Решение по делу № 33-1205/2020 от 13.07.2020

Судья Позднякова С.Н. № 33-1205/2020

Дело № 2-915/2019

60RS0001-01-2019-005279-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2020 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Овчинникова А.Г.,

судей Игошина В.Е., Спесивцевой С.Ю.,

при секретаре Николаевой У.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО «Соколиха» на решение Псковского районного суда Псковской области от 27 сентября 2019 года, которым постановлено:

в требованиях ООО «Соколиха» к Коноплевой Н.А. о взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств в размере 142015 рублей 74 копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 4040 рублей - отказать.

Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Овчинникова А.Г., объяснения представителя ООО «Соколиха» - М. Л.А., представителя Коноплевой Н.А. – Ш. В.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Соколиха» обратилось в суд с иском к Коноплевой Н.А. о взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств, судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование требований указано, что 11 августа 2014 года между ООО «Соколиха» и Коноплевой Н.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка, по условиям которого расчет по договору производится до его подписания, однако денежные средства оплачены ответчиком 06 октября 2017 года. В связи с неправомерным удержанием денежных средств, истец просит взыскать с ответчика проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за период с 11 августа 2014 года по 05 октября 2017 года в размере 142 015 рублей 74 коп., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 4 040 рублей.

Ответчик Коноплева Н.А. в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя, который, со ссылкой на ст. 207 ГК РФ, заявил о пропуске срока исковой давности. По его мнению, смена собственника ООО «Соколиха» не может свидетельствовать о том, что юридическое лицо не знало об имеющейся задолженности. Полагал, что оснований для восстановления срока не имеется.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Соколиха» просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, так как полагает, что исковое заявление подано в пределах срока исковой давности. В жалобе указало, что оплата произведена Коноплевой Н.А. 06 октября 2017 года, то есть за пределами срока исковой давности. Тем самым она признала наличие задолженности по договору купли-продажи, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГК РФ означает, что срок исковой давности начинает течь заново, с 06 октября 2017 года по 06 октября 2020 года.

Кроме этого, представитель истца указывает, что о наличии задолженности генеральному директору Общества стало известно лишь 11 апреля 2018 года – после передачи бухгалтерской документации от Ж. Е.Б., которая приходится матерью Коноплевой Н.А., и которая заключала договор купли-продажи земельного участка. Ж. Е.Б. скрыла от Общества тот факт, что денежные средства не были своевременно внесены.

В дополнительной письменной позиции представитель общества ссылается на то, что проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, являются срочными обязательствами, исчисляемыми за каждый день просрочки. Поэтому срок исковой давности в пределах трех лет от даты предъявления иска до даты внесения платежа не пропущен.

Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом дополнительных аргументов апеллянта, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, условия договора, руководствовался ст.ст. 196, 199, 200, 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в связи с пропуском истцом предоставленного срока для судебной защиты, с чем судебная коллегия соглашается.

Суд первой инстанции исходил из того, что смена генерального директора не может являться основанием, позволяющем полагать, что Общество не знало о наличии перед ним задолженности у Коноплевой Н.А., поскольку генеральный директор действует от имени юридического лица.

При заключении договора 11 августа 2014 года, предусматривающего условия расчета по сделке до подписания договора (л.д. <данные изъяты>), ООО «Соколиха» не могло не знать о не поступлении денежных средств от ответчика, а значит о нарушении своего права.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку в целом они соответствуют нормам права, предусматривающим право лица на обращение в суд в пределах трехлетнего срока, пропуск которого является самостоятельным основанием для отказа в иске без исследования обстоятельств дела, в случае заявления ответчика о применении последствий пропуска срока.

Из материалов дела усматривается, что 11 августа 2014 года между ООО «Соколиха» и Коноплевой Н.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка с КН <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <****>, стоимостью 500 000 рублей.

Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что покупатель купил у продавца земельный участок за указанную сумму, расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора.

Согласно копии чека-ордера денежные средства в размере 500000 рублей по договору от 11 августа 2014 года перечислены Коноплевой Н.А. ООО «Соколиха» 06 октября 2017 года (л.д. <данные изъяты>).

Таким образом, установленный законом общий срок исковой давности в 3 года к моменту совершения платежа 06 октября 2017 года истек. Указанный срок следует исчислять с момента заключения договора купли-продажи, так как не знать об отсутствии оплаты исполнительные органы Общества не могли.

Доводы о злоупотреблениях, допущенных при заключении сделки, не имеют юридического значения, так как с заявлением о восстановлении срока давности в порядке статьи 205 ГК РФ истец не обращался, напротив, полагает, что этот срок не нарушен.

В силу пункта 1 статьи 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.

Под процентами в данном случае понимаются проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), проценты по денежному обязательству (статья 317.1 ГК РФ), проценты по договору займа (статья 809 ГК РФ).

В абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что признание обязанным лицом основного долга, в том числе в форме его уплаты, само по себе не может служить доказательством, свидетельствующим о признании дополнительных требований кредитора (в частности, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами), а также требований по возмещению убытков, и, соответственно, не может расцениваться как основание перерыва течения срока исковой давности по дополнительным требованиям и требованию о возмещении убытков.

Повременный характер обязательства по возмещению процентов за пользование чужими денежными средствами не влияет на срок давности по требованию о взыскании этих процентов, так как в силу статьи 207 ГК РФ этот срок давности истекает вместе со сроком давности по основному требованию.

При таких обстоятельствах вывод суда об истечении срока давности по требованию о взыскании процентов по статье 395 ГК РФ является правильным, соответствует установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на статью 206 ГК РФ (пункт 2), судебная коллегия находит несостоятельными. По мнению апеллянта, произведя оплату стоимости земельного участка 06 октября 2017 года, ответчик тем самым совершила действия, которые являются основанием для исчисления срока давности заново.

В соответствии с указанной нормой права, если по истечении срока исковой давности должник или иное обязанное лицо признает в письменной форме свой долг, течение исковой давности начинается заново.

Судебная коллегия полагает, что действия, которые предусмотрены указанной нормой права для исчисления срока давности сначала, Коноплевой Н.А. не совершались.

Более того, по смыслу указанной нормы, срок давности начинается заново только в том случае, когда обязательство остается неисполненным, так как исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В данном случае, после произведенной оплаты обязательство было исполнено, оно прекратилось надлежащим исполнением.

Нет оснований и для перерыва срока исковой давности в порядке статьи 203 ГК РФ – течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 разъяснено, что перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. К моменту оплаты 06 октября 2017 года срок исковой давности истек.

Таким образом,правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда подробно изложена в мотивировочной части решения.

С учетом изложенного, оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции, по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Псковского районного суда Псковской области от 27 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Соколиха» - без удовлетворения.

Председательствующий: А.Г. Овчинников

Судьи: В.Е. Игошин

С.Ю. Спесивцева.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

33-1205/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Соколиха"
Ответчики
Коноплева Наталья Анатольевна
Суд
Псковский областной суд
Судья
Овчинников Анатолий Геннадьевич
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
13.07.2020Передача дела судье
11.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
11.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее