Решение по делу № 33-1565/2024 от 17.01.2024

Судья Коновалова С.А.                                              Дело № 33-1565/2024

34RS0032-01-2023-000394-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград                                                                20 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Торшиной С.А.

судей Попова К.Б., Ривняк Е.В.

при секретаре Матюшковой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                         № <...> по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, отделу по культуре администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов культуры

по апелляционной жалобе администрации <адрес>

на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, отделу по культуре администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов культуры, удовлетворен.

На администрацию Октябрьского муниципального района <адрес>, отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района возложена обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>), системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации.

На МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>).

Заслушав доклад судьи Попова К.Б., выслушав прокурора Шевченко А.С., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, отделу по культуре администрации Октябрьского муниципального района <адрес>, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов культуры.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, в результате которой установлено, что здания заявленных библиотек не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает обязательства Российской Федерации по обеспечению безопасности в учреждениях культуры, в данном случае, по обеспечению противодействия терроризму, создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, посещающих объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес>, а также отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система»: <адрес> библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>а; Абганеровская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Аксайская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>а; Ильмень-Суворовская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Советская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система»: <адрес> библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>а; Абганеровская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, с Абганерово, <адрес>; Аксайская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>а; Ильмень-Суворовская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Советская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе администрация <адрес> оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и статьи 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 4 Требований № 8, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с пункта 14 Требований № 8 в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Согласно п.п. «г», «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии, оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система»: <адрес> библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>а; Абганеровская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Аксайская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>а; Ильмень-Суворовская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>; Советская сельская библиотека, расположенная по адресу: <адрес>, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

При проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Октябрьского муниципального района <адрес> направлен запрос об оборудовании объекта системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, указанные выше библиотеки не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Разрешая спор, учитывая указанные обстоятельства, проанализировав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, выводы основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах по делу.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

В целом доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, ненадлежащей оценке представленных доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права.

Оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> и отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, исходя из следующего.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация <адрес>, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

При этом понуждение администрации муниципального образования <адрес> к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 18-КГ23-195-К4 от 19 декабря 2023 года.

С учетом изложенного, принятое по делу решение в части возложения на администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> и отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Отменяя решение суда в вышеуказанной части, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части установленного срока исполнения возложенной на МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> обязанности оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>.

Из содержания части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Устанавливая срок исполнения решения в указанной части, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика.

Принимая во внимание, что принятое по делу решение в части возложения на администрацию обязанности профинансировать необходимые мероприятия по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов культуры отменено, судебная коллегия считает необходимым увеличить срок исполнения обязанности оборудовать объекты, входящие в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, указав срок исполнения обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов неопределенного круга лиц.

При наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения на администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> и отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования объектов, входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>), системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

Решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив второй абзац резолютивной части в следующей редакции:

«Возложить на МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Октябрьского муниципального района <адрес> обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайной ситуации объектов входящих в структуру МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» (расположенных по адресу): <адрес> библиотека (р.<адрес>), Абганеровская сельская библиотека (<адрес>); Аксайская сельская библиотека (<адрес>); Ильмень-Суворовская сельская библиотека (<адрес>. 1/2), Советская сельская библиотека (<адрес>)».

В остальной части решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1565/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Ответчики
МБУК Межпоселенческая библиотечная система Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской обл.
Отдел по культуре администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской обл.
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Попов Константин Борисович
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
21.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Передано в экспедицию
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее