Дело №2-4393/2019
24RS0046-01-2018-005538-73
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2019 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Непомнящего Д.А.,
при секретаре Потаповой А.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «СибНефтьРезерв» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действуя в интересах РФ, обратилось в суд с иском к ООО «СибНефтьРезерв» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства.
Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №/р, во временное пользование ООО «СибНефтьРезерв» сроком на 49 лет передан лесной участок, расположенный <адрес> для осуществления рекреационной деятельности. Проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка разрешено строение следующих временных построек для отдыха посетителей: временные постройки для отдыха людей - 12 шт. (S 0,449га), места отдыха – 3 шт/ (S - 0,0027га), место для курения - 1шт ( S -0, 0009га), биотуалеты - 2 шт. ( S -0,0008га), терасса - 1 шт. ( S-0,004 га), вольер - 1шт. ( S - 0,0008га), детская площадка - 1 шт. (S -0,0004га), малые архитерктурые формы - 1шт. (S- 0,009га), дорожно-тропиночная сеть.
При проведении в установленном законом порядке заместителем начальника отдела государственного лесного надзора пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства Г ДД.ММ.ГГГГ планового (рейдового) осмотра вышеназванного лесного участка, составлен акт осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и абрис к акту натурного осмотра лесного участка от 30.01.2018г. № с фиксацией занятой территории указанными объектами. В ходе осмотра установлено, что на названном лесном участке расположены следующие объекты: строительные леса для строительства смотровой площадки-размером 4*4м ( S-0,0016гa) детская площадка в виде корабля из бревен, длина корабля составляет 11 м, двухэтажный дом, размером 3,3м *5,6м (S-0,0018гa), 1 этаж которого выполнен из бревен, 2 этаж из досок, 2 - хоз.постройки, 1-я шириной 1м, длину установить невозможно (строение частично вкопано в землю), 2-я размером 6м*3,5м (S-0,0021га), выполненная из пластей бревна, дровяник, размером 1м*7,2м (S-0,0007), теплица из поликарбоната, размером 2,8*6,1м (S-0,00017гa), подсобное помещение из досок, размером 1,4м* 1,4м ( S-0,00019гa), эстакада, размером 5,3м*1,9м (S-0,0010гa), двухэтажное строение из оцилиндрованного бревна, размером 5,6м *6м (S-0,0033гa), беседка, размером 1,5м* 1,5м (S-0,00025гa), восьмиугольная беседка, диаметром 3 м (S-0,00070гa), деревянный навес с бетонным основанием, через который протекает ручей, размером 11,5м *2м (S-0,0023га), бревенчатый дом, размером 6м*5м (S-0,003гa), дровяник, размером 4м *6м (S-0,0024га), туалет размером 1,5м* 1,5м (S-0,00022гa). Kpoмe этого, сопоставив данные, полученные в ходе натурного осмотра лесного участка с данными договора аренды лесного участка, установлено, что деревянный навес с бетонным основанием находится за пределами арендуемой ООО «СибНефтьРезерв» территории государственного лесного фонда по договору от ДД.ММ.ГГГГ №/р. Таким образом, согласно иску, ответчиком при использовании лесов, нарушено действующее лесное законодательство, а именно: расположение и наименование объектов, возведенных силами ООО «СибНефтьРезерв» на арендуемом лесном участке не соответствует условиям проекта освоения лесов к названному договору аренды лесного участка.
Истец просит обязать ответчика привести лесной участок, используемый на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №/р, в соответствие с проектом освоения лесов (в части назначения и месторасположения временных построек), обязать ответчика демонтировать и вывезти с территории государственного лесного фонда деревянный навес с бетонным основанием, размером 11,5м *2м (S-0,0023гa), через который протекает ручей, бревенчатый дом, размером 6м * 5м (S-0,003гa), дровяник, размером 4м*6м (S-0,0024гa), туалет, размером 1,5м*1,5м (S-0,00022га), расположенные за пределами арендуемой ООО «СибнефтьРезерв» территории государственного лесного фонда по договору от ДД.ММ.ГГГГ №/р в выделах 6,9 квартала 116 Овсянского участкового лесничества, КГБУ «Красноярское лесничество».
Судом в предварительном судебном заседании поставлен вопрос о направлении дела для его рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края.
В предварительное судебное заседание представитель истца - Министерства лесного хозяйства Красноярского края У не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом и своевременно, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщив о поддержании иска.
Представитель ответчика ООО «СибНефтьРезерв» П до начала судебного заседания представила письменный отзыв на иск, согласно которому исковые требования ответчик не признает, приведя в обоснование своей позиции соответствующие доводы. Не возражала против направления дела для его рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
Представитель третьего лица КГБУ «Красноярское лесничество» в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проанализировав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ), если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2019 года N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ.
Как установлено в настоящем судебном заседании из материалов дела, иск поступил в Ленинский районный суд г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ по подсудности на основании определения Свердловского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, и был принят к производству суда по месту нахождения ответчика.
Согласно материалам дела, ООО «СибНефтьРезерв» на основании договора аренды №/р от ДД.ММ.ГГГГ передан в пользование названный выше лесной участок для осуществления хозяйственной деятельности в виде освоения лесов.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом в силу п. 1 ст. 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Таким образом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что споры, возникающие в связи с причинением вреда окружающей среде, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности, установленными процессуальным законодательством.
Для правильного определения подведомственности заявленного спора надлежит учитывать сложившуюся судебную практику, закрепленную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 года (ответ на вопрос N 9) и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года (ответ на вопрос N 6), согласно которой (практике), если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе перечисленных в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Если вред окружающей среде причинен перечисленными субъектами не в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности, то требования о его возмещении подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Учитывая, состав участников правоотношений, а также то, что требования к арендатору вытекают из отношений в связи с осуществлением ответчиком хозяйственной деятельности, суд приходит к выводу о том, что спор неподсуден Ленинскому районному суду г.Красноярска и должен быть передан для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 33, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
гражданское дело № по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «СибНефтьРезерв» о возложении обязанности, передать для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 15 дней со дня его вынесения с подачей частной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий судья Д.А. Непомнящий
<данные изъяты>
<данные изъяты>