Решение по делу № 33-2046/2017 от 20.10.2017

Судья Гладышева А.А. дело № 33-2046/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола      16 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Скворцовой О.В. и Ваулина А.А.,

при секретаре Артизанове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики
Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 11 августа 2017 года, которым постановлено:

обязать администрацию муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл предоставить Мухач Е. В., Мухачу М. Е., Ильиной А. М. вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное помещение применительно к условиям населенного пункта п. <...>, и находящееся в черте <...>, включив в договор социального найма в качестве членов семьи Мухач Е. В., Мухача М. Е., Ильину А. М..

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мухач Е.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего Мухач М.Е., Ильина А.М. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл, в котором просили обязать ответчика предоставить истцам вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное помещение применительно к условиям населенного пункта <...>, и находящееся в черте <...>, включив в договор социального найма в качестве членов семьи Мухач Е.В., Мухач М.Е., Ильину А.М.

В обоснование заявленных требований указано, что истец Мухач Е.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Наймодателем жилого помещения является администрация Знаменского сельского поселения. Согласно постановлению администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» от 27 марта 2017 года № <...> семья истца Мухач Е.В., в том числе несовершеннолетний сын - Мухач М.Е., дочь – Ильина А.М. признана нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно заключению межведомственной комиссии по результатам обследования помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени квартира вопреки требованиям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истцам не предоставлена.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Знаменское сельское поселение» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на нарушение судом норм материального права. Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что истец обеспечена жилым помещением, расположенным по адресу: <...>. Кроме того указывает, что у ответчика отсутствуют свободные жилые помещения и денежные средства на приобретение жилья.

В возражении на апелляционную жалобу Мухач Е.В. приводит доводы в пользу решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав объяснения Мухач Е.В., Ильиной А.М. и их представителя
Девятилова В.Ф., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40
(часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года № 13-З
«О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике
Марий Эл» в статье 2 установлен порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мухач Е.В. является нанимателем жилого помещения общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>. В указанной квартире зарегистрированы и проживают истец Мухач Е.В. и члены ее семьи дочь - Ильина А.М., сын - Мухач М.Е.

Заключением Межведомственной комиссии от 26 февраля 2014 года жилой дом по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» от 27 марта 2017 года № <...> истец с членами семьи признана нуждающейся в жилых помещениях на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» от 25 мая 2017 года № <...> истцы признаны малоимущими.

С учетом вышеприведенных условий, необходимых в силу закона для обеспечения гражданина, жилое помещение которого признано непригодным для проживания, жилым помещением муниципального жилищного фонда на условиях социального найма во внеочередном порядке, обстоятельств данного дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию муниципального образования «Знаменское сельское поселение» обязанности предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, во внеочередном порядке. При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что истцы признаны в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, а занимаемое ими жилое помещение признано непригодным для проживания, и подлежит сносу.

С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы об обеспеченности истцов жилым помещением, расположенным по адресу: <...> судебной коллегией отклоняются, поскольку указанное жилое помещение учитывалось самим ответчиком при признании семьи Мухач Е.В. малоимущей и нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли бы на законность и обоснованность решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.

С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
11 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Председательствующий      А.Е.Соснин

Судьи      О.В.Скворцова

     А.А.Ваулин

33-2046/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мухач ЕВ
Ответчики
Администрация МО Знаменское с\п Медведевского района
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Ваулин Александр Анатольевич
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
23.10.2017Передача дела судье
16.11.2017Судебное заседание
17.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2017Передано в экспедицию
16.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее