Судья Коновалова С.А. Дело № 33-1565/2024
34RS0032-01-2023-000394-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Торшиной С.А.
судей Попова К.Б., Ривняк Е.В.
при секретаре Матюшковой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, отделу по культуре администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов культуры
по апелляционной жалобе администрации <адрес>
на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, отделу по культуре администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов культуры, удовлетворен.
На администрацию Октябрьского муниципального района <адрес>, отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>), системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации.
На МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>).
Заслушав доклад судьи Попова К.Б., выслушав прокурора Шевченко А.С., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, отделу по культуре администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов культуры.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, в результате которой установлено, что здания заявленных библиотек не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает обязательства Российской Федерации по обеспечению безопасности в учреждениях культуры, в данном случае, по обеспечению противодействия терроризму, создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, посещающих объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес>, а также отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система»: <адрес> библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>а; Абганеровская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Аксайская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>а; Ильмень-Суворовская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Советская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система»: <адрес> библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>а; Абганеровская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, с Абганерово, <адрес>; Аксайская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>а; Ильмень-Суворовская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Советская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе администрация <адрес> оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и статьи 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 4 Требований № 8, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с пункта 14 Требований № 8 в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п.п. «г», «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии, оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система»: <адрес> библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>а; Абганеровская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Аксайская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>а; Ильмень-Суворовская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Советская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
При проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Октябрьского муниципального района <адрес> направлен запрос об оборудовании объекта системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, указанные выше библиотеки не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Разрешая спор, учитывая указанные обстоятельства, проанализировав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, выводы основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах по делу.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
В целом доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, ненадлежащей оценке представленных доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.
Оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> и отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, исходя из следующего.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация <адрес>, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации муниципального образования <адрес> к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 18-КГ23-195-К4 от 19 декабря 2023 года.
С учетом изложенного, принятое по делу решение в части возложения на администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> и отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Отменяя решение суда в вышеуказанной части, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части установленного срока исполнения возложенной на МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> обязанности оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>.
Из содержания части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Устанавливая срок исполнения решения в указанной части, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика.
Принимая во внимание, что принятое по делу решение в части возложения на администрацию обязанности профинансировать необходимые мероприятия по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов культуры отменено, судебная коллегия считает необходимым увеличить срок исполнения обязанности оборудовать объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, указав срок исполнения обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов неопределенного круга лиц.
При наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения на администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> и отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>), системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив второй абзац резолютивной части в следующей редакции:
«Возложить на МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>)».
В остальной части решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи