дело № 2а-745/2021
47RS0002-01-2021-001027-85
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 29 сентября 2021 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Красильникова А.В.,
при секретаре Калининой Ю.А.,
с участием административного истца прокурора Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Волосовский районный суд с административным иском к администрации муниципального образования Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выразившееся в необеспечении муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Клопицкого поселения, обязать администрацию муниципального образования Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области в течение одного года после вступления в законную силу решения суда установить муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Калитинского сельского поселения.
В обоснование административного иска административный истец указывает, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области во исполнение п. 8.2 Решения коллегии прокуратуры Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № проедена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства на территории Клопицкого сельского поселения муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не создана, что нарушает права неопределенного круга лиц на своевременное информирование об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Волосовского района Ленинградской области в адрес главы администрации вынесено представление об устранении указанного нарушение, однако в его удовлетворении было отказано.
На основании изложенного, административный истец просит иск удовлетворить.
В судебном заседании прокурор ФИО3 административный иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика администрации МО Клопицкое сельское поселение муниципального района, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил возражения относительно иска прокурора.
Представители заинтересованных лиц Правительства Ленинградской области, ГУМЧС России по Ленинградской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 27 Закона № 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение №), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом № 68-ФЗ.
Согласно пункту 3 Положения № единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно положению пункта 28 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области была проведена проверка исполнения администрацией МО Клопицкого сельского поселения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки было установлено, что на территории МО Клопицкого сельского поселения муниципальная система оповещения отсутствует, что подтверждается ответом администрации МО Клопицкое сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Волосовского района Ленинградской области в адрес ответчика вынесено представление (л.д. 8-9), которое осталось без удовлетворения
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Доказательств обратного, суде представлено не было.
Доводы ответчика о том, что оповещение население к мероприятиям в области гражданской обороны, суд находит ошибочными по следующим основаниям.
В силу п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; - установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
Финансовое обеспечение вышеуказанных мероприятий вменено на законодательном уровне в компетенцию органов местного самоуправления, что следует из положений п. «г» ч. 2 ст. 11, а также ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В частности, согласно п. «г» ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что на законодательном уровне определена и конкретизирована компетенция органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и установлены субъекты финансирования данных мероприятий.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку данное обстоятельство создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Клопицкое поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выразившееся в необеспечении муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Колопицкого поселения.
Обязать администрацию муниципального образования Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области в течение одного года после вступления в законную силу решения суда установить муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Клопицкого сельского поселения.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 30 сентября 2021 года.