Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Куликовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чулковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, в обоснование которого указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства при распоряжении муниципальным имуществом на территории <адрес> сельсовета <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории Ключевского сельсовета <адрес> имеется дорога, включенная в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельских поселений <адрес>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., проходящая по <адрес>, протяженностью 300 м. право муниципальной собственности на которую, административным ответчиком не зарегистрировано, что препятствует управлению и распоряжению указанным имуществом, последующему финансированию и содержанию его в надлежащем состоянии, эффективному использованию для обеспечения безопасности на дорогах общего пользования, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой в адрес главы Администрации <адрес> сельсовета <адрес> было внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную в границах Ключевского сельсовета <адрес> и проходящую по <адрес>, протяженностью 300 метров; обязать административного ответчика провести необходимые мероприятия по регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную в границах <адрес> сельсовета <адрес> и проходящую по <адрес>, протяженностью 300 метров, в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Челноков С.С., поддержал заявленные административные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации <адрес> сельсовета <адрес> и представитель заинтересованного лица <адрес> не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; в поступившем в суд отзыве представитель <адрес> просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывая, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не признана судом обязательной, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителя административного ответчика Администрации <адрес> сельсовета <адрес> и представителя заинтересованного лица <адрес>, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав заместителя прокурора Челнокова С.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципальных районов относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14, части 3, 4 статьи 14 Закона).
Данные полномочия муниципальные районы исполняют с 01 января 2015 года, что следует из ст. 5 Федерального закона от 23.06.2014г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом Законом Курской области от 23.08.2016г. № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Курской области закреплены вопросы местного значения, среди которых полномочия в области дорожной деятельности не предусмотрены.
Вместе с тем, п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок установлен Законом Курской области от 28.04.2015г. № 38-ЗКО «О порядке согласования между органами местного самоуправления перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности и подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Курской области, перечне документов, необходимых для принятия правового акта Курской области о разграничении муниципального имущества, и моменте возникновения права собственности на муниципальное имущество, передаваемое муниципальным образованиям» в соответствии со статьей 2 которого предложения о передаче муниципального имущества направляются органом местного самоуправления, владеющим имуществом, подлежащим передаче органу местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается в процессе его разграничения в соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Указанные предложения с приложением перечня муниципального имущества, подлежащего передаче, оформленного по форме согласно приложению к настоящему Закону, направляются органом местного самоуправления, владеющим имуществом, подлежащим передаче для согласования в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника имущества принимающей стороны.
При этом, как следует из установленного ст. 4 указанного Закона Курской области перечня документов, необходимых для принятия правового акта Курской области о разграничении муниципального имущества, для принятия правового акта Курской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение государственной собственностью Курской области, среди прочих документов, выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), то есть документы, о принадлежности предполагаемого к передаче имущества на праве собственности.
Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами, на органы местного самоуправления в лице сельских поселений, в связи с перераспределением с 01 января 2015 года между ними и муниципальными районами отнесенных к ведению каждого из них вопросов местного значения, возложена обязанность по принятию мер к передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность муниципального района, а если право собственности не оформлено, то к его оформлению и последующей передаче.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч. 3).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 4).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ч. 6).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «<адрес> сельсовет» <адрес> согласно ст. 1 Устава, имеет статус сельского поселения и включает в себя сельские населенные пункты – <адрес>.
Как следует из реестра автомобильных дорог, утвержденного решением Представительного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № автомобильная дорога, расположенная по <адрес> в <адрес>, отнесена к дорогам общего пользования местного значения сельских поселений <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на указанное имущество (автомобильную дорогу) ни за кем не зарегистрировано.
В муниципальную собственность <адрес> сельсовета указанные автомобильные дороги не оформлены, в ведение <адрес>, на которую возложено обеспечение дорожной деятельности, не переданы.
Таким образом, отсутствие зарегистрированного за МО «<адрес> сельсовет» права муниципальной собственности на расположенную в его границах автомобильную дорогу, отнесенную к дорогам общего пользовании местного значения сельских поселений <адрес>, свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии и нарушении им действующего законодательства, влечет невозможность фактического выполнения органом местного самоуправления, возложенных на него обязанностей по организации дорожной деятельности на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, и обеспечению безопасности дорожного движения, потому принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, представление, внесенное прокурором <адрес>, оставлено без исполнения, суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения и обязать ее принять меры к устранению выявленных нарушений.
С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения решения разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную в границах <адрес> сельсовета <адрес> и проходящую по <адрес>, протяженностью 300 метров.
Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> провести необходимые мероприятия по регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную в границах <адрес> сельсовета <адрес> и проходящую по <адрес>, протяженностью 300 метров, в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрации <адрес> сельсовета <адрес> сообщить об исполнении решения суда в <адрес> районный суд и прокурору <адрес> в течение двух лет одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Т.С. Куликова