Дело № 2а-3499/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г. Челябинск
Ленинский районный суд города Челябинска в составе:
председательствующего Парневовой Н.В.,
при секретаре Логиновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Киршов Д.А. к Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области об оспаривании решения призывной комиссии,
у с т а н о в и л:
Киршов Д.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области о признании незаконным решения призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГг. о призыве его на военную службу.
В обоснование административного иска указано на то, что административный истец состоит на воинском учете в Военном комиссариате Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска. Решением призывной комиссии Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ он признан годным к военной службе, однако считает данное решение незаконным, поскольку призывные мероприятия проводились в период действия отсрочки по обучению, кроме того, решение о призыве было принято без учета имеющихся жалоб на состояние здоровья, а именно наличие сахарного диабета, заболевания щитовидной железы, хронического простатита и плоскостопия III степени. Считает, что в результате действий ответчиков, он был освидетельствован без учета указанных заболеваний. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывная комиссия Челябинской области, Военный комиссариат Челябинской области.
Административный истец Киршов Д.А. в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военного комиссариата Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывной комиссии Челябинской области, Военного комиссариата Челябинской области действующая на основании доверенностей Синицина Е.В., в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, представила письменный отзыв на исковое заявление, где указала, что ДД.ММ.ГГГГ Киршов Д.А. проходил медицинское освидетельствование, по итогам которого ему поставлена категория годности к военное службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями-окулист). Иных жалоб не предъявлял, категорию не оспаривал. Кроме того, указала, что при проведении медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ на основании материалов личного дела, при котором также не выявлено диагноза, препятствующего прохождению военной службы, медицинских справок и иных документов, подтверждающих какие-либо диагнозы, личное дело призывника не содержит.
Суд, выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее -Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Согласно ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане: а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; г) прошедшие военную службу в другом государстве.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно п. 13 раздела II Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565) при призыве граждан на военную службу организация освидетельствования возлагается на призывную комиссию.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 20 Постановления Правительства РФ от 04.07. 2013 № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Материалами дела установлено, что Киршов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ. При прохождении медицинского освидетельствования ему поставлена категория годности к военное службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями-окулист). Жалоб не предъявлял, категорию не оспаривал. Решеием от ДД.ММ.ГГГГг. Киршову Д.А. предоставлена отсрочка до 2021 г. на основании пп.А п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В судебном заседании установлено, что Киршов Д.А. по личному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о проведении с ним мероприятий, связанных с призывом в ряды Российской армии в период предоставленной отсрочки, прошел медицинское освидетельствование и на основании материалов личного дела (медицинских документов) призывника, фактического состояния здоровья, диагнозов, препятствующих прохождению военной службы, не выявлено.
При прохождении медицинского освидетельствования Киршовым Д.А. предъявлялись жалобы на периодические боли поясничной области справа. В соответствии с медицинскими документами, а именно УЗИ от ДД.ММ.ГГГГ ему поставлен диагноз «МКБ микролитиаз почек».
ДД.ММ.ГГГГг. согласно листу медицинского освидетельствования врачом –окулистом установлен диагноз миопия сред.стен об.глаз., на основании пунктов Г,В ст. ст. 34,30 графы 1 раздел 2 Расписания болезней приложения к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Киршову Д.А. определена категория годности Б-3 годен к военной службе с незначительными ограничениями.
ДД.ММ.ГГГГг. на основании пункта Г ст. 72 графы раздел 2 Расписания болезней приложения к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Киршову Д.А. определена категория годности Б-3.
Таким образом, при прохождении медицинского освидетельствования в отношении Киршова Д.А. врачи-специалисты дали заключение о том, что он годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В административном исковом заявлении Киршов Д.А. указывает на наличие у него заболеваний – сахарный диабет, заболевание щитовидной железы, хронический простатит с кальцинатами предстательной железы, а также плоскостопия III степени, однако документов, подтверждающих указанные заболевания ни материалы дела, ни личное дело призывника не содержат.
В соответствии с положением о военно-врачебной экспертизе категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Как следует из административного искового заявления, Киршов Д.А обжалует решение призывной комиссии, в связи с тем, что при медицинском освидетельствовании врачами не были учтены его жалобы и медицинские документы, которые он предоставлял врачам, а также не проведено должное его обследование, что привело к вынесению решения призывной комиссии. Суд не может принять указанные доводы, как обоснованные, поскольку материалами дела не подтверждается, что административный истец предъявлял жалобы на состояние здоровья, представлял подтверждающие медицинские документы.
Наличие у административного истца на момент вынесения оспариваемого решения призывной комиссии заболеваний с той степенью нарушения функции, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории годности гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования не подтверждено, доказательств обратного суду не представлено.
Довод административного истца, что призывные мероприятия были проведены с ним в период действия отсрочки не состоятельны, поскольку указанные мероприятия были проведены с ним на основании его личного заявления, а кроме того, Киршов Д.А. был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по окончанию периода действия отсрочки.
Как предусмотрено частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ.
В соответствии с п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.
В силу п. 7 приложения № 33 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы. При необходимости выносится новое решение призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
Положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» свидетельствуют о том, что как заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, так и решение призывной комиссии по окончании призыва утратили свое значение, и в следующий призывной период истец будет вновь проходить медицинскую комиссию, в отношении него будет приниматься решение о категории годности и одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
К моменту рассмотрения иска призывные действия в отношении истца окончены, и оспариваемое решение призывной комиссии никаких правовых последствий для административного истца не порождают.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действий ответчика, имеются основания для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как действия ответчика соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что оспариваемое решение Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, принято в соответствии с действующим законодательством, на момент рассмотрения дела в суде, работа призывной комиссии завершена, призыв апрель-июль 2021 года окончен, решение Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Киршова Д.А. на военную службу осталось фактически нереализованным, суд, принимая во внимание, что права административного истца оспариваемым решением не нарушены, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 219 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного иска Киршов Д.А. к Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области об оспаривании решения призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд города Челябинска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Парневова
Мотивированное решение составлено 22 сентября 2021 г.