Дело № 2-33/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский 19 января 2016 года
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Щербелева А.Ю.,
при секретаре Фёдоровой А.А.,
с участием истцов Решетникова С.В., Решетниковой Ж.Е., их представителя по доверенности Михайлова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетникова С.В., Решетниковой Ж.Е. к Министерству обороны Российской Федерации о признании проживающими на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Решетников С.В., Решетникова Ж.Е. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании проживающими на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации, в котором указали, что они были вселены на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Договора найма жилого помещения с ними не заключалось. Наличие ордера не свидетельствует, что они были вселены в квартиру, которая является служебной. Считают, что данная квартира также не является служебной на том основании, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 года № 1330-р военный городок, в котором находится спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков. Согласно архивной справки администрации Кировского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ решения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных в период до ДД.ММ.ГГГГ не принималось. В соответствии с приложением к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю №-р от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира также не является служебной. На их заявление о заключении договора безвозмездной передачи в собственность спорного жилого помещение в порядке приватизации из Министерства обороны, как уполномоченного собственника указанного жилого помещения, получен ответ, что балансодержателем спорного жилого помещения является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений». На обращение в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» получен ответ, что указанное жилое помещение не включено в установленном законом порядке в специализированный жилищный фонд, решение о приватизации может быть принято в порядке гражданского судопроизводства, статус «Служебная» жилому помещению не присваивался. Из представленных доказательств следует, что спорная квартира статуса служебной квартиры не имела. По смыслу ст. 10 ЖК РФ они являются нанимателями спорной квартиры по договору социального найма на законных основаниях и, следовательно, в соответствии со ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право на приватизацию, которое ими до настоящего времени не использовано. После прохождения военной службы Решетников С.В. жилым помещением обеспечен не был. Истцы просят признать их приобретшими право проживания на условиях договора социального найма и право общей долевой собственности, по ? доле в праве на каждого, в порядке приватизации <адрес>.
Истец Решетников С.В. в судебном заседании иск поддержал полностью, пояснил, что проживает в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, в приватизации жилья не участвовал, при увольнении с военной службы жильем не обеспечен, субсидию для приобретения жилья не получал. Год выдачи ордера ДД.ММ.ГГГГ., указан ошибочно, в действительности ордер был выдан в ДД.ММ.ГГГГ., когда он и его супруга были вселены.
Истец Решетникова Ж.Е. в судебном заседании иск поддержала полностью, пояснила, что проживает в спорном жилом помещении с супругом Решетниковым С.В. с ДД.ММ.ГГГГ. с момента вселения. В приватизации жилья никогда не участвовала.
Представитель истцов Решетникова С.В. и Решетниковой Ж.Е. – Михайлов С.П. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что истцы в приватизации жилья участия не принимали, вселились в ДД.ММ.ГГГГ. на основании ордера, на законных основаниях. Ответчик доказательств того, что спорная квартира является служебной не представил.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания не заявлено.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял, в письменном отзыве просил в иске отказать, поскольку считает, что истцы вселены незаконно, в действиях истца усматривается намеренное ухудшение жилищных условий.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав в судебном заседании участвующих лиц, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Решетников С.В. вселен на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) в <адрес>. Совместно с ним вселены в указанную квартиру члены его семьи: супруга - Решетникова Ж.Е. (истец) и дочери Юлия и Ольга. В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и продолжают проживать истец Решетников С.В. и член его семьи жена – истец Решетникова Ж.Е., что подтверждается копией поквартирной карточки (л.д.9) и адресными справками с ОУФМС по Кировскому району. Финансово-лицевой счёт открыт на имя истца Решетникова С.В. (л.д.10), и в настоящее время истец продолжает выполнять обязанности нанимателя спорной квартиры и соблюдать права.
Таким образом, факт постоянного проживания в спорной квартире с момента вселения истцов подтверждается их регистрацией по месту жительства. Обстоятельства законности вселения истцов в судебном заседании сторонами не оспаривались.
Доводы третьего лица о том, что истцы незаконно вселены в спорное жилое помещение, не основаны на законе, поскольку на момент вселения, и действия ЖК РСФСР, единственным основанием для вселения являлся ордер. Истцами указанный документ представлен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы вселились в спорное жилое помещение на законном основании, в соответствии с правилами, установленными ст. 28-43 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истцов.
Согласно справки кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.22) спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., состоит из 2 (двух) жилых комнат, расположенных на 4 этаже.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ N 76 от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих", военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 г., и совместно проживающим с ними членами семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Пунктом 6 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (от 27.05.1998 N 76-ФЗ) законодатель установил для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, специальное право: "Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках" (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений жилищного фонда, в том числе по договору социального найма.
Судом установлено, что истец Решетников С.В. проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Календарная выслуга на день увольнения составила 18 лет 01 месяц 11 дней, в льготном исчислении 23 года 11 месяцев 07 дней (л.д.25). Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Военным комиссариатом Приморского края, в личном деле Решетникова С.В. нет сведений о получении субсидии на приобретение и строительство жилья, о наличии забронированной жилой площади на территории РФ (л.д.26).
Согласно сведений Управления Росреестра по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. в порядке наследования по завещанию истцу Решетникову С.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. (л.д.18).
Согласно сведений Управления Росреестра по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ., права собственности на объекты недвижимого имущества на территории Приморского края за Решетниковой Ж.Е. не зарегистрированы (л.д.19).
Согласно сведений Управления Росреестра по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ., из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, право притязаний на спорную квартиру не имеется (л.д.20).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ. с Решетниковым С.В., Решетниковой Ж.Е., не заключалось договоров на передачу жилых помещений в собственность в пределах Кировского района Приморского края.
Судом установлено, что в период прохождения военной службы, Решетников С.В. и член его семьи Решетникова Ж.Е. жильем по договору социального найма не обеспечивались, жилищного сертификата не получали, в собственности жилья не имеют.
Истец Решетников С.В. обращался к ответчику (л.д.24) с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, им получен ответ, что Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение находится в собственности Министерства обороны РФ и на момент предоставления его истцу и членам семьи истца располагалось в закрытом военном городке.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.
Исходя из положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
На основании Распоряжения Правительства РФ 15 сентября 2009 года N 1330-р закрытый военный городок в <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 г. № 2205 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского суда г. Краснодара о проверке конституционности ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке было включено в число служебных, и принято решение о включении в число служебных, ответчиком, третьими лицами на стороне ответчика, в нарушение ст.56 Гражданско-процессуального кодекса РФ не представлено.
В соответствии с приложением к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю №-р от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира не является служебной (л.д. 12).
Таким образом, истец Решетников С.В. принят на военную службу до 01 января 1998 года, в настоящее время имеет пенсионный возраст по старости, совокупный срок военной службы соответствует требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также тот факт, что, на момент распределения Решетникову С.В. спорной квартиры она не являлась служебной, суд, с учетом требований ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недоказанности обстоятельств, исключающих возможность предоставления спорной квартиры в социальный наем, сделал вывод о том, что Решетников С.В. и член его семьи истец Решетникова Ж.Е. вправе рассчитывать на пользование спорным жилым помещением на условиях социального найма и имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемое ими спорное жилое помещение.
Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» создано приказом Министра обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 года «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ» согласно п. 3 указанного Приказа, осуществляет функции по учету нуждающихся военнослужащих и снятию с учета, принимает решения о предоставлении распределенных жилых помещений по договорам социального найма.
Суд исходит из того, что спорное жилое помещение предоставлено Решетникову С.В. и членам его семьи, в том числе и истцу Решетниковой Ж.Е., в установленном законом порядке, как военнослужащему Вооруженных сил СССР и РФ, длительное время постоянно проживают в спорном жилом помещении, которое к числу служебных жилых помещений не относится, истцы исполняют обязанности по оплате за жилищные и коммунальные услуги, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении требований о признании их проживающими в спорном жилом помещении на условиях социального найма.
Проанализировав установленные по делу фактические обстоятельства и нормы материального права, суд пришел к выводу о том, что с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в связи с чем, в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истцы имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно.
Суд вправе восстановить нарушенные права истцов без наличия решения иных административных органов и органов власти, при этом решение суда является основанием для регистрации права собственности истцов на спорное жилое помещение в Управлении Росреестра по Приморскому краю.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
При таких обстоятельствах, поскольку право истцов на приватизацию спорного жилого помещения не может быть подтверждено во внесудебном порядке путём государственной регистрации, за ними следует признать это право на основании решения суда, следовательно, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░