г. Сыктывкар Дело № 2-56/2023 (33-7213/2023)
УИД 11RS0008-01-2022-001637-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Константиновой Н.В.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 14.08.2023 дело по апелляционной жалобе Кузнецова Леонида Алексеевича на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 26.01.2023, которым отказано в иске Кузнецову Леониду Алексеевичу к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района», ОСФР по Республике Коми о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснение представителя ответчика ОСФР по Республике Коми Тороповой Н.Е., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов Л.А. обратился в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района» о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом индексации за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 809 548 руб.
В обоснование иска указано, что с <Дата обезличена> ему установлена ... группа инвалидности и ... % утраты профессиональной трудоспособности, с <Дата обезличена> группа инвалидности изменена на ... группу бессрочно с утратой ... % профессиональной трудоспособности (до <Дата обезличена> у него была установлена ... группа инвалидности и ... % утраты профессиональной трудоспособности), в связи с чем размер спорной денежной компенсации был уменьшен, что, по его мнению, не допускается.
Соответчиком по делу привлечено ОСФР по Республике Коми, третьим лицом - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, указывая о его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот.
Так, пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности.
Впервые в систему социальной защиты указанной категории граждан была включена выплата, основанием предоставления которой является инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы (части шестая - девятая статьи 24 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).
Критерием определения размера суммы возмещения вреда выступала степень утраты профессиональной трудоспособности, представляющая собой выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая (статья 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
В последующем Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1», вступившим в силу 15.02.2001, пункт 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 изложен в новой редакции, предусматривающей выплату инвалидам-чернобыльцам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности, а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
При этом статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона (в твердой денежной сумме), либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.В данном случае, законодатель предоставил инвалидам-чернобыльцам, получавшим суммы в возмещение вреда здоровью до 15.02.2001, то есть до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2011 № 5-ФЗ, право сохранить ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, исчисленной из заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, либо получать денежную компенсацию в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.
Вводя правовое регулирование, обеспечивающее инвалидам-чернобыльцам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2011 № 5-ФЗ возмещение вреда, исчисленное из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, возможность сохранения ранее определенного размера соответствующих выплат, федеральный законодатель распространил его на всех граждан, приобретших указанный статус до 15.02.2001, независимо от того, на какой срок им была установлена инвалидность.
Таким образом, лица, которые до 15.02.2001 признаны инвалидами-чернобыльцами и получали возмещение вреда в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда независимо от результатов переосвидетельствования.
В дальнейшем, в новой редакции Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, право инвалидов-чернобыльцев на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью было закреплено в пункте 15 части 1 статьи 14 (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), предусматривающей выплату ежемесячной денежной компенсации: инвалидам I группы - 5 000 руб., инвалидам II группы - 2 500 руб., инвалидам III группы - 1 000 руб.
Судом установлено, что Кузнецов Л.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и вследствие этого <Дата обезличена> ему установлена ... группа инвалидности с ... % утраты профессиональной трудоспособности.
В этой связи Кузнецову Л.А. установлена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
<Дата обезличена> истцу установлена ... группа инвалидности и ... % утраты трудоспособности.
<Дата обезличена> истцу установлена ... группа инвалидности бессрочно и ...% утраты профессиональной трудоспособности.
До <Дата обезличена> выплата ежемесячной денежной компенсации осуществлялась ГБУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района», после этого пенсионными органами (в настоящее время ОСФР по Республике Коми) в размере 23 262,96 руб., с учетом индексации с <Дата обезличена> размер данной выплаты составляет 28 217,88 руб.
Из материалов дела усматривается, что Кузнецов Л.А. получает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью исходя из заработка с учетом ... % степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности ... группы).
Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> с ГБУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района» в пользу Кузнецова Л.А. за счет средств казны Российской Федерации взыскана сумма ежемесячной денежной компенсации за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 666 747,08 руб., а также индексация в сумме 130 862,70 руб. Этим же решением суда на ГБУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района» возложена обязанность установить Кузнецову Л.А. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 15 280,09 руб. с последующей её индексацией в соответствии с действующий законодательством.
При этом размер задолженности по ежемесячной компенсации вреда здоровью за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также размер ежемесячной денежной компенсации в размере 15 280,09 руб. рассчитан судом с учетом ...% степени утраты профессиональной трудоспособности истца.
Не соглашаясь с решением суда, истец в апелляционной жалобе указывает о том, что изменение его группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности не должно влечь снижение размера денежной компенсации.
Указанные доводы подлежат отклонению.
Суд правильно указал, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности в размере ...% установлен решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которое в силу пункта 2 статьи 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что суд правильно не применил правовые позиции Конституционного Суда РФ, приведенные в постановлении от 08.02.2018 № 7-П, поскольку они касались случая, когда у гражданина, признанного инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы при очередном переосвидетельствовании устанавливалась более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
В данном деле, истцу степень утраты профессиональной трудоспособности была определена и составляет ...%.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 26.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Леонида Алексеевича – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 15.08.2023.
Председательствующий
Судьи