РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 апреля 2024 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Давоян Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-82/2024 по иску Коробова Романа Викторовича к Министерству здравоохранения Самарской области об обеспечении лечебным питанием, лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения,
УСТАНОВИЛ:
Коробов Р.В. обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить бесплатно Коробова Р.В. назначенными протоколом врачебной комиссии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России, подтвержденного протоколом заседания врачебной комиссии ГБУ Санкт-Петербургский НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе от ДД.ММ.ГГГГ, по жизненным показаниям на период нуждаемости парентеральным питанием, лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных исковых требований в иске указано, что истец является инвалидом второй группы с диагнозом: «Синдром короткой кишки». Согласно протоколу консилиума врачей ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России, подтвержденному протоколом заседания врачебной комиссии ГБУ Санкт-Петербургский НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе от ДД.ММ.ГГГГ, истец по жизненным показаниям нуждается в парентеральном питании, лекарственных препаратах, средствах медицинского назначения. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство здравоохранения Самарской области с письменным обращением об обеспечении его парентеральном питанием, лекарственными препаратами, средствами медицинского назначения, однако Министерством здравоохранения Самарской области ему было отказано. Полагая, что его право на обеспечение парентеральным питанием, лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения нарушено, Коробов Р.В. обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
Истец Коробов Р.В. и его представитель Солдатов Д.В. в судебном заседании исковые требования полностью поддержали, просили суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области – Шевырева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на доводы письменного отзыва.
Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Новокуйбышевская центральная городская больница» - Рагузин Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил разрешить заявленные исковые требования на усмотрение суда, сославшись на представленные суду письменные пояснения, признав нуждаемость Коробова Р.В. в парентеральном питании, лекарственных препаратах и средствах медицинского назначения, указанных в заключениях врачебных комиссий ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России и Государственного бюджетного учреждения Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе.
Представитель третьего лица Министерства управления финансами Самарской области – Гребенникова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на письменные пояснения по делу.
Представитель третьего лица АО «НК НПЗ» в настоящее судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В предыдущем судебном заседании представитель АО «НК НПЗ» – Лошманова Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, сославшись на письменные пояснения.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц – Министерства здравоохранения Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Самарской области Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в судебное заседание не явились, однако надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Коробов Роман Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы, страдает заболеванием: «Дистальный синдром короткой кишки».
Согласно выписке из протокола врачебной комиссии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России, основной диагноз Коробова Р.В.: <данные изъяты>. Состояние после субтотальной резекции по поводу болезни Гиршпрунга, резекции тонкой кишки, еюностомии от 2019 года по поводу спаечной кишечной непроходимости». Пациент имеет незлокачественное заболевание без неврологических проблем, требующее постоянной нутриционной терапии, направленной на поддержание жизни. Пациенту требуется длительное бессрочное пожизненное проведение парентерального питания, так как относится к группе высокого риска развития жизнеугрожающей недостаточности питания. В связи с невозможностью адекватного перорального питания (дистальный синдром короткой кишки) пациенту по жизненным показаниям необходимо постоянное (пожизненное) поддерживающее парентеральное питание в домашних условиях. У больного установлен центральный венозный порт. Пациент обучен правилам ухода за портом и методике проведения парентерального питания в домашних условиях, проведению инфузии, правилам асептики и антисептики.
Решением указанной врачебной комиссии Коробову Р.В. по жизненным показаниям рекомендованы для применения необходимый перечень ежемесячной потребности в средствах для реализации парентерального питания, лекарственных препаратах и сопутствующих расходных материалах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Протоколом заседания врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе по проверке назначения лекарственных препараторов, изделий медицинского назначения и правильности их выписывания от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена необходимость Коробову Р.В. по жизненным показаниям поддерживающей инфузионной терапии и парентерального питания через установленный ему центральный венозный порт и необходимый перечень ежемесячной потребности Коробова Р.В. в средствах для реализации парентерального питания, а также лекарственных препаратах и сопутствующих расходных материалах, указанных в решении врачебной комиссии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России.
Коробов Р.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство здравоохранения Самарской области для обеспечения его бесплатно назначенными врачебной комиссией ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России парентеральным питанием, лекарственными препаратами, средствами медицинского назначения по жизненным показаниям, однако до настоящего времени истец ничем не обеспечен.
О нуждаемости Коробова Р.В. в парентеральном питании также свидетельствует консультация главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Самарской области по диетологии Сазоновой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которой Коробову Р.В. рекомендовано смешанное питание: <данные изъяты>
По результатам проведенных обследований и консультаций Коробов Р.В. также обратился с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Новокуйбышевская центральная городская больница» о проведении заседания врачебной комиссии с целью решения вопроса о применении лечебного парентерального питания по жизненным показаниям, составления протоколов врачебной комиссии на выделение лечебного питания, изделий медицинского назначения и средств по уходу за порт-системой.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста участковый терапевт Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Новокуйбышевская центральная городская больница» Троян О.Н., наблюдающая Коробова Р.В. по месту жительства, пояснила о невозможности создания врачебной комиссии для решения указанных в обращении Коробова Р.В. вопросов ввиду отсутствия узких специалистов, а также о нуждаемости Коробова Р.В. по жизненным показаниям в парентеральном питании, необеспечение которым влечет ухудшение состояния его здоровья и угрозу его жизни.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей).
Согласно статье 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечиваются потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными.
В соответствии со статьями 10, 25 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими гражданами; они признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности, в связи с чем принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения.
В силу Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности» (Правило 2 п. 6).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. При этом приоритетной является защита права граждан на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Статьей ст. 29 данного Федерального закона РФ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
В силу положений ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного Федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания регулируется частью 5 статьи 37, статьей 48, частями 2, 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", от 20.12.2012 № 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2020 года № 929н/1345н, утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Таким образом, отдельным категориям граждан, в случае нуждаемости законом предоставлено право на бесплатное получение медицинских изделий; получение медицинских изделий осуществляется на основании выписанных рецептов. При этом назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускается по решению врачебной комиссии.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение), Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.
Основными задачами Министерства здравоохранения Самарской области в силу указанного Положения являются, в том числе, обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; сохранение и улучшение здоровья населения Самарской области.
Министерство здравоохранения Самарской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», для обеспечения обязательств государства в части бесплатного лекарственного обеспечения органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать дополнительные источники финансирования.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Самарской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложены на Министерство здравоохранения Самарской области.
Парентеральное питание, лекарственные препараты и сопутствующие расходные материалы Коробову Р.В. были назначены по жизненным показаниям решением врачебной комиссии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России, их назначение подтверждено решением врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе. Истец обучен правилам ухода за портом и методике проведения парентерального питания в домашних условиях, проведению инфузии, правилам асептики и антисептики.
Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.
С учетом того, что парентеральное питание, лекарственные препараты и сопутствующие расходные материалы, указанные в решениях врачебных комиссий, показаны к применению Коробовым Р.В. по жизненным показаниям, необеспечение Министерством здравоохранения Самарской области ими Коробова Р.В. нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированные государством.
Таким образом, обеспечение Коробова Р.В. парентеральным питанием, лекарственными препаратами и сопутствующими расходными материалами по медицинским (жизненными) показаниям в объеме и дозировке, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, на основании приведенных выше нормативных актов должно осуществляться Министерством здравоохранения Самарской области, однако несмотря на обращение Коробова Р.В. Министерство здравоохранения Самарской области его ими не обеспечило до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить Коробова Р.В. парентеральным питанием, лекарственными препаратами и сопутствующими расходными материалами по медицинским (жизненными) показаниям в объеме и дозировке, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, до его отмены.
В порядке ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание совокупность представленных сведений о состоянии здоровья Коробова Р.В., показания к применению парентерального питания и лекарственных препаратов как жизненно важной меры, позволяющей повысить выживаемость, учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к невосполнимым потерям здоровья истца, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению. При этом жизнь и здоровье истицы не могут быть поставлены в зависимость от необходимости решения процедурных вопросов, связанных с обеспечением лекарственными препаратами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Коробова Романа Викторовича удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Самарской области (ОГРН 1066315057907, ИНН 6315800971) обеспечить Коробова Романа Викторовича (<данные изъяты>) парентеральным питанием, лекарственными препаратами и сопутствующими расходными материалами по медицинским (жизненными) показаниям в объеме и дозировке, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, до его отмены.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 09 апреля 2024 года.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова