Судья Передреева Т.Е. Дело № 33-3208
№ 2-10(1)/2020
64RS0034-01-2019-001465-13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бурловой Е.В.,
судей Артемовой Н.А., Аракчеевой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Суворовой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скворцова М.В., Демчевой С.И., Кошелева Д.А., Нутрихиной И.А., Чернова А.А., Лодякова М.А., Абубакирова Э.Ю., Хашерова С,Г., Шаипова Р.З., Ефимовой Т.В., Ситниковой И.П. к гаражному кооперативу автолюбителей «Береза» о признании решения общего собрания недействительным по апелляционной жалобе Скворцова М.В., Демчевой С.И., Кошелева Д.А,, Нутрихиной И.А., Чернова А.А., Лодякова М.А., Абубакирова Э.Ю., Хашерова С.Г., Шаипова Р.З., Ефимовой Т.В., Ситниковой И.П. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 24 января 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Артемовой Н.А., объяснения истцов Шаипова Р.З., Нутрихиной И.А., Абубакирова Э.Ю., Демчевой С.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы истцов, представителей Маркиной Н.И., Хуртова С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Францифоровой С.Ю., полагавшей решение не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
установила:
Скворцов М.В., Демчева С.И., Кошелев Д.А., Нутрихина И.А., Чернов А.А., Лодяков М.А., Абубакиров Э.Ю., Хашеров С.Г., Шаипов Р.З., Ефимова Т.В., Ситникова И.П. обратились в суд с иском к гаражному кооперативу автолюбителей «Береза» (далее - ГКА «Береза») о признании недействительным решения общего собрания, оформленного протоколом № от <дата>.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что в период с 01 марта 2019 года по 01 июля 2019 года в ГКА «Береза» проходило очередное общее собрание членов кооператива в заочной форме, оформленное протоколом № от <дата>. Истцы считают данное решение общего собрания недействительным по следующим основаниям: 1) на общем собрании был рассмотрен вопрос «Выбор членов Правления кооператива», который не был включен в повестку; 2) информация об утверждении повестки, а также информация о дате начала проведения собрания до членов кооператива не доводилась; 3) ФИО15, ФИО16, ФИО17 на момент проведения собрания не могли принимать участие в работе собрания, а уж тем более быть избранными в руководящий орган кооператива, поскольку они только значились в списке на прием в члены кооператива; 4) решения на общем собрании приняты в отсутствие кворума, поскольку в голосовании участвовали лица, не являющиеся членами ГКА «Береза», которые только значились в списке на прием, либо вообще никогда не были приняты общим собранием, а также имеются 40 испорченных бюллетеней, неподписанные или подписанные иными лицами.
На основании изложенного истцы просили признать недействительным решение общего собрания членов ГКА «Береза», оформленное протоколом № от <дата>, взыскать с ГКА «Береза» в пользу истцов судебные расходы.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 24 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к доводам, приведенным в обоснование искового заявления.
На апелляционную жалобу ответчиком поданы возражения, в которых содержится просьба решение суда оставить без изменений.
После перерыва в судебное заседание не явились истцы Нутрихина И.А., Абубакиров Э.Ю., Демчева С.И.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили. Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ гаражные кооперативы относятся к некоммерческим организациям.
На основании п. 1 ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного п. 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества независимых государств» в целях создания условий, необходимых для реализации ст. 11 названного Соглашения, установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.
На основании вышеуказанного Постановления Верховного Совета РСФСР Закон СССР «О кооперации в СССР» применяется в Российской Федерации в части не противоречащей Конституции РФ и ГК РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» данный Закон на специализированные гаражные потребительские кооперативы не распространяется.
Поскольку специальный закон, который бы определял правовое положение гаражно-строительного кооператива, до настоящего времени не принят, к спорным правоотношениям подлежит применению Закон СССР от 26 мая 1988 года № 8998-XI «О кооперации в СССР» (далее - Закон «О кооперации в СССР»).
Согласно ч.ч. 2 – 4 ст. 14 Закона «О кооперации в СССР» высшим органом управления кооператива является общее собрание, которое, в том числе решает вопросы о приеме в члены кооператива, исключении из него, а также вопросы, связанные с выходом из кооператива; для руководства текущими делами избирает председателя, а в крупных кооперативах также правление. Каждый член кооператива, в том числе коллективный, имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГКА «Береза» является некоммерческой организацией, деятельность которой осуществляется в соответствии с Уставом, зарегистрированным в налоговом органе 18 апреля 2014 года, утвержденным общим собранием членов кооператива (протокол № 13 от 25 апреля 2013 года), согласно которому высшим органом управления кооператива является общее собрание; коллегиальным законодательным органом – правление кооператива.
Уставом ГКА «Береза» определено, что членами кооператива являются лица, поименованные в списке членов кооператива, ведение которого осуществляет председатель кооператива (п. 1.7 Устава).
Разделом 4 Устава «Членство в кооперативе» установлено, что членом кооператива может быть гражданин, достигший 18-летнего возраста, принятый в кооператив в предусмотренном настоящим Уставом порядке, являющийся владельцем гаражного бокса (гаражи), расположенного в гаражном комплексе.
Прием в члены кооператива производится правлением кооператива на основании письменного заявления. Лицо становится членом кооператива с даты принятия решения правлением кооператива. Письменное заявление о приеме в кооператив подается в правление кооператива, которое обязано рассмотреть данное заявление на ближайшем заседании правления.
Судом установлено, что в период с 01 марта 2019 года по 01 июля 2019 года было проведено общее собрание членов ГКА «Береза» в заочной форме со следующей повесткой дня: выбор председателя общего собрания; выбор секретаря общего собрания; выбор счетной группы для подсчета результатов голосования; выбор членов правления; выбор председателя кооператива; финансово-хозяйственные вопросы; прием граждан в члены кооператива; исключение из членов кооператива.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В соответствии с п. 8.9 Устава ГКА «Береза» собрание признается правомочным при участии в нем более 50 % от общего числа членов кооператива.
Решение собрания по вопросам п. 8.7 (1,6.11) исключительной компетенции общего собрания принимаются числом голосов более 75 % от числа членов, принявшим участие в голосовании (п. 8.10 Устава).
Согласно п. 4.13 Устава ГКА «Береза» состав членов кооператива отображается в списке членов кооператива, обязанности по ведению и хранению которого лежат на председателе кооператива. Список членов кооператива должен содержать информацию в объеме, установленном Правлением кооператива.
Из материалов дела следует, что количество членов ГСК «Береза» по состоянию на 01 марта 2019 года составляло 846 человек.
Доказательств, подтверждающих иное количество членов кооператива на 01 марта 2019 года, материалы дела не содержат.
Согласно акту подсчета голосов на общем собрании, проводимом с 01 марта 2019 года по 01 июля 2019 года, приняли участие 867 членов кооператива из 1 000, после вскрытия урны для голосования в ей находилось 808 бюллетеней (без учета 1 бюллетеня признанного недействительным) (т. 1 л.д. 198).
В целях проверки доводов жалобы судебной коллегией в качестве новых доказательств, необходимых для установления юридически значимых обстоятельств по делу, приняты: копии заявлений о приеме в члены кооператива от граждан, которые были приняты в члены кооператива на заседании Правления ГКА «Береза», приходно-кассовые ордера об уплате членских взносов, целевых взносов, копии членских книжек, копии технических паспортов на гаражи.
Проверяя доводы жалобы о том, что в список членов кооператива по состоянию на 01 марта 2019 года были включены лица, которые еще только были включены в список лиц, подлежащих приему в члены на общем собрании, судебной коллегией были проверены: списки членов кооператива, бюллетени, реестр уведомлений о проведении общего собрания членов ГКА «Береза» в 2019 году. Проанализировав указанные документы, судебная коллегия приходит к выводу, что из представленного списка членов ГКА «Береза» подлежат исключению 32 человека, а именно: - ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44А., ФИО45, ФИО46, поскольку данные лица по состоянию на 01 марта 2019 года были только еще включены в список лиц на вступление в члены кооператива, в отношении данных лиц не представлено доказательств их более раннего принятия в члены кооператива, доказательств уплаты ими вступительных, членских и целевых взносов; - ФИО47, ФИО48, ФИО49, так как указанные лица исключены из членов кооператива по состоянию на 01 марта 2019 года.
Также судебная коллегия считает необходимым, исходя из доводов апелляционной жалобы, исключить из расчета количества проголосовавших членов кооператива 182 бюллетеня, в их число входят: бюллетени от лиц, которые не приняты по состоянию на 01 марта 2019 года и не принимались в члены кооператива ранее, не включены в список членов кооператива; бюллетени от лиц, которые включены в списки членов кооператива, но также включены и в списки лиц на вступление в члены кооператива по состоянию на 01 марта 2019 года и в отношении которых не представлены доказательства уплаты вступительных, членских и целевых взносов; бюллетени признанные недействительными гаражным кооперативом.
С учетом изложенного кворум составит 77,14 % (628 (количество проголосовавших членов кооператива) *100/ 814 (количество членов кооператива), что свидетельствует о правомочности проведенного общего собрания.
Как следует из списка, представленного истцами, и данными ими при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции объяснений, они оспаривали наличие оснований для участия в общем собрании граждан, которые были приняты в члены кооператива на заседании Правления кооператива.
Между тем, исключив из представленного списка членов кооператива граждан, принятых в члены кооператива на заседании Правления – 320 человек, получится, что количество членов кооператива, принятых в члены общим собранием членов кооператива, составит 526 человек, из них проголосовало 399 человек, следовательно кворум составит: 75 % (399*100/526), что вопреки доводам истцов свидетельствует о наличии кворума для принятия решений на общем собрании.
Довод жалобы о том, что общим собранием принято решение по вопросу, не включенному в повестку дня, был рассмотрен судом первой инстанции и отклонен, как противоречащий обстоятельствам дела.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку как следует из материалов дела, протоколом заседания Правления ГКА «Береза» от 29 марта 2018 года утверждена повестка общего собрания 2019 года: выбор председателя общего собрания; выбор секретаря общего собрания; выбор счетной группы для подсчета результатов голосования; выбор председателя кооператива; финансово-хозяйственные вопросы; прием граждан в члены кооператива; исключение из членов кооператива. Протоколом заседания Правления ГКА «Береза» от 18 февраля 2019 года утвержден бланк для голосования на общем собрании в 2019 году, в которой вошли следующий вопросы: выбор председателя общего собрания; выбор секретаря общего собрания; выбор счетной группы для подсчета результатов голосования; выбор членов правления кооператива; выбор председателя кооператива; финансово-хозяйственные вопросы; прием граждан в члены кооператива; исключение из членов кооператива.
Кроме того, 27 февраля 2019 года в газете <данные изъяты> № опубликовано сообщение о проведении в период с 01 марта 2019 года по 01 июля 2019 года в ГКА «Береза» общего собрания членов кооператива с указанием повестки: выбор председателя общего собрания; выбор секретаря общего собрания; выбор счетной группы для подсчета результатов голосования; выбор членов правления кооператива; выбор председателя кооператива; финансово-хозяйственные вопросы; прием граждан в члены кооператива; исключение из членов кооператива.
К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 109 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Если лицо, которое могло повлиять на принятие решения, влекущего для такого лица неблагоприятные последствия, обратилось с иском о признании решения недействительным по основаниям, связанным с порядком его принятия, то в случае подтверждения оспариваемого решения по правилам пункта 2 статьи 181.4 ГК РФ, заявленный иск удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями ст.ст. 181.1, 181.3, 181.4, 181.5 ГК РФ, ст. ст. 10, 11, 12, 13, 14 Закона СССР от 26 мая 1988 года № 8998-XI «О кооперации в СССР», установив, что в действиях по созыву и проведению общего собрания членов ГКА «Береза» существенных нарушений установленной законом процедуры не имелось, кворум имелся, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, истцы Кошелев Д.А., Нутрихина И.А., Лодяков М.А., Шаипов Р.З., Ефимова Т.В. реализовали свое право на участие в голосовании, при подсчете доля голосов истцов не могла повлиять на принятие решения собрания, принятого большинством голосов согласно Устава ГСК, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Всем представленным доказательствам судом дана правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, оснований сомневаться в правильности которой у судебной коллегии не имеется, не содержится их и в апелляционной жалобе, доводы которой направлены на переоценку установленного судом при отсутствии каких-либо бесспорных данных, с достоверностью подтверждающих ошибочность судебной оценки.
По существу доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы искового заявления, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 24 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи