Решение по делу № 2-1786/2019 от 15.02.2019

Дело

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

07 мая 2019 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> к ответчикам Администрации МО ГОсВД «<адрес>», ФИО3 по управлению имуществом города, ФИО1, а также третьему лицу Управлению Росреестра по <адрес> о признании несоответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка применения последствий его недействительности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ответчикам Администрации МО ГОсВД «<адрес>», ФИО3 по управлению имуществом города, ФИО1, а также третьему лицу Управлению Росреестра по <адрес> о признании несоответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка применения последствий его недействительности.

8 обоснование иска указано, что Распоряжением председателя МКУ «ФИО3 по
управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях
проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола»
принято решение об организации аукциона на право заключения договора аренды данного
земельного участка площадью 100 кв.м. сроком на 5 лет.

Согласно протоколу МКУ «ФИО3 по. управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся и с единственным его участником -ФИО1 ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды , который зарегистрирован в Управлении Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним 140/012/2016-137-30.

Согласно ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах поселения. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда, и. необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.

В соответствии с пунктом 9 вышеуказанной статьи Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами используются для отдыха граждан и туризма и входят в состав рекреационных зон.

ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов городского округа «<адрес>» утверждены Правила землепользования и застройки <адрес>.


Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков.

В соответствии с федеральным законодательством в сфере землепользования и градостроительной деятельности основным документом территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений и городских округов.

Согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , и Правилам землепользования и застройки в городе Махачкале, парк имени Ленинского комсомола <адрес> является городским парком и по перечню территориальных зон на плане градостроительного зонирования территории <адрес> относится к категории «рекреационные зоны - зоны парков, бульваров».

Нормативами градостроительного проектирования установлены общие требования к рекреационным зонам. В частности, рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады и другие озелененные территории общего пользования), на землях особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы), на землях историко-культурного назначения (памятники истории и культуры) и на землях лесного фонда (городские леса и защитные леса).

В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя скверы, парки, городские сады, пляжи и иные объекты. Они являются землями общего пользования и предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.

Таким образом, парки являются озелененной территорией специализированного направления рекреационной деятельности, предназначенной для организации массового отдыха населения и которой пользуется неограниченный круг лиц.

Земельный участок в кадастровом квартале 05:40:000044 образован в границах земель общего пользования, а именно на территории парка имени Ленинского комсомола <адрес>.

Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользовании, территорией общего пользования.

При таких обстоятельствах, распоряжение председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола», а также сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:1896. государственная регистрация права аренды земельного участка, являются недействительными и подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, государственная регистрация подлежит аннулированию, а договор аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным.

Согласно пункт}" 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны


применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за ис­ключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ус­тановлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае нарушены интересы Российской Федерации и муниципального образования, которые заключаются в неукоснительном соблюдении на ее территории законов, а также права неопределенного круга лиц, поскольку нарушения требований законодательства ограничили круг лиц на право беспрепятственного пользования земельным участком общего пользования, предназначенной для организации массового отдыха, удовлетворения общественных интересов населения и т.д.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города принесен протест на постановление главы от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка, расположенного в парке Ленинского Комсомола <адрес>» площадью 100 кв., (зарегистрирован в администрации города ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ/19), который поступил в администрацию города ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из системы электронного документооборота администрации <адрес>.

Однако в нарушение требований п.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в 10 дневный срок и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ протест не рассмотрен и, соответственно, прокурору в письменной форме не сообщено.

В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3 по управлению имуществом <адрес> по доверенности - ФИО6 иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО7 иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание, будучи извещенным, не явился, воспользовался правом на ведение дел в суде через адвоката по ордеру.

Представитель ответчика ФИО1 по доверенности - ФИО8 иск не признал, просила суд отказать в иске.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Росреестра по РД представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.


Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен статьей 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 19.07.2011г.) N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 ЛК РФ, частью 11 статьи 35 ГК РФ, пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма.

На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).

На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 19 спортивные и детские игровые площадки и городки введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 385).

Как следует из материалов дела, Распоряжением председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола» принято решение об организации аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка площадью 100 кв.м. сроком на 5 лет.

Согласно протоколу МКУ «ФИО3 по. управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся и с единственным его участником -ФИО1 ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды , который зарегистрирован в Управлении Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним 140/012/2016-137-30.


V


Согласно ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах поселения. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда, и. необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.

В соответствии с пунктом 9 вышеуказанной статьи Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами используются для отдыха граждан и туризма и входят в состав рекреационных зон.

ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов городского округа «<адрес>» утверждены Правила землепользования и застройки <адрес>.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков.

В соответствии с федеральным законодательством в сфере землепользования и градостроительной деятельности основным документом территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений и городских округов.

Согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , и Правилам землепользования и застройки в городе Махачкале, парк имени Ленинского комсомола <адрес> является городским парком и по перечню территориальных зон на плане градостроительного зонирования территории <адрес> относится к категории «рекреационные зоны - зоны парков, бульваров».

Нормативами градостроительного проектирования установлены общие требования к рекреационным зонам. В частности, рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады и другие озелененные территории общего пользования), на землях особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы), на землях историко-культурного назначения (памятники истории и культуры) и на землях лесного фонда (городские леса и защитные леса).

В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя скверы, парки, городские сады, пляжи и иные объекты. Они являются землями общего пользования и предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.

Таким образом, парки являются озелененной территорией специализированного направления рекреационной деятельности, предназначенной для организации массового отдыха населения и которой пользуется неограниченный круг лиц.

Земельный участок в кадастровом квартале 05:40:000044 образован в границах земель общего пользования, а именно на территории парка имени Ленинского комсомола <адрес>.

Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может


быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользовании, территорией общего пользования.

При таких обстоятельствах, распоряжение председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола», а также сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:1896. государственная регистрация права аренды земельного участка, являются недействительными и подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, государственная регистрация подлежит аннулированию, а договор аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за ис­ключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ус­тановлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае нарушены интересы Российской Федерации и муниципального образования, которые заключаются в неукоснительном соблюдении на ее территории законов, а также права неопределенного круга лиц, поскольку нарушения требований законодательства ограничили круг лиц на право беспрепятственного пользования земельным участком общего пользования, предназначенной для организации массового отдыха, удовлетворения общественных интересов населения и т.д.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города принесен протест на постановление главы от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка, расположенного в парке Ленинского Комсомола <адрес>» площадью 100 кв., (зарегистрирован в администрации города ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ/19), который поступил в администрацию города ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из системы электронного документооборота администрации <адрес>.

Однако в нарушение требований п.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» в десятидневный срок и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ протест не рассмотрен и, соответственно, прокурору в письменной форме не сообщено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора <адрес> к ответчикам Администрации МО ГОсВД «<адрес>», ФИО3 по управлению имуществом города, ФИО1, а также третьему лицу Управлению Росреестра по <адрес> о признании несоответствующими закону правовых актов органа местного


самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка применения последствий его недействительности, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола».

Признать открытый аукцион от ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000044:1765, расположенного в парке им.Ленинского Комсомола, <адрес>, оформленный протоколом от ДД.ММ.ГГГГ , недействительным.

Признать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между МКУ «ФИО3 по управлению имуществом <адрес>» и ФИО1, по результатам аукциона и применить по следствия недействительности ничтожной сделки.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для аннулирования записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права аренды ФИО1 на земельный участок площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000044:1765, расположенный в парке им.Ленинского Комсомола, <адрес>. Аннулирования и исключения из госу­дарственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000044:1765, расположенном в парке им.Ленинского Комсомола, <адрес>.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом 10-дневный срок с момента его поступления протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка, расположенного в парке Ленинского комсомола <адрес>» и обязать администрацию <адрес> о результатах рассмотрения незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.


Судья И.М.Магомедов


Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Верховный суд РД со дня его принятия в окончательной формулировке.

2-1786/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Махачкала
Ответчики
Администрация МО ГО г.Махачкала
Аджиев Т.Д.
Другие
Управление Росреестра по РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
22.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее