Решение по делу № 2а-1264/2021 от 12.02.2021

УИД

Дело № 2а-1264/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала     12 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебного заседания Исмаиловой Ф.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдуллаева ФИО9 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкала о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обязании вынести постановления о предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Абдуллаев Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление Управления имущественных и земельных отношений г.Махачкалы от 26.11.2020 № 51.17-МФЦ-10087/20 в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с\т <адрес> и обязать Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы и Администрацию ГОсВД «город Махачкала» вынести постановление о предоставлении в собственность административному истцу земельный участок №269 площадью 500 кв.м. в кадастровом квартале <адрес>

В обоснование административного иска указано, что

Административный истец Исматулаева П.Г., в суд не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела без её участия с участием представителя по доверенности Муртазалиева И.М. Судебное извещение, направленное судом по адресу, указанному в административном исковом заявление, вернулось с отметкой «истек срок хранения».

Представитель административного истца Муртазалиев И.М. извещен посредством направления СМС-оповещения (расписка о даче согласия на СМС-оповещение имеется в материалах дела.

Извещения, направленные в адрес административных ответчиков, согласно отчетам отслеживания отправлений, вручены адресатам.

Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое уведомление датируется 14.12.2020 г., административный иск заявлен 30.12.2020 г., следовательно, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд заявителем не нарушен.

Распоряжением Управления по земельным ресурсами и землеустройству г. Махачкалы №801-СРЗУ от 15.04.2020 административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Издание постановления о предоставлении земельного участка производится в порядке оказания гражданину муниципальной услуги.

Постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 24.02.2016 № 123 утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг МКУ г. Махачкалы «Управление имущественных и земельных отношений города», в том числе административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям без проведения торгов на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Отказывая в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик указа, что заявителем представлен не полный пакет документов, в том числе сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющей территорию некоммерческого объединения.

Вместе с тем, указанное в уведомлении №51.17-мфу-11129/20 от 14.12.2020г. основание, не может послужить основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги, поскольку указные обстоятельства могут быть предметом оценки только при оспаривании членства заявителя в садоводческом товариществе.

Предоставление земельного участка в собственность гражданина в этом случае осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Согласно ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд

Согласно п. 2.8 ст. 3 указанного Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

- сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Часть 1 статьи 39.19 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

В соответствии с п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше норм права, гражданин, обладающий земельным участком, являющийся членом садоводческого некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность соответствующий земельный участок, если земельный участок в целом был предоставлен данному некоммерческому объединению граждан, и объединение создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», независимо от подтверждения факта предоставления указанному гражданину соответствующего земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Так, административным истцом при обращении с заявлением о предоставлении муниципальной услуги были представлены: членская книжка садовода, межевой план и схема расположения земельного участка. Распоряжение Управления имущественных и имущественных отношений г. Махачкалы №801-СРЗУ от 15.04.2020, решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 30.09.2020г. по делу № 2а-2802/2020.

Согласно Топографического плана и Схемы расположения участка, на кадастровом плане территории отображено место расположения земельного участка № 268.

Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 03.02.2020 по делу №2а- 270/20 установлено, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты, поставленные на кадастровый учёт земельные участки в непосредственной близости от земельного участка административной истицы относятся к садоводческому товариществу «Дагнефть».

Исматулаевой П.Г. при её приеме в члены садоводческого товарищества была выдана членская книжка садовода, заверенная штампом садоводческого товарищества.

Также административной истицей в представлены квитанции об оплате земельного налога. Указанные квитанции выписаны Управлением Администрации г. Махачкалы по взаимодействию с налоговыми органами, являющимся структурным подразделением Администрации г Махачкалы. В данных квитанциях прямо указано наименование садоводческого товарищества и номер земельного участка.

Принимая оплату земельного налога по с/т «Дагнефть», Администрация г. Махачкалы тем самым также подтверждала факты существования указанного садоводческого товарищества и отведения ему земельного участка, распределенного между членами садоводческого товарищества.

Аналогичное следует из архивной справки, выданной Управлением по делам архивов Администрации г. Махачкалы, где имеются инвентаризационные списки с/т «Дагнефть».

Таким образом, в вышеуказанном решении суд установил приема Исматулаевой П.Г. в члены садоводческого товарищества «Дагнефть» с предоставлением земельного участка №268, площадью 500 кв.м.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом, отказывая административному истцу в оказании муниципальной услуги, именно административный ответчик должен в суде представить обоснование своего решения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанные в обжалуемом уведомлении, не соответствуют требованиям закона, само обжалуемое уведомление Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка №51.17-МФУ-11129/20 от 14.12.2020 подлежит признанию незаконным и отмене.

Заявителем также ставится вопрос об обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения и предоставить административному истцу услугу «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 500 кв.м., то есть обязании предоставить муниципальную услугу в судебном порядке.

Вместе с тем, суд в качестве способа восстановления нарушенного права Исматулаевой П.Г. считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении муниципальной услуги.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.

В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Предложенная административным истцом восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика в лице Управления по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкала предоставить муниципальную услугу «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 500 кв.м.

В данном случае суд полагает целесообразным, руководствуясь частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ограничиться возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца Абдуллаева Г.М., обязав повторно рассмотреть её заявление.

При этом на основании части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает срок для совершения указанных действий - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об этом в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суду и гражданину.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Абдуллаева ФИО10 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкала о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обязании вынести постановления о предоставлении в собственность земельного участка – удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Управления имущественных и земельных отношений г.Махачкалы от 26.11.2020 № 51.17-МФЦ-10087/20 в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Абдуллаева ФИО11 о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 500 кв.м. и направить заявителю мотивированный ответ.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд г. Махачкалы суд Республики Дагестан.

Председательствующий                 Х.М. Магомедова

Решение в окончательной форме составлено 25.03.2021 г.

2а-1264/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдуллаев Гасан Магомедович
Ответчики
Администрация г.Махачкалы
Управление имущественных и земельных отношений г.Махчкалы
Другие
Велибекова М.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедова Халимат Магомедовна
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
12.02.2021Регистрация административного искового заявления
15.02.2021Передача материалов судье
17.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2021Подготовка дела (собеседование)
25.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее