Дело № 2а-1224/2022 КОПИЯ
УИД 33RS0005-01-2022-001501-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2022 года г. Александров
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кузнецовой А.В.,
при помощнике судьи Морозовой А.С.,
с участием административного истца Золова И.Н.,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Золова И.Н. к УВМ УМВД России по Владимирской области, УМВД России по Владимирской области о признании незаконным отказа в выдачи заключения об установлении истинного гражданства, и обязании устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Золов И.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений, в порядке ст.46 КАС РФ) к УВМ УМВД России по Владимирской области и УМВД России по Владимирской области о признании незаконным ответа от 12 января 2022 года № содержащим отказ в выдачи заключения об установлении истинного гражданства, как влекущего нарушение неотъемлемых прав человека и гражданина, возложении обязанности на административного ответчика установить истинное гражданство и выдать заключение. Указывает, что отказом в установлении истинного гражданства ему причинен моральный вред, который оценивает в 10 000 рублей.
В обоснование требований указал, что он по рождению является гражданином СССР, также как и его родители. Из гражданства СССР не выходил, процедуру приема в гражданство Российской Федерации не проходил. В настоящее время пользуется удостоверением личности «Паспорт гражданина РФ». Обращает внимание, что во всех документах военный билет, свидетельство о рождении, паспорт, отсутствует вкладыш согласно Федеральному закону от 31.05.2002 №62-ФЗ. Из ответа УВМ УМВД России по Владимирской области следует, что с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации не обращался, среди лиц, приобретших гражданстве Российской Федерации не значится, с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации не обращался, сведений о выходе, утрате, лишении гражданстве СССР отсутствуют. В соответствии с предусмотренной процедурой по сбору и предоставлению необходимой документации для получения законного статуса гражданства гражданина РФ, административный истец не проходил и гражданства не получал.
Судом протокольным определением 15.06.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УМВД России по Владимирской области (л.д.21-22).
В судебном заседании административный истец Золов И.Н. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований. Пояснил что не обращался с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации, как того требует ст. 14 Федерального закона от 31.05.2022 №62-ФЗ. Не отрицал, что имел паспорт гражданина СССР, который заменил его в 45 лет на паспорт гражданина РФ, при этом указал, что его право на самоопределение в выборе гражданства нарушено. Обратил внимание, что законы Российской Федерации позволяют быть носителем паспорта Российской Федерации, не обязывая такое лицо быть гражданином Российской Федерации и не признавая таких лиц гражданами Российской Федерации, поэтому полагает, что все лица, имеющие паспорт Российской Федерации должны доказать гражданство Российской Федерации.
Представитель административного ответчика УМВД России по Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, действующая по доверенности Макарова О.В. в судебное заседание не явилась. В письменном отзыве требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на своевременное рассмотрение обращения административного истца по поводу установления истинного гражданства, в соответствии с порядком рассмотрения обращений, предусмотренным Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 №.Обратила внимание, что информации о нежелании Золова И.Н. состоять в гражданстве РФ не имеется. Золов И.Н. является гражданином РФ на основании ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № «о гражданстве РФ».
Представитель административного ответчика УВМ УМВД России по Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Каких-либо ходатайств не представлено.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, учитывая, что участие административных ответчиков в судебном заседании не признано судом обязательным, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Указанный срок обращения в суд с данным административным иском административным истцом соблюден.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В силу п.«а» ст.5 и ч.7 ст.4 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №62-ФЗ) гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно п.«а» ч.1 ст.32 Федерального закона №62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Статьей 10 Федерального закона №62-ФЗ установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
На основании ч.1 ст.12 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон №1948-1) гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона №1948-I гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (06.02.1992), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, исходя из названных выше норм, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на 06.02.1992, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона Российской Федерации №1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Указом Президента от 13.03.1997 №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», введен в действие паспорт Российской Федерации.
Согласно п.3 Указа Президента паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина СССР, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно положения об Управлении по вопросам миграции УМВД России по Владимирской области, утвержденного Приказом УМВД России по Владимирской области от 27.05.2016 №296 УВМ УМВД России по Владимирской области (с учетом изменений), является структурным подразделением УМВД России по Владимирской области, обеспечивающим и осуществляющим в пределах компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
К основным функциям и полномочиям УВМ УМВД России по Владимирской области относится, в том числе подготовка в соответствии с законодательством РФ и представление начальнику УМВД России по Владимирской области решений по заявлениям об изменении гражданства РФ, принятие от лиц, проживающих на территории РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ.
В соответствии с положением об УМВД России по Владимирской области, утвержденным приказом МВД России от 31.08.2017 №692, к полномочиям УМВД России по Владимирской области относится, в том числе, прием, рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, исполнение решений по заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации, отмену в пределах своей компетенции решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что Золов И.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
03.02.2004 обратился в отделение УФМС с заявлением о замене паспорта № (паспорт гражданина СССР), указывая место проживания <адрес>
02.03.2004 Золову И.Н. был выдан паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации серии № Струнинским ГОМ УВД округа Александрова Владимирской области (л.д.45).
10.12.2021 Золов И.Н. обратился в УМВД России по Владимирской области с заявлением об установлении истинного гражданства, которое поступило в адрес административного ответчика 15.12.2021 (л.д.65).
12.01.2022 в адрес Золова И.Н. Управление по вопросу миграции УМВД России по Владимирской области направило ответ №, из которого следует, что обращение рассмотрено в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 №. По сведениям, имеющимся в УВМ УМВД России по Владимирской области Золов И.Н. является гражданином РФ, с заявлением о выходе из гражданства РФ в установленные законом порядке в УМВД России по Владимирской области не обращался. Для получения заключения от Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ рекомендовано обратиться в указанные ведомства (л.д.69).
В этот же день 12.01.2022 вынесено заключение, утвержденное заместителем начальника УВМ УМВД России по Владимирской области, согласно которого проверка по обращению Золова И.Н. закончена, обращение считается – разъясненным. Из заключения следует, что Золов И.Н. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации серии №. Значится зарегистрированным по месту жительства: <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Является гражданином РФ, с заявлением о выходе из гражданства РФ в установленном законом порядке в УМВД России по Владимирской области не обращался. Требования Приказа МВД России №367, МИД России №10160, ФСБ России №255 от 13.06.2018 «О совершенствовании взаимодействия при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации» не распространяется на граждан РФ (л.д.55-56).
Таким образом, поскольку Золов И.Н. на день вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 №1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (06.02.1992), был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, он приобрел гражданство Российской Федерации в силу ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 №1948-I «О гражданстве Российской Федерации». Предусмотренной законом возможностью подачи заявления о своем нежелании не состоять в гражданстве Российской Федерации своевременно, в том числе при получении паспорта в 2004 году в отделение миграционной службы не заявлял, доказательств обратного суду не представлено.
В целях установления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» введена в действие Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденная Приказом МВД России от 12.09.2013 №707.
Согласно п. 8 Инструкции, сотрудник органа внутренних дел обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (п. 8.1), принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 8.2), направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 8.3).
В силу п.91 Инструкции, обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину
Согласно п.99 Инструкции при рассмотрении обращения по существу непосредственный исполнитель: внимательно и всесторонне изучает содержание обращения, необходимые сведения, документы и материалы; определяет суть заявления, предложения или жалобы; устанавливает достаточность изложенных в обращении сведений, а также имеющихся документов и материалов для выработки и принятия решения; уточняет при необходимости у гражданина дополнительные сведения или просит представить отсутствующие документы, а в случае отказа гражданина предоставить требуемую информацию или документы ему направляется ответ по результатам рассмотрения имеющихся материалов; изучает и анализирует полученные сведения, документы и материалы; устанавливает факты и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по обращению; оценивает достоверность сведений, являющихся основанием для принятия решения по обращению; устанавливает обоснованность доводов гражданина; осуществляет подготовку заключения о результатах проверки по жалобе и представляет его на утверждение должностному лицу, уполномоченному на подписание ответа; осуществляет подготовку и представление на подпись уполномоченному должностному лицу проекта ответа гражданину, а также при необходимости проектов ответов в государственный орган или должностному лицу, направившему обращение.
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке (п.139 Инструкции).
В соответствии с положениями п.145 Инструкции ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения.
Положения названных правовых актов административными ответчиками при рассмотрении обращения административного истца от 10.12.2021, по результатам которого составлен обжалуемый ответ, выполнены.
При этом, суд обращает внимание, что ранее Золов И.Н. неоднократно обращался с аналогичными заявлениями (л.д.47-48, 55-56,79-80).
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обращение Золова И.Н. рассмотрено в установленном законом порядке и сроки, уполномоченным лицом, о чем дан письменный ответ, который мотивирован, аргументирован, содержит всю необходимую информацию. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и свобод административного истца, создания препятствий к осуществлению им своих прав и свобод, судом не установлено.
Должностные лица УМВД России по Владимирской области, наделенные полномочиями по разрешению вопросов, относящихся к их компетенции, самостоятельно определяют порядок разрешения обращений граждан, суд не вправе обязать их принять решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Золова И.Н. удовлетворению не подлежат, доводы о незаконности действий административных ответчиков, нарушающих его права, являются необоснованными.
Поскольку судом не признан незаконным отказ в выдачи заключения об установлении истинного гражданства, отсутствуют основания для обязания административных ответчиков компенсировать моральный вред, в этой части административный иск также подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /./ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
.