Дело №
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> к ответчикам Администрации МО ГОсВД «<адрес>», ФИО3 по управлению имуществом города, ФИО1, а также третьему лицу Управлению Росреестра по <адрес> о признании несоответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка применения последствий его недействительности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ответчикам Администрации МО ГОсВД «<адрес>», ФИО3 по управлению имуществом города, ФИО1, а также третьему лицу Управлению Росреестра по <адрес> о признании несоответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка применения последствий его недействительности.
8 обоснование иска указано, что Распоряжением председателя МКУ «ФИО3 по
управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об условиях
проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола»
принято решение об организации аукциона на право заключения договора аренды данного
земельного участка площадью 100 кв.м. сроком на 5 лет.
Согласно протоколу МКУ «ФИО3 по. управлению имуществом» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся и с единственным его участником -ФИО1 ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды №, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним 140/012/2016-137-30.
Согласно ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах поселения. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда, и. необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.
В соответствии с пунктом 9 вышеуказанной статьи Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами используются для отдыха граждан и туризма и входят в состав рекреационных зон.
ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов городского округа «<адрес>» утверждены Правила землепользования и застройки <адрес>.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков.
В соответствии с федеральным законодательством в сфере землепользования и градостроительной деятельности основным документом территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений и городских округов.
Согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, и Правилам землепользования и застройки в городе Махачкале, парк имени Ленинского комсомола <адрес> является городским парком и по перечню территориальных зон на плане градостроительного зонирования территории <адрес> относится к категории «рекреационные зоны - зоны парков, бульваров».
Нормативами градостроительного проектирования установлены общие требования к рекреационным зонам. В частности, рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады и другие озелененные территории общего пользования), на землях особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы), на землях историко-культурного назначения (памятники истории и культуры) и на землях лесного фонда (городские леса и защитные леса).
В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя скверы, парки, городские сады, пляжи и иные объекты. Они являются землями общего пользования и предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.
Таким образом, парки являются озелененной территорией специализированного направления рекреационной деятельности, предназначенной для организации массового отдыха населения и которой пользуется неограниченный круг лиц.
Земельный участок в кадастровом квартале 05:40:000044 образован в границах земель общего пользования, а именно на территории парка имени Ленинского комсомола <адрес>.
Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользовании, территорией общего пользования.
При таких обстоятельствах, распоряжение председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола», а также сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:1896. государственная регистрация права аренды земельного участка, являются недействительными и подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, государственная регистрация подлежит аннулированию, а договор аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № является ничтожным.
Согласно пункт}" 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны
применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае нарушены интересы Российской Федерации и муниципального образования, которые заключаются в неукоснительном соблюдении на ее территории законов, а также права неопределенного круга лиц, поскольку нарушения требований законодательства ограничили круг лиц на право беспрепятственного пользования земельным участком общего пользования, предназначенной для организации массового отдыха, удовлетворения общественных интересов населения и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города принесен протест на постановление главы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка, расположенного в парке Ленинского Комсомола <адрес>» площадью 100 кв., (зарегистрирован в администрации города ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ/19), который поступил в администрацию города ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из системы электронного документооборота администрации <адрес>.
Однако в нарушение требований п.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в 10 дневный срок и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ протест не рассмотрен и, соответственно, прокурору в письменной форме не сообщено.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 по управлению имуществом <адрес> по доверенности - ФИО6 иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО7 иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание, будучи извещенным, не явился, воспользовался правом на ведение дел в суде через адвоката по ордеру.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности - ФИО8 иск не признал, просила суд отказать в иске.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Росреестра по РД представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен статьей 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 19.07.2011г.) N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 ЛК РФ, частью 11 статьи 35 ГК РФ, пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма.
На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).
На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 19 спортивные и детские игровые площадки и городки введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 385).
Как следует из материалов дела, Распоряжением председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола» принято решение об организации аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка площадью 100 кв.м. сроком на 5 лет.
Согласно протоколу МКУ «ФИО3 по. управлению имуществом» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся и с единственным его участником -ФИО1 ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды №, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним 140/012/2016-137-30.
V
Согласно ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах поселения. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда, и. необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.
В соответствии с пунктом 9 вышеуказанной статьи Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами используются для отдыха граждан и туризма и входят в состав рекреационных зон.
ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов городского округа «<адрес>» утверждены Правила землепользования и застройки <адрес>.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков.
В соответствии с федеральным законодательством в сфере землепользования и градостроительной деятельности основным документом территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений и городских округов.
Согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, и Правилам землепользования и застройки в городе Махачкале, парк имени Ленинского комсомола <адрес> является городским парком и по перечню территориальных зон на плане градостроительного зонирования территории <адрес> относится к категории «рекреационные зоны - зоны парков, бульваров».
Нормативами градостроительного проектирования установлены общие требования к рекреационным зонам. В частности, рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады и другие озелененные территории общего пользования), на землях особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы), на землях историко-культурного назначения (памятники истории и культуры) и на землях лесного фонда (городские леса и защитные леса).
В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя скверы, парки, городские сады, пляжи и иные объекты. Они являются землями общего пользования и предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.
Таким образом, парки являются озелененной территорией специализированного направления рекреационной деятельности, предназначенной для организации массового отдыха населения и которой пользуется неограниченный круг лиц.
Земельный участок в кадастровом квартале 05:40:000044 образован в границах земель общего пользования, а именно на территории парка имени Ленинского комсомола <адрес>.
Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может
быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользовании, территорией общего пользования.
При таких обстоятельствах, распоряжение председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола», а также сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:1896. государственная регистрация права аренды земельного участка, являются недействительными и подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, государственная регистрация подлежит аннулированию, а договор аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № является ничтожным.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае нарушены интересы Российской Федерации и муниципального образования, которые заключаются в неукоснительном соблюдении на ее территории законов, а также права неопределенного круга лиц, поскольку нарушения требований законодательства ограничили круг лиц на право беспрепятственного пользования земельным участком общего пользования, предназначенной для организации массового отдыха, удовлетворения общественных интересов населения и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города принесен протест на постановление главы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка, расположенного в парке Ленинского Комсомола <адрес>» площадью 100 кв., (зарегистрирован в администрации города ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ/19), который поступил в администрацию города ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из системы электронного документооборота администрации <адрес>.
Однако в нарушение требований п.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в десятидневный срок и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ протест не рассмотрен и, соответственно, прокурору в письменной форме не сообщено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора <адрес> к ответчикам Администрации МО ГОсВД «<адрес>», ФИО3 по управлению имуществом города, ФИО1, а также третьему лицу Управлению Росреестра по <адрес> о признании несоответствующими закону правовых актов органа местного
самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка применения последствий его недействительности, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение председателя МКУ «ФИО3 по управлению имуществом» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об условиях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РД, <адрес>, парк им.Ленинского Комсомола».
Признать открытый аукцион от ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000044:1765, расположенного в парке им.Ленинского Комсомола, <адрес>, оформленный протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным.
Признать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между МКУ «ФИО3 по управлению имуществом <адрес>» и ФИО1, по результатам аукциона и применить по следствия недействительности ничтожной сделки.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для аннулирования записи от ДД.ММ.ГГГГ № о государственной регистрации права аренды ФИО1 на земельный участок площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000044:1765, расположенный в парке им.Ленинского Комсомола, <адрес>. Аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000044:1765, расположенном в парке им.Ленинского Комсомола, <адрес>.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом 10-дневный срок с момента его поступления протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на постановление главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка, расположенного в парке Ленинского комсомола <адрес>» и обязать администрацию <адрес> о результатах рассмотрения незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.
Судья И.М.Магомедов |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Верховный суд РД со дня его принятия в окончательной формулировке.