммерческих организаций с потребителями, и не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства.
В тех случаях, когда размер неустойки установлен законом, ее снижение не может быть обосновано доводами неразумности установленного законом размера неустойки.
Суд, несмотря на отсутствие заявления ответчика, рассмотрел возможность применения положений ст. 333 ГК РФ, однако, учитывая отсутствие доказательств несоразмерности предусмотренного сторонами в договоре размера неустойки, предусмотренного законом, исходя из отсутствия очевидной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, взыскал неустойку в заявленном истцом размере.
Довод жалобы Бульбулян Н.Э. о том, что она была лишена возможности заявить о несоразмерности неустойки перед судом первой инстанции ввиду того, что не была надлежащим образом извещена о судебном заседании, судебной коллегией проверен и признается не состоятельным.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дела Бульбулян Н.Э. о судебном заседании, назначенном на 30.01.2023, извещена 11.01.2023 телефонограммой секретарем судебного заседания (л.д. 33), что не опровергала и в апелляционной жалобе.
Таким образом, у суда, известившего ответчика о судебном заседании телефонограммой, обязанности по направлению ответчику судебной повестки не было, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 113 ГПК РФ судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов.
Как указано выше, несмотря на неявку в судебное заседание ответчика, учитывая, что ответчиком по делу является физическое лицо, суд правомерно по собственной инициативе поставил на обсуждение вопрос о возможности применения положений ч. 1 ст. 333 ГК РФ. Суд не усмотрел оснований для ее снижения, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку судом не установлено очевидной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, составляющего сумму почти в восемнадцать раз превышающую размер неустойки.
Учитывая изложенное, судебная коллегия в связи с неверным расчетом судом неустойки, учитывая отсутствие оснований для ее снижения, полагает необходимым изменить решение суда, взыскав с ответчика в пользу истца неустойку в размере 49 129 руб. 85 коп.
Учитывая, что судебной коллегией размер неисполненного обязательства определен в сумме 893 267 руб. 65 коп., решение суда по требованию о взыскании неустойки, начиная с 25.11.2022 по день фактического исполнения обязательства, также подлежит изменению.
Согласно ч. 3 ст. 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.
В связи с изменением решения суда, судебная коллегия считает необходимым изменить размер государственной пошлины, взысканной судом с ответчика, указать на взыскание с Бульбулян Н.Э. в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 12 624 руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 января 2023 года по настоящему делу изменить в части размера единовременной компенсационной выплаты, неустойки и государственной пошлины.
Взыскать с Бульбулян Натэллы Эдуардовны в пользу Министерства здравоохранения Республики Хакасия единовременную компенсационную выплату в размере 893 267 руб. 65 коп., неустойку за период с 01.10.2022 по 24.11.2022 в размере 49 129 руб. 85 коп., неустойку в размере 0,1 % за каждый день за период с 25.11.2022 и до полного исполнения обязательства в размере 893 267 руб. 65 коп.
Взыскать с Бульбулян Натэллы Эдуардовны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 12 624 руб.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.А. Балашова
В.Н. Морозова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.04.2023