Решение по делу № 2а-331/2018 от 05.03.2018

Дело № 2а-331/2018                                    <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

                     Именем Российской Федерации

17 апреля 2018 года                                       п. Плесецк

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Сергеевой М.Н.,

при секретаре Терехиной Х.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» о признании незаконным бездействия по не принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства № 138 от 11 марта 2010 года, обязании разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, включении информации о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг,

у с т а н о в и л:

Архангельский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» о признании незаконным бездействия по не принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства № 138 от 11 марта 2010 года, обязании разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, включении информации о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг. В обоснование административного иска указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере безопасности полетов установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в МО «Плесецкий муниципальный район» не разработан и не принят административный регламент по спорному вопросу, указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг. Возложение на органы местного самоуправления полномочий по выдаче разрешений на осуществление авиационных работ над населенными пунктами предусматривает необходимость регламентации ими вопросов, связанных с порядком выдачи таких разрешений пользователям воздушного пространства. Предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом, разработка которого входит в полномочия органа, предоставляющего муниципальную услугу. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Плесецкий муниципальный район», выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 года № 138, обязать административного ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

В дальнейшем истец уточнил административные исковые требования, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Плесецкий муниципальный район», выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 года № 138, обязать административного ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

Административный истец Архангельский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, настаивали на удовлетворении административных исковых требований по тем же основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик администрация МО «Плесецкий муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Согласно отзыву с административными исковыми требованиями Архангельского транспортного прокурора не согласны, поскольку в соответствии с п. 49 Правил при необходимости использования воздушного пространства владельцами беспилотных воздушных судов над населенным пунктом пользователю воздушного пространства дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта. Таким образом, администрация МО «Плесецкий район» является ненадлежащим ответчиком. Просят в удовлетворении административных исковых требований Архангельского транспортного прокурора отказать.

Заинтересованное лицо Министерство транспорта РФ в судебное заседание не явился, в их адрес были направлены судебные повестки с указанием даты, времени и месте рассмотрения дела.

Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца Архангельского транспортного прокурора, административного ответчика администрации МО «Плесецкий муниципальный район», заинтересованного лица Министерства транспорта РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

К бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В названной норме также установлены требования к структуре административных регламентов.

В силу статьи 2 названного Федерального закона административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги установлены в статье 14 данного закона.

В силу статьи 13 разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Перечень вопросов местного значения муниципального района определен в ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) и к ним в частности относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью (п.6.1, 7, 19.1, 26, 27 ч.1 ст.15).

Согласно ст. 5 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относится, в том числе, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - это нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 14 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя установление структуры и классификации воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса; обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения; государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, п. 49 которых предусмотрено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно принимать решения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешений на использование воздушного пространства в случаях, предусмотренных пунктом 49 Правил.

При этом в силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2014 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ также установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Архангельским транспортным прокурором проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности полетов, в ходе которой установлено, что административным ответчиком администрацией МО «Плесецкий район» не разработан и не утвержден административный регламент, устанавливающий порядок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений по использованию воздушного пространства потенциальными пользователями в случаях, предусмотренных п.49 Правил.

Прокурор считает, что отсутствие такого регламента нарушает права неопределенного круга лиц на предоставление пользователям воздушного пространства соответствующих разрешений, создает предпосылки нарушения требований законодательства в сфере безопасного использования воздушного пространства и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу организаций при выполнении несогласованных с органом местного самоуправления действий над населенным пунктом.

Учитывая перечисленные в п. 49 Правил случаи, при которых соответствующее разрешение выдается органом местного самоуправления, принимая во внимание вышеуказанные и иные предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ, а также уставом муниципального образования полномочия муниципального района, суд считает, что услуга, о разработке административного регламента предоставления которой заявлено прокурором, является муниципальной услугой, поскольку она связана с деятельностью органа местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения муниципального района. Следовательно, разработка порядка предоставления такой муниципальной услуги является обязанностью органа местного самоуправления.

Поскольку такой административный регламент администрацией МО «Плесецкий район» до настоящего времени не разработан, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на получение соответствующей муниципальной услуги и на безопасное использование воздушного пространства, суд приходит к выводу о наличии со стороны органа местного самоуправления незаконного бездействия и оснований для возложения на него соответствующей обязанности.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Возражений относительно срока устранения нарушений административным ответчиком не представлено. Указанный в административном иске срок в 3 месяца суд находит разумным.

Таким образом, административные исковые требования Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», выразившееся в непринятии административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам, урегулированным п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11марта 2010 года № 138.

Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 138 от 11 марта 2010 года, включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий            подпись        М.Н. Сергеева

Мотивированное решение

изготовлено 23 апреля 2018 года.

    <данные изъяты>

2а-331/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Транспортная прокуратура Архангельской области
Ответчики
администрация МО "Плесецкий муниципальный район"
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
pleseck.arh.sudrf.ru
05.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
07.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
26.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
17.04.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее