Решение по делу № 2а-401/2018 от 12.09.2018

Дело № 2а-401/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Кулом 02 октября 2018 года

    Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,

при секретаре О.Н. Решетиной,

с участием представителей административного ответчика О.А. Генрих и Н.Л. Романовой,

заинтересованного лица Т.Б. Мигушевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бадрянова Б.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным и отмене постановления от 28.06.2018 № 827,

установил:

Бадрянов Б.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» (далее АМР «Усть-Куломский») о признании незаконным постановления АМР «Усть-Куломский» от 28.06.2018 № 827 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Мигушевой Т.Б.» и его отмене.

Административный истец Бадрянов Б.В. надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представители административного ответчика администрации МР «Усть-Куломский» Генрих О.А. и Н.Л. Романова административный иск не признали. Генрих О.А. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Мигушева Т.Б. подала заявление в адрес администрации района об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства и обслуживания хозяйственной постройки, указав местоположение участка: <адрес>, в 6 метрах западнее <адрес> с приложением план-схемы участка. <адрес> руководствуясь ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовала информацию о возможном предоставлении земельного участка в аренду с видом разрешенного использования - строительство и обслуживание гаражей, бань, хозяйственных построек. Данная информация была опубликована в бюллетене «Информационный вестник Совета и администрации МР «Усть-Куломский» и на официальном сайте администрации района от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для проведения торгов в течение 30 дней по предоставлению земельного участка не возникло. В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале . По истечению тридцати дней Мигушева Т.Б. обратилась в адрес администрации района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предварительном согласовании предоставлении земельного участка Мигушевой Т.Б.. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Мигушевой Т.Б. за свой счет были проведены кадастровые работы по постановке на кадастровый учет земельного участка, результаты работ кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, где указан кадастровый , площадь 16 кв.м., с видом разрешенного использования: строительство и обслуживания гаражей, бань, хозяйственных построек, по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов. Данный земельный участок не обременен. Бадрянов Б.В. ранее не обращался, претензий не заявлял, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ налогов за пользование не платил, каких-либо документов, подтверждающих его право пользования зданием гаража, не представил.

Заинтересованное лицо Мигушева Т.Б. поддержала представленные возражения, дополнительно суду пояснила, что со слов жителей Бадрянов Б.В. более 10 лет в их доме не проживает, гаражом не пользовался. В начале сентября ей стало известно, что он пытается продать гараж (место) без документов. На земельный участок документов не имелось. Она понесла материальные затраты по оформлению земельного участка.

Заслушав представителей ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями статей 226, а также 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

Как следует из представленных суду документов, гражданка Мигушева Т.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МР «Усть-Куломский» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства и обслуживания хозяйственной постройки, с указанием местоположения участка: <адрес>, в 6 метрах западнее <адрес>, площадью 15 кв.м. в кадастровом квартале .

Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка из категории земель населенных пунктов на кадастровой карте (плане) территории сельского поселения «Усть-Кулом, расположенного в кадастровом квартале , с местоположением: <адрес>, в 6 метрах западнее <адрес>, в территориальной зоне – зона застройки средне- и малоэтажной жилой застройки, общей площадью 15 кв.м., с видом разрешенного использования: строительство и обслуживание гаражей, бань, хозяйственных построек, согласно приложению.

По истечению тридцати дней ДД.ММ.ГГГГ Мигушева Т.Б. обратилась в адрес администрации района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Мигушевой Т.Б. в аренду сроком на 20 лет, с образованием земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка. С установлением в качестве условия предоставления земельного участка, проведение работ по его образованию в соответствии со схемой расположения.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 Земельного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 ЗК РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком.

Заинтересованным лицом Мигушевой Т.Б. произведены установленные статьей 39.14 ЗК РФ действия, предшествующие заключению договора аренды испрашиваемого земельного участка. Земельный участок был поставлен на учет и ему присвоен кадастровый N .

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Постановлением администрации муниципального района "Усть-Куломский" от 19.11.2015 N 1249 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства". Постановление администрации МР «Усть-Куломский» вынесено в соответствии с вышеуказанными нормами земельного законодательства и административного регламента.

В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

При вынесении административным ответчиком оспариваемого постановления о предварительном согласовании земельного участка отсутствовала информация о том, что на данном земельном участке находится строение гаража. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, а так же исходя из критерий и характеристик (фото) строения оно не может быть отнесено к объекту недвижимости подлежащее государственной регистрации. Кроме того строение находится в ненадлежащем состоянии. Административный истец, указывая на нарушение его прав и законных интересов при условии владения земельным участком, на котором расположено строение гаража более 25 лет, не предпринял каких-либо мер по надлежащему оформлению своих прав на данное имущество (земельный участок), не уплачивал соответствующие налоги, не представил документов, подтверждающих его право собственности на имущество. Утверждения Бадрянова Б.В. на принадлежащее ранее строение гаража ФИО1, опровергается сведениями похозяйственного учета за 1991 – 1997 годы, где отсутствуют какие-либо данные о наличии земельного участка и строения гаража.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольно возведенный объект исключен из гражданского оборота, каких-либо прав лицо, его возведшее на самовольную постройку не приобретает.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст. ст. 131, 219 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Как установлено с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, в 6 метрах западнее <адрес> административный истец Бадрянов Б.В. в органы местного самоуправления не обращался.

Сведения о наличии имущества принадлежащего ФИО1 (как предыдущего собственника гаража) до 1992 года в администрации сельского поселения отсутствуют (справка АСП «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ л.д.29).

Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Административный истец настаивая на удовлетворении административного иска сослался на п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На день вынесения оспариваемого постановления у административного ответчика основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не имелось.

Оценив собранные по делу доказательства, принимая во внимание, что административным истцом в соответствии со статьей 62 КАС РФ не представлено доказательств возникновения у него права собственности или каких-либо иных прав на спорный земельный участок и тем самым нарушения его прав и интересов при вынесении оспариваемого постановления.

В соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В ходе рассмотрения административного дела об оспаривании решения местного самоуправления установлено, что постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 28 июня 2018 года № 827 о предварительном согласовании предоставления земельного участка Мигушевой Т.Б. соответствует нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

    Таким образом, при установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь статьями 89, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Бадрянова Б.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным и отмене постановления от 28.06.2018 № 827, отказать.

Принятые по административному делу меры предварительной защиты сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий - подпись.

Мотивированное решение составлено 05.10.2018.

Копия верна: судья -                              Ю.Н. Ерчин

2а-401/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Бадрянов Борис Владимирович
Ответчики
администрация муниципального района "Усть-Куломский"
Другие
Мигушова Татьяна Борисовна
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее