Решение по делу № 2-341/2024 от 28.06.2024

11RS0007-01-2024-000462-38

Дело № 2-341/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Республика Коми город Вуктыл 2 августа 2024 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Шардиной Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора города Вуктыла Республики Коми Курято М.Р.,

истца Ручко Л.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах Ручко Л. Ф. к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми 28 июня 2024 года с исковым заявлением в интересах Ручко Л. Ф. к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о компенсации морального вреда обратился прокурор города Вуктыла Республики Коми.

В обоснование исковых требований указал, что около 17 часов 30 минут 12 июня 2024 года возле МБУ ДО «ЦВР», расположенного около дома 24 по улице Комсомольской г. Вуктыл, на Ручко Л.Ф. напала свора из трех собак черного окраса с голубыми глазами, помесь хаски. Собаки повалили Ручко Л.Ф. на землю, таскали ее по асфальту. Ручко Л.Ф. прикрывала рукой свою кошку, которую держала на руках, собаки кидались на ее руку и расцарапали левую руку. К Ручко Л.Ф. подбежали люди, они отогнали собак и вызвали скорую помощь.

От нападения собак Ручко Л.Ф. испытала сильный стресс, испуг, поскольку животные напали неожиданно, в результате нападения собак Ручко Л.Ф. получила укушенные раны левого предплечья и плеча, множественные царапины, после инцидента в медицинском учреждении ей была оказана медицинская помощь - обработка раны, сделана перевязка и назначен курс антирабического лечения в количестве 6 вакцин.

Ручко Л.Ф., которая является пенсионером, инвалидом 3 группы, находилась на лечении в ГБУЗ РК «Вуктыльская центральная районная больница», испытывала боль, как во время нападения собак, так и во время обработки раны и от уколов, была слабость, переживала, не могла уснуть от боли и переживаний, после нападения собак редко выходит гулять, так как стала их боятся, поднялось давление и сахар. Страх после нападения собак не проходит.

С учетом вышеизложенного, прокурор полагает, что Ручко Л.Ф. безусловно испытала физические и нравственные страдания.

Принимая во внимание вышеизложенное, прокурор просил суд взыскать с администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми в пользу Ручко Л. Ф. компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей 00 копеек.

Прокурор в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные исковые требования, указав о наличии оснований для их удовлетворения, полагая, что в данном случае имеются основания для возложения обязанности компенсации морального вреда на администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми.

Истец Ручко Л. Ф. в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные прокурором города Вуктыла Республики К. исковые требования, просил их удовлетворить. Ручко Л.Ф. пояснила, что является пенсионером, инвалидом 3 группы, находилась на лечении в ГБУЗ РК «Вуктыльская центральная районная больница», испытывала боль, как во время нападения собак, так и во время обработки раны и от уколов, была слабость, переживала, после нападения собак редко выходит гулять, так как стала их боятся. Страх после нападения собак не проходит.

Также Ручко Л.Ф. пояснила, что собаки были бездомные, без бирок, без ошейников, человека (хозяина) рядом с собаками не было. В результате нападения безнадзорных (бродячих) собак Ручко Л.Ф. получила укушенные раны левого предплечья и плеча, множественные царапины, была большая кровопотеря, находилась в состоянии шока, ее трясло. Врач сказал, что раны очень глубокие, их нужно контролировать, делать перевязки только в больнице. Ручко Л.Ф. назначен курс антирабических вакцин в количестве 6 штук. После случая с нападением собак поднялось давление и сахар.

Представитель ответчика в лице администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми направил суду письменный отзыв, указав об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку между администрацией и Муниципальным бюджетным учреждением «Локомотив» 13 февраля 2023 года заключен муниципальный контракт № 32/5 на оказание услуг по транспортировке, отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского округа «Вуктыл» со сроком оказания услуг до 31 декабря 2025 года.

В рамках данного контракта, органом местного самоуправления в адрес учреждения неоднократно направлялись заявки на отлов безнадзорных животных, однако до настоящего времени проблема нападения собак на людей в городе остается.

Принимая во внимание вышеизложенное, администрация муниципального округа указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в данном случае ответственность за причинение вреда Ручко Л.Ф. должна быть возложена на исполнителя услуг по отлову безнадзорных животных в лице Муниципального бюджетного учреждения «Локомотив» (далее - МБУ «Локомотив»).

На основании пункта 1 Решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 21 июля 2023 года № 196 «Администрация городского округа «Вуктыл» переименована в «Администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми».

Администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации городского округа «Вуктыл».

Представитель органа местного самоуправления, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, указав об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изложив в тексте отзыва ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своего представителя.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении ответчика в лице администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми, на основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке сторон.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, истца Ручко Л.Ф., суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 114-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в соответствии с федеральным законодательством муниципальные образования городского поселения «Вуктыл» и сельских поселений «Дутово», «Подчерье», «Усть-Соплеск», «Лемтыбож», расположенные на территории муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование городского поселения, наделив его статусом городского округа с наименованием «Вуктыл».

Согласно пункту 1 Решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 19 апреля 2016 года № 28 «Об администрации городского округа «Вуктыл» администрация городского округа «Вуктыл» является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации муниципального района «Вуктыл», администрации городского поселения «Вуктыл», администрации сельского поселения «Дутово», администрации сельского поселения «Подчерье», администрации сельского поселения «Лемтыбож», администрации сельского поселения «Усть-Соплеск».

В соответствии с разделами 2 и 4 Положения об администрации городского округа «Вуктыл» к исполнительно распорядительным полномочиям администрации в соответствии с настоящим Положением и решениями Совета городского округа «Вуктыл» относятся полномочия: по решению вопросов местного значения.

Судом также установлено, что муниципальное образование муниципальный округ «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением Совета муниципального округа от 28 июня 2023 года № 185.

Как указывалось выше, на основании пункта 1 Решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 21 июля 2023 года № 196 «Администрация городского округа «Вуктыл» переименована в «Администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми».

Администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации городского округа «Вуктыл».

Согласно пункту 13 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования городского округа «Вуктыл» органы местного самоуправления городского округа «Вуктыл» имеют право на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, в части осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Как следует из положений статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Совета городского округа «Вуктыл» от 6 октября 2016 года № 130 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», главой 17 которых утвержден порядок содержания животных.

Администрацией городского округа «Вуктыл» 10 августа 2021 года принято постановление № 08/1006 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев и о признании утратившим силу постановления администрации городского округа «Вуктыл» от 26 мая 2017 года № 05/452 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных».

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках (пункты 9.2, 9.5).

На основании части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Кроме того, пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Постановлением администрации городского округа «Вуктыл» от 10 августа 2021 года № 08/1006 утверждены инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», по транспортировке животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», порядок организации деятельности приютов для животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», а также порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл».

Согласно пунктам 3, 5, 6, 7, 8 Инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» отлову подлежат животные без владельцев, в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Отлов животных производится организацией, осуществляющей отлов животных без владельцев. Отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным.

Отлову подлежат агрессивные, с признаками бешенства животные, а также без владельцев, находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека, в случае, когда животные проявляют агрессию по отношению к человеку и другим животным, создают опасность для дорожного движения, находятся на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах без сопровождения человека.

Животные без владельцев, покусавшие человека, а также животные, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительные на заболевание бешенством, должны быть отловлены или иммобилизованы организацией, осуществляющей отлов безнадзорных животных, и незамедлительно доставлены к специалистам в области ветеринарии для их дальнейшего осмотра.

В судебном заседании установлено, что Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» по обращению Ручко Л.Ф. от 12 июня 2024 года последней оказана антирабическая помощь в виде поэтапной вакцинации в связи с укусом неизвестных собак 12 июня 2024 года.

Как следует из материалов дела, собаки, напавшие на Ручко Л.Ф., не имели ошейников, поводков либо намордников, бирок также не было.

Ручко Л.Ф. по поводу укуса обратилась в прокуратуру города Вуктыла Республики Коми с заявлением об обращении в ее интересах в суд с исковым заявлением о взыскании с администрации компенсации морального вреда. Непосредственно в администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми по поводу укуса собаками не обращалась.

Из материалов, представленных суду следует, что оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми осуществляется МБУ «Локомотив» в рамках заключенного с администрацией городского округа «Вуктыл» муниципального контракта № 32/5 от 13 февраля 2023 года «Оказание услуг по транспортировке, отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского округа «Вуктыл» со сроком оказания услуг по 31 декабря 2025 года.

Как следует из пункта 1.2 контракта Заказчик в лице администрации городского округа «Вуктыл» поручает, а Исполнитель в лице МБУ «Локомотив» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл».

В соответствии с пунктом 1.3 контракта плановый отлов и транспортировка животных без владельцев осуществляется в соответствии с графиком отлова животных. При проведении отлова животных без владельцев в рамках планового мероприятия информация о его проведении размещается Исполнителем в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в средствах массовой информации с указанием мест и дат отлова животных без владельцев в срок не менее чем за два рабочих дня до дня проведения планового мероприятия.

Вынужденный отлов животных без владельцев осуществляется на основании информации, поступившей через Заказчика по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) с указанием описания животного, места нахождения животных (видеосъемка, фотоматериалы), их количества, поведения, а также указанием данных заявителя, о покусах граждан или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев и (или) по заявке Заказчика.

Вынужденный отлов животных без владельцев осуществляется на основании информации, поступившей Исполнителю по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) с указанием описания животного, места нахождения животных (видеосъемка, фотоматериалы), их количества, поведения, а также указанием данных заявителя, о покусах граждан или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев.

Исполнитель обязуется принимать заявки от Заказчика, граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) и осуществлять экстренные выезды через 1 час для отлова животных без владельцев в пределах территории городского округа «Вуктыл».

Учреждением осуществляется осмотр территории муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми с целью выявления и отлова безнадзорных животных, а также Исполнитель своевременно реагирует на каждую заявку, полученную от Заказчика.

Как указала администрация муниципального округа, после опубликования информации в социальной сети о том, что 12 июня 2024 года в районе жилого дома 24 по улице Комсомольской покусана женщина стаей безнадзорных животных, администрацией в адрес МБУ «Локомотив» 13 июня 2024 года № 5886 направлена заявка на отлов безнадзорных агрессивных животных по улице Комсомольская дом 24 (в районе бывшего детского сада «Солнышко») посредством осуществления экстренного выезда не позднее чем через час с момента получения настоящей заявки.

Письмом МБУ «Локомотив» от 13 июня 2024 года № 584 администрация муниципального округа «Вуктыл» проинформирована о том, что 13 июня 2024 года в районе дома 10 по улице Комсомольской отловлена и изолирована 1 агрессивная собака.

Согласно информации, представленной администрации МБУ «Локомотив», по состоянию на 20 марта 2024 года отловлено 13 безнадзорных особей.

Отловленные животные выпускаются в среду обитания, это обусловлено отсутствием у МБУ «Локомотив» помещения, соответствующего необходимым требованиям для содержания собак.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу Ручко Л.Ф. с ответчика в лице администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к нематериальным благам, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, либо нарушающими имущественные права граждан).

В абзаце первом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека.

Согласно абзацу первому пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

Из приведенных норм материального права и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

Как неоднократно указывал в Определениях Верховный Суд Российской Федерации, право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Разрешая возникший спор в части компенсации морального вреда, тщательно исследовав все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлен факт причинения Ручко Л.Ф. физических и нравственных страданий, поскольку от произошедшего нападения безнадзорных собак и укусов безнадзорных собак она испытала боль, которая определенное время беспокоила ее в дальнейшем, не позволяя вести привычный образ жизни.

Кроме того, Ручко Л.Ф. безусловно испытала чувство испуга в связи с произошедшим нападением животных, до настоящего времени она испытывает тревогу при виде собак на улице. Также, после инцидента Ручко Л.Ф. проходила курс лечения, что безусловно доставляло болезненные ощущения, также ухудшилось ее состояние здоровья.

Совокупность вышеуказанных обстоятельств учитывается судом при определении размера подлежащего компенсации морального вреда.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения за перенесенные страдания.

С учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред здоровью Ручко Л.Ф., ее возраста, длительности претерпевания ею болевых ощущений в результате полученной травмы, вакцинации и нравственных страданий, а также наличия нервного потрясения, суд частично соглашается с размером компенсации морального вреда, заявленного прокурором в размере 200000 рублей 00 копеек, и полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Ручко Л.Ф. в размере 120000 рублей 00 копеек.

Оценивая доводы, указанные ответчиком в отзыве, суд принимает во внимание, что представленные в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о том, что животные, укусившие Ручко Л.Ф., не являются безнадзорными.

По общим правилу, установленному пунктом 1 и пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

Предусмотренная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен предоставить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Как установлено в судебном заседании полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми возложены на орган местного самоуправления муниципального округа.

Ответчиком обязанность к принятию мер по отлову безнадзорных собак на территории муниципального образования, в достаточной мере не исполнялась, что по мнению суда свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации и нападением на Ручко Л.Ф. безнадзорных собак.

Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми в причинении вреда Ручко Л.Ф. в результате укусов безнадзорных собак, ответчиком в лице органа местного самоуправления не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах Ручко Л. Ф. к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми (ИНН 1107004112) в пользу Ручко Л. Ф. (паспорт гражданина Российской Федерации ) компенсацию морального вреда в размере 120000 (сто двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 7 августа 2024 года, путем подачи апелляционной жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева

11RS0007-01-2024-000462-38

Дело № 2-341/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Республика Коми город Вуктыл 2 августа 2024 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Шардиной Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора города Вуктыла Республики Коми Курято М.Р.,

истца Ручко Л.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах Ручко Л. Ф. к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми 28 июня 2024 года с исковым заявлением в интересах Ручко Л. Ф. к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о компенсации морального вреда обратился прокурор города Вуктыла Республики Коми.

В обоснование исковых требований указал, что около 17 часов 30 минут 12 июня 2024 года возле МБУ ДО «ЦВР», расположенного около дома 24 по улице Комсомольской г. Вуктыл, на Ручко Л.Ф. напала свора из трех собак черного окраса с голубыми глазами, помесь хаски. Собаки повалили Ручко Л.Ф. на землю, таскали ее по асфальту. Ручко Л.Ф. прикрывала рукой свою кошку, которую держала на руках, собаки кидались на ее руку и расцарапали левую руку. К Ручко Л.Ф. подбежали люди, они отогнали собак и вызвали скорую помощь.

От нападения собак Ручко Л.Ф. испытала сильный стресс, испуг, поскольку животные напали неожиданно, в результате нападения собак Ручко Л.Ф. получила укушенные раны левого предплечья и плеча, множественные царапины, после инцидента в медицинском учреждении ей была оказана медицинская помощь - обработка раны, сделана перевязка и назначен курс антирабического лечения в количестве 6 вакцин.

Ручко Л.Ф., которая является пенсионером, инвалидом 3 группы, находилась на лечении в ГБУЗ РК «Вуктыльская центральная районная больница», испытывала боль, как во время нападения собак, так и во время обработки раны и от уколов, была слабость, переживала, не могла уснуть от боли и переживаний, после нападения собак редко выходит гулять, так как стала их боятся, поднялось давление и сахар. Страх после нападения собак не проходит.

С учетом вышеизложенного, прокурор полагает, что Ручко Л.Ф. безусловно испытала физические и нравственные страдания.

Принимая во внимание вышеизложенное, прокурор просил суд взыскать с администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми в пользу Ручко Л. Ф. компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей 00 копеек.

Прокурор в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные исковые требования, указав о наличии оснований для их удовлетворения, полагая, что в данном случае имеются основания для возложения обязанности компенсации морального вреда на администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми.

Истец Ручко Л. Ф. в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные прокурором города Вуктыла Республики К. исковые требования, просил их удовлетворить. Ручко Л.Ф. пояснила, что является пенсионером, инвалидом 3 группы, находилась на лечении в ГБУЗ РК «Вуктыльская центральная районная больница», испытывала боль, как во время нападения собак, так и во время обработки раны и от уколов, была слабость, переживала, после нападения собак редко выходит гулять, так как стала их боятся. Страх после нападения собак не проходит.

Также Ручко Л.Ф. пояснила, что собаки были бездомные, без бирок, без ошейников, человека (хозяина) рядом с собаками не было. В результате нападения безнадзорных (бродячих) собак Ручко Л.Ф. получила укушенные раны левого предплечья и плеча, множественные царапины, была большая кровопотеря, находилась в состоянии шока, ее трясло. Врач сказал, что раны очень глубокие, их нужно контролировать, делать перевязки только в больнице. Ручко Л.Ф. назначен курс антирабических вакцин в количестве 6 штук. После случая с нападением собак поднялось давление и сахар.

Представитель ответчика в лице администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми направил суду письменный отзыв, указав об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку между администрацией и Муниципальным бюджетным учреждением «Локомотив» 13 февраля 2023 года заключен муниципальный контракт № 32/5 на оказание услуг по транспортировке, отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского округа «Вуктыл» со сроком оказания услуг до 31 декабря 2025 года.

В рамках данного контракта, органом местного самоуправления в адрес учреждения неоднократно направлялись заявки на отлов безнадзорных животных, однако до настоящего времени проблема нападения собак на людей в городе остается.

Принимая во внимание вышеизложенное, администрация муниципального округа указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в данном случае ответственность за причинение вреда Ручко Л.Ф. должна быть возложена на исполнителя услуг по отлову безнадзорных животных в лице Муниципального бюджетного учреждения «Локомотив» (далее - МБУ «Локомотив»).

На основании пункта 1 Решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 21 июля 2023 года № 196 «Администрация городского округа «Вуктыл» переименована в «Администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми».

Администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации городского округа «Вуктыл».

Представитель органа местного самоуправления, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, указав об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изложив в тексте отзыва ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своего представителя.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении ответчика в лице администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми, на основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке сторон.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, истца Ручко Л.Ф., суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 114-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в соответствии с федеральным законодательством муниципальные образования городского поселения «Вуктыл» и сельских поселений «Дутово», «Подчерье», «Усть-Соплеск», «Лемтыбож», расположенные на территории муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование городского поселения, наделив его статусом городского округа с наименованием «Вуктыл».

Согласно пункту 1 Решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 19 апреля 2016 года № 28 «Об администрации городского округа «Вуктыл» администрация городского округа «Вуктыл» является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации муниципального района «Вуктыл», администрации городского поселения «Вуктыл», администрации сельского поселения «Дутово», администрации сельского поселения «Подчерье», администрации сельского поселения «Лемтыбож», администрации сельского поселения «Усть-Соплеск».

В соответствии с разделами 2 и 4 Положения об администрации городского округа «Вуктыл» к исполнительно распорядительным полномочиям администрации в соответствии с настоящим Положением и решениями Совета городского округа «Вуктыл» относятся полномочия: по решению вопросов местного значения.

Судом также установлено, что муниципальное образование муниципальный округ «Вуктыл» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением Совета муниципального округа от 28 июня 2023 года № 185.

Как указывалось выше, на основании пункта 1 Решения Совета муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 21 июля 2023 года № 196 «Администрация городского округа «Вуктыл» переименована в «Администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми».

Администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми является правопреемником публичных прав и обязанностей администрации городского округа «Вуктыл».

Согласно пункту 13 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования городского округа «Вуктыл» органы местного самоуправления городского округа «Вуктыл» имеют право на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, в части осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Как следует из положений статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Совета городского округа «Вуктыл» от 6 октября 2016 года № 130 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», главой 17 которых утвержден порядок содержания животных.

Администрацией городского округа «Вуктыл» 10 августа 2021 года принято постановление № 08/1006 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев и о признании утратившим силу постановления администрации городского округа «Вуктыл» от 26 мая 2017 года № 05/452 «Об организации проведения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных».

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках (пункты 9.2, 9.5).

На основании части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Кроме того, пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Постановлением администрации городского округа «Вуктыл» от 10 августа 2021 года № 08/1006 утверждены инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», по транспортировке животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», порядок организации деятельности приютов для животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», а также порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл».

Согласно пунктам 3, 5, 6, 7, 8 Инструкции по отлову животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» отлову подлежат животные без владельцев, в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Отлов животных производится организацией, осуществляющей отлов животных без владельцев. Отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным.

Отлову подлежат агрессивные, с признаками бешенства животные, а также без владельцев, находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека, в случае, когда животные проявляют агрессию по отношению к человеку и другим животным, создают опасность для дорожного движения, находятся на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах без сопровождения человека.

Животные без владельцев, покусавшие человека, а также животные, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительные на заболевание бешенством, должны быть отловлены или иммобилизованы организацией, осуществляющей отлов безнадзорных животных, и незамедлительно доставлены к специалистам в области ветеринарии для их дальнейшего осмотра.

В судебном заседании установлено, что Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Вуктыльская центральная районная больница» по обращению Ручко Л.Ф. от 12 июня 2024 года последней оказана антирабическая помощь в виде поэтапной вакцинации в связи с укусом неизвестных собак 12 июня 2024 года.

Как следует из материалов дела, собаки, напавшие на Ручко Л.Ф., не имели ошейников, поводков либо намордников, бирок также не было.

Ручко Л.Ф. по поводу укуса обратилась в прокуратуру города Вуктыла Республики Коми с заявлением об обращении в ее интересах в суд с исковым заявлением о взыскании с администрации компенсации морального вреда. Непосредственно в администрацию муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми по поводу укуса собаками не обращалась.

Из материалов, представленных суду следует, что оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми осуществляется МБУ «Локомотив» в рамках заключенного с администрацией городского округа «Вуктыл» муниципального контракта № 32/5 от 13 февраля 2023 года «Оказание услуг по транспортировке, отлову и содержанию безнадзорных животных на территории городского округа «Вуктыл» со сроком оказания услуг по 31 декабря 2025 года.

Как следует из пункта 1.2 контракта Заказчик в лице администрации городского округа «Вуктыл» поручает, а Исполнитель в лице МБУ «Локомотив» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл».

В соответствии с пунктом 1.3 контракта плановый отлов и транспортировка животных без владельцев осуществляется в соответствии с графиком отлова животных. При проведении отлова животных без владельцев в рамках планового мероприятия информация о его проведении размещается Исполнителем в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в средствах массовой информации с указанием мест и дат отлова животных без владельцев в срок не менее чем за два рабочих дня до дня проведения планового мероприятия.

Вынужденный отлов животных без владельцев осуществляется на основании информации, поступившей через Заказчика по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) с указанием описания животного, места нахождения животных (видеосъемка, фотоматериалы), их количества, поведения, а также указанием данных заявителя, о покусах граждан или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев и (или) по заявке Заказчика.

Вынужденный отлов животных без владельцев осуществляется на основании информации, поступившей Исполнителю по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) с указанием описания животного, места нахождения животных (видеосъемка, фотоматериалы), их количества, поведения, а также указанием данных заявителя, о покусах граждан или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев.

Исполнитель обязуется принимать заявки от Заказчика, граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) и осуществлять экстренные выезды через 1 час для отлова животных без владельцев в пределах территории городского округа «Вуктыл».

Учреждением осуществляется осмотр территории муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми с целью выявления и отлова безнадзорных животных, а также Исполнитель своевременно реагирует на каждую заявку, полученную от Заказчика.

Как указала администрация муниципального округа, после опубликования информации в социальной сети о том, что 12 июня 2024 года в районе жилого дома 24 по улице Комсомольской покусана женщина стаей безнадзорных животных, администрацией в адрес МБУ «Локомотив» 13 июня 2024 года № 5886 направлена заявка на отлов безнадзорных агрессивных животных по улице Комсомольская дом 24 (в районе бывшего детского сада «Солнышко») посредством осуществления экстренного выезда не позднее чем через час с момента получения настоящей заявки.

Письмом МБУ «Локомотив» от 13 июня 2024 года № 584 администрация муниципального округа «Вуктыл» проинформирована о том, что 13 июня 2024 года в районе дома 10 по улице Комсомольской отловлена и изолирована 1 агрессивная собака.

Согласно информации, представленной администрации МБУ «Локомотив», по состоянию на 20 марта 2024 года отловлено 13 безнадзорных особей.

Отловленные животные выпускаются в среду обитания, это обусловлено отсутствием у МБУ «Локомотив» помещения, соответствующего необходимым требованиям для содержания собак.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу Ручко Л.Ф. с ответчика в лице администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к нематериальным благам, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, либо нарушающими имущественные права граждан).

В абзаце первом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека.

Согласно абзацу первому пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

Из приведенных норм материального права и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

Как неоднократно указывал в Определениях Верховный Суд Российской Федерации, право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Разрешая возникший спор в части компенсации морального вреда, тщательно исследовав все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлен факт причинения Ручко Л.Ф. физических и нравственных страданий, поскольку от произошедшего нападения безнадзорных собак и укусов безнадзорных собак она испытала боль, которая определенное время беспокоила ее в дальнейшем, не позволяя вести привычный образ жизни.

Кроме того, Ручко Л.Ф. безусловно испытала чувство испуга в связи с произошедшим нападением животных, до настоящего времени она испытывает тревогу при виде собак на улице. Также, после инцидента Ручко Л.Ф. проходила курс лечения, что безусловно доставляло болезненные ощущения, также ухудшилось ее состояние здоровья.

Совокупность вышеуказанных обстоятельств учитывается судом при определении размера подлежащего компенсации морального вреда.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения за перенесенные страдания.

С учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред здоровью Ручко Л.Ф., ее возраста, длительности претерпевания ею болевых ощущений в результате полученной травмы, вакцинации и нравственных страданий, а также наличия нервного потрясения, суд частично соглашается с размером компенсации морального вреда, заявленного прокурором в размере 200000 рублей 00 копеек, и полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Ручко Л.Ф. в размере 120000 рублей 00 копеек.

Оценивая доводы, указанные ответчиком в отзыве, суд принимает во внимание, что представленные в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о том, что животные, укусившие Ручко Л.Ф., не являются безнадзорными.

По общим правилу, установленному пунктом 1 и пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

Предусмотренная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен предоставить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Как установлено в судебном заседании полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми возложены на орган местного самоуправления муниципального округа.

Ответчиком обязанность к принятию мер по отлову безнадзорных собак на территории муниципального образования, в достаточной мере не исполнялась, что по мнению суда свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации и нападением на Ручко Л.Ф. безнадзорных собак.

Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми в причинении вреда Ручко Л.Ф. в результате укусов безнадзорных собак, ответчиком в лице органа местного самоуправления не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах Ручко Л. Ф. к администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми (ИНН 1107004112) в пользу Ручко Л. Ф. (паспорт гражданина Российской Федерации ) компенсацию морального вреда в размере 120000 (сто двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 7 августа 2024 года, путем подачи апелляционной жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева

2-341/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ручко Людмила Федоровна
Прокурор города Вуктыла Республики Коми Вокуев Е.А.
Ответчики
администрация муниципального округа «Вуктыл» Республики Коми
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Судья
Сергеева Евгения Евгеньевна
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
28.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2024Судебное заседание
07.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее