Дело №2-7397/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2022 года г.Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Савиной Е.В.
При помощнике судьи Зарубиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петуховой ФИО9 к Администрации городского округа Щелково Московской области об оспаривании решения и обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Петухова Т.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит
- признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №;
- обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Петуховой ФИО10 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований Петухова Т.Б. указала, что посредством портала государственных услуг Московской области обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». В частности, Петухова Т.Б. просила Администрацию предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером №, необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> (кадастровый №), который принадлежит ей на праве собственности.
Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №№ в предоставлении государственной услуги отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда.
Указанное решение истец считает незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ;
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело принято к рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании представитель истца адвокат Сушков В.В. поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации Яценко Л.В. представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
Представители третьих лиц: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, возражения на иск не представили.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Такой случай предусмотрен статьей 39.20 ЗК РФ, согласно пункту 1 которой если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 6 статьи 39.20 ЗК РФ).
Частью 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с подп.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Судом установлено, что Петухова Т.Б. является собственником объекта незавершенного строительства площадью 88,1кв.м., степень готовности 17%, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1000кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Таким образом, при противоречии сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ сведениям ЕГРН приоритет имеют сведения ЕГРН.
В обоснование отказа Администрация ссылается на полученную им Информацию Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, подготовленную на основании ИСОГД МО, в которой содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами или лесопарками (сведения подлежат уточнению). Также в Информации указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий поселок Монино в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино.
Программа ИСОГД МО введена в действие на основании Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 231/9. Данная программа носит ведомственный характер, и сами по себе данные, содержащиеся в данной программе, в отсутствие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов не могут служить доказательством того, что земельный участок пересекает границы лесного фонда.
В ходе рассмотрения дела ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств, подтверждающих, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а также к землям Министерства обороны РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № предыдущему собственнику объекта незавершенного строительства – ООО «Монино Клаб».
Указанным решением арбитражного суда установлено, что земельный участок с кадастровым номером № был образован в 2013 году из земельного участка с кадастровым номером №, который был выведен из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации пос. Монино №145-П от 13.07.1992 и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов №11_23мс от 19.05.1992. в соответствии с Актом приема-передачи 80 га земель из фондов Министерства обороны СССР, принадлежащих академии им. Ю. А. Гагарина.
В указанном деле ответчиком являлась Администрации городского округа Щелково Московской области, третьими лицами являлись Министерство имущественных отношений МО, ТУ ФАУГИ в МО, Министерство обороны РФ, ГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ.
В соответствии с ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № не относится к землям обороны.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком и/или третьими лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.
В соответствии с пунктом 17.2.2. «Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» (утв.Распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 №15ВР-883) в случае если результатом предоставления Государственной услуги являются договор купли-продажи, договор аренды, дополнительное соглашение к договору аренды, заключаемые на срок более 1 (одного) года, Администрация направляет в МФЦ 3 (три) экземпляра договора купли-продажи, договора аренды, дополнительного соглашения к договору аренды. Работник МФЦ выдает 3 (три) экземпляра договора купли-продажи, договора аренды, дополнительного соглашения к договору аренды и уведомляет Заявителя о возможности подачи документов на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
В связи с изложенным нарушенные права истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации направить истцу три экземпляра договора аренды земельного участка.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №№ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 1000░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░13 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1000░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░