РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2020 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.С.,
при секретаре Булаевой А.С.,
с участием представителя административного истца Новопашиной Ю.В – Косовой Е.А., представителя административного ответчика администрации г. Иркутска – Тарасова О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-189/2020 по административному иску Новопашиной Юлии Викторовны к администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка на праве аренды, обязании устранить допущенные нарушения, признании незаконным постановления о включении земельного участка в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
УСТАНОВИЛ:
Новопашина Ю.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка на праве аренды, обязании устранить допущенные нарушения, признании незаконным постановления о включении земельного участка в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, указав в обоснование, что Новопашина Ю.В. является инвалидом третьей группы.
Распоряжением Правительства Иркутской области от <дата> <номер> Новопашиной Ю.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 560 кв.м., вид разрешенного использования участка: для индивидуального жилищного строительства.
<дата> на основании распоряжения Правительства Иркутской области от <дата> <номер> земельный участок по адресу: <адрес> площадью 560 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый <номер>.
<дата> Новопашина Ю.В. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.
<дата> письмом <номер> Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказал.
В обоснование отказа Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, ссылаясь на ч.6 ст. 39.14 ЗК РФ, п.1 ст. 39.16 ЗК РФ, указал, что Постановлением мэра муниципального образования «Баяндаевский район» от <дата> <номер> Новопашиной Ю.В. предоставлен земельный участок с кадастровым <номер> площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом «В» пункта 3 части 1 Закона Иркутской области от 12.03.2009 г. № 8-0З «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Поскольку Новопашина Ю.В. реализовала свое право на первоочередное приобретение земельного участка, Комитет отказывает в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <номер> площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Также Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в письме <номер> от <дата> указал, что испрашиваемый в заявлении земельный участок постановлением администрации г. Иркутска от <дата> <номер> включен в перечень земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена с целью бесплатного предоставления в собственность граждан.
С указанным отказом административный истец не согласна, считает его незаконным.
Земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен истцу в 2015 году на основании Закона Иркутской области от 12.03.2009 г. № 8-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» (утратил силу на основании Закона Иркутской области от 28.12.2015 г. №146-03).
В Иркутской области в настоящее время действует Закон Иркутской области от 28.12.2015 г. № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан». Данный правовой акт устанавливает право инвалидов на получение земельных участков в аренду с последующей передачей в собственность под индивидуальный жилой дом.
На основании Закона Иркутской области от 28.12.2015 г. № 146-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» Новопашиной Ю.В., земельный участок в аренду либо в собственность предоставлен не был.
Первоочередное право на получение земельного участка в аренду Новопашиной Ю.В. реализовано не было.
Также Новопашина Ю.В. указала, что земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен истцу в <адрес> - административно-территориальном образовании в Иркутской области, в г. Иркутске земельный участок не предоставлялся.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска неоднократно отказывал Новопашиной Ю.В. в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства. Только после заявления административного истца о том, что она намерена обжаловать отказы в судебном порядке администрация г. Иркутска приняла Постановление от <дата> <номер>, которое нарушает права и законные интересы истца.
На основании изложенного, административный истец Новопашина Ю.В. просит суд признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от <дата> <номер> об отказе в предоставлении земельного участка по адресу <адрес> кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в установленном порядке и сроки заявления о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, признать незаконным Постановление администрации г. Иркутска от <дата> <номер> о включении земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с целью бесплатного предоставления в собственность граждан.
В судебное заседание административный истец Новопашина Ю.В. не явилась, о судебном заседании извещена, уважительных причин неявки не представила.
Представитель административного истца Косова Е.А. в судебном заседании доводы иска поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска – Тарасов О.Ю. против удовлетворения иска возражал, представил письменные возражения, дополнительно указав, что административный истец не является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Кроме того, на основании положений Закона Иркутской области № 8-ОЗ административному истцу был бесплатно предоставлен земельный участок, право на бесплатное предоставление земельного участка повторно истец не имеет. Также представитель ответчика ссылался на то, что на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка его судьба в соответствии с требованиями законодательства уже была определена, какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у заявителя права на получение в аренду именно спорного земельного участка не приведены, а в силу закона, договора или иного законного основания на административном ответчике обязанность предоставить именно конкретный земельный участок не лежит, следовательно, отсутствуют основания для возложения на администрацию города Иркутска обязанности предоставить Новопашиной Ю.В. спорный земельный участок. На основании изложенного, представитель административного ответчика просил в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений органа, должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В судебном заседании установлено, что <дата> Новопашина Ю.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> площадью 560 кв.м. в порядке пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ на праве аренды под индивидуальное жилищное строительство без проведения торгов, приложив необходимый пакет документов.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 20.12.2018 № 999-рп «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» принято решение предварительно согласовать Новопашиной Ю.В. предоставление земельного участка из земель населенных пунктов площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом Министерства имущественных отношений Иркутской области на судебный запрос от <дата>.
<дата> Новопашина Ю.В. на имя мэра г. Иркутска обратилась с заявлением о предоставлении без торгов, находящийся в собственности муниципального образования г. Иркутска или государственная собственность на который не разграничена земельный участок с кадастровым <номер> площадью 560 кв.м. для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, приложив распоряжение Правительства Иркутской области от <дата> <номер> «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», выписку из ЕГРН в отношении земельного участка, справку МСЭ-2015 <номер> о том, что является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, документ, удостоверяющий личность.
<дата> Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в ответе <номер> административному истцу со ссылкой на положения п.1 ст. 39.16 ЗК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 8.3. Закона № 99-ОЗ, ст. 17 Закона № 181-ФЗ отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым <номер> площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Ранее административный истец также обращалась с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, по результатам рассмотрения которого получила отказ, отраженный в ответе Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутской области от <дата> <номер>.
Запросом от <дата> <номер> в ОАО «ИЭСК», ответом ОАО «ИЭСК» от <дата>, техническими условиями от <дата>, запросом от <дата> <номер> в ПАО «Иркутскэнерго», ответом ПАО «Иркутскэнерго» от <дата>, ответом Комитета по градостроительной политике от <дата> запросом от <дата> <номер> в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области, ответом от <дата> <номер> подтверждается принятие мер со стороны ответчика по рассмотрению вопроса о представлении спорного земельного участка в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из системного анализа приведенной нормы закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании установлено, что Новопашина Ю.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2015 <номер>.
<дата> Новопашина Ю.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что подтверждается ответом начальника Департамента жилищной политики администрации г. Иркутска за <номер>.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из содержания ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
В силу абз. 2 ч. 6 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Частью 1 ст. 39.19 ЗК РФ также предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» предусмотрено предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства: если гражданам не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из постановления мэра Муниципального образования «Баяндаевский район» Иркутской области от 11.08.2015 № 409 «О предоставлении в собственность земельного участка Новопашиной Ю.В.» административному истцу в соответствии с положениями ст. ст. 11, 39.2 ЗК РФ, пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 12.03.2009 № 8-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 2000 кв.м.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Новопашиной Ю.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, с учетом требований закона, суд исходит из того, что поскольку Новопашина Ю.В. реализовала свое право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, то оснований для предоставления истцу земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство без торгов не имеется.
Довод административного истца о том, что земельный участок с кадастровым <номер> расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен в административно-территориальном образовании Иркутской области в рамках реализации прав в соответствии с Законом Иркутской области от 12.03.2009 № 8-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», а право в отношении испрашиваемого земельного участка истец реализуется в г. Иркутске и в рамках закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», не может быть принят во внимание судом, поскольку противоречит требованиям п. 6 ст. 39. 14 ЗК РФ и п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2015 № 146-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» об однократном предоставлении земельных участков.
Кроме того, суд учитывает, что испрашиваемый земельный участок включен в перечень земельных участков, формируемых в целях предоставления гражданам в собственность бесплатно в соответствии с подп. 6, 7 ст. 39.5 ЗК РФ, что подтверждается постановлением от <дата> <номер>.
Согласно п. 3 ст. 8.3. Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» до <дата> наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка, включен в перечень земельных участков, формируемый в целях предоставления таких земельных участков гражданам в собственность бесплатно в соответствии с подпунктами 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика нарушений при рассмотрении вопроса о представлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов не допущено, соответственно права и законные интересы административного истца указанным решением не нарушены, в связи с чем оснований для признания решения Комитета имущественных отношений Иркутской области от <дата> <номер> незаконным не имеется.
Не находит суд и оснований для признания незаконным постановления администрации г. Иркутска от <дата> <номер>, поскольку оно принято в соответствии с требованиями закона, доказательств обратного суду не представлено, кроме того, а не согласие с указанным постановлением административного истца не свидетельствует о нарушении его прав.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица при наличии совокупности двух условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием и не соответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1). При отсутствии совокупности этих условий, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению только при одновременном наличии двух указанных оснований.
Указанной совокупности условий в ходе судебного разбирательства, по мнению суда, не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
В соответствии со ст. ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Новопашиной Юлии Викторовны к администрации г. Иркутска о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от <дата> <номер> об отказе в предоставлении земельного участка по адресу <адрес> кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в установленном порядке и сроки заявления о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, признании незаконным Постановления администрации г. Иркутска от <дата> <номер> о включении земельного участка по адресу: г. Иркутск, мкр. Лесной, кадастровый <номер>, площадью 560 кв.м. в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с целью бесплатного предоставлении в собственность граждан, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст изготовлен <дата>.
Председательствующий: Краснова Н.С.