УИД: 66RS0007-01-2022-007334-34
дело № 2-469/2023 (33-5692/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 04.04.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Редозубовой Т.Л., Сорокиной С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубаревой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базиной Василисы Васильевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 о признании незаконным решения и возложении обязанности назначить выплату ежемесячной денежной выплаты
по апелляционной жалобе истца на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 11.01.2023.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения представителя ответчика Гариповой А.Н. (по доверенности), возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Базина В.В. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (далее по тексту – Управление, УСП) о признании незаконным решения Управления от 08.08.2022 об отказе в назначении ежемесячных выплат на детей (далее по тексту – ЕВД) от 3 до 7 лет Базину Е.И. и Базина В.И., возложить на Управление обязанность назначить эти выплаты с даты подачи заявления с 04.07.2022. В обоснование иска указала, что 04.07.2022 подала заявление о ЕВД на детей, в назначении такой выплаты ей Управление отказало со ссылкой на то, что в феврале 2021 г. она получила доход от вклада в виде процентов в сумме порядка 37000 руб., что превышает размер прожиточного минимума, а потому право на выплату ЕВД не имеет. Истец полагала отказ незаконным, обращая внимание на то, что выплата по вкладу получена ею до расчетного периода для определения права на ЕВД, она не может учитываться безотносительно того, за какой период начислены проценты, при том, что ее (истца) семья является малоимущей, а потому имеет право на получение ЕВД на двух детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Ответчик иск не признал, указывая, что факт получения истцом в феврале 2021 г. процентов по вкладу в сумме, превышающей прожиточный минимум, исключает право на назначение ЕВД, независимо от даты выплаты таких процентов (в т.ч. и того факта, что они выплачены до наступления расчетного периода за который исчисляется доход семьи истца для определения права на ЕВД). Иных оснований для отказа в назначении выплат Управлением не указано.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 11.01.2023 в удовлетворении иска отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Истец указывает на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, основанных исключительно на позиции ответчика, обстоятельствам дела, настаивая на том, что и при факте получения в феврале 2021 г. процентов по вкладу у нее есть право на получение ЕВД.
В письменных объяснениях, представить которые предложено судебной коллегией, ответчик указывает на то, что истцу до 04.07.2022 выплачивалось ЕВД на двух детей в размере 100% прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации на каждого ребенка. С 01.01.2023 выплату ежемесячного пособия на детей в возрасте до 17 лет по Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в редакции от 21.11.2022) производит Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, истцу выплата такого пособия на детей назначена этим органом с 01.01.2023.
Истец в заседание судебной коллегии не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, конверт, направленный почтой по указанному истцом адресу, возвращен суду за истечением срока хранения, вследствие чего извещение истца признается надлежащим (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Доказательств уважительной причины неявки истца в процесс суду не представлено. С учетом положений ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Базина В.В. является матерью двух несовершеннолетних детей – Базиной Е.Ю., 27.11.2015 г. рождения, и Базина В.И., 29.04.2018 г. рождения. Брак с отцом детей расторгнут в 2020 г., дети проживают с матерью. Истец не работает, осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином.
Из представленного ответчиком на стадии апелляционного рассмотрения дела протокола УСП от 23.08.2021 следует, что истцу по заявлению от 05.07.2021 на обоих детей назначена ЕДВ с 01.08.2021 по 04.07.2022 в размере 11850 руб.
04.07.2022 истец обратилась в Управление с заявлением о назначении на детей ЕДВ.
По расчету Управления среднедушевой доход в месяц в семье истца на одного члена семьи за расчетный период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. составляет 1595 руб. 69 коп. (л.д. 51), что существенно ниже величины прожиточного минимума (13501 руб.).
09.02.2021 истцу АО «Банк Русский Стандарт» выплачены проценты по вкладу за период с 15.07.2020 в сумме 36182 руб. 56 коп. (л.д. 18), 01.03.2021 вклад закрыт (л.д. 18-оборот), а также выплачены проценты по вкладу ООО «ХКФ Банк» в сумме 1395 руб. 38 коп. (л.д. 62).
Решением УСП от 08.08.2022 № 30002-Д/5 (л.д. 50) истцу отказано в назначении ЕДВ на детей в возрасте от трех до семи лет со ссылкой на превышение процентов по вкладам в кредитных организациях величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ЕДВ.
Из представленных ответчиком судебной коллегии сведений из Единой государственной информационной системы социального обеспечения о назначенной мере социальной защиты (поддержки) следует, что Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области истцу с 01.01.2023 назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции ссылался на нормы Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», п.п. 1, 12, 16, 19, 21, 23 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 (далее по тексту – Основные требования), подп. 9-1 п. 2 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2020 № 1004-ПП (далее по тексту – Порядок от 07.12.2020). Установив, что у истца был доход в виде процентов по вкладу в размере, превышающем прожиточный минимум, а названные акты не устанавливают требования о наличии такого дохода только в расчетном периоде, предусматривают наличие таких доходов в качестве основания для отказа в назначении ЕДВ, суд отказал истцу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия с таким решением согласиться не может, приходя к выводу, что суд неправильно применил нормы материального права, вследствие чего не восстановил нарушенное право истца, на содержании которой находятся двое несовершеннолетних детей, на получение ЕДВ при доходе в месяц на одного члена семьи истца в размере порядка 1,5 тысяч рублей.
В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (здесь и далее нормативные акты, действовавшие на момент возникновения спорных отношений – 04.07.2022, дату подачи истцом заявления о назначении ЕДВ) с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Подп. «а» п. 3 этого Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно п. 1 Основных требований настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (п. 4 этого документа).
В соответствии с п. 5 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (п. 7 Основных требований).
В силу подп. «е» п. 16 Основных требований основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Согласно подп. «к» п. 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в числе прочих, следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 22 Основных требований).
При этом ни указанный документ (в т.ч. п. 16), ни иные нормативные акты не предусматривают, когда должен быть получен такой доход в виде процентов, при наличии которого гражданину отказывается в назначении ЕДВ на детей, даже и при том, что определенный по правилам Основных требований размер среднедушевого дохода за расчетный период у семьи будет существенно ниже прожиточного минимума.
Данное ответчиком и судом буквальное толкование нормы подп. «е» п. 16 Основных требований (как не предусматривающее временного ограничения получения процентов по вкладу и безусловно исключающее право на назначение пособия) не согласуется на только с целями установления такой выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - повышение доходов семей, имеющих детей, но и с конституционными нормами о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации), в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 этой же статьи), гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации). Делая такой вывод, судебная коллегия принимает во внимание, что при таком толковании норм отказ в назначении ЕДВ социально незащищенной семье с детьми возможен и в ситуации, когда такой доход от вклада, полученный в размере, превышающем 13, 5 тысяч, был выплачен семье несколько лет назад, тогда как в расчетном периоде семья не имеет дохода в размере прожиточного минимума, что не может быть признано социально оправданным и соответствующим приведенным выше нормам Конституции Российской Федерации.
По существу в приведенной выше норме п. 16 Основных требований пробел относительно периода, за который выплаченные проценты, превышающие прожиточный минимум, должны учитываться как основание для отказа.
В отсутствие таких норм ответчик и суд не были лишены права учитывать в качестве разумного периода получения таких процентов тот период, который определен в Основных требованиях в качестве периода для расчета доходов, а также и следующий за ним период до даты подачи заявления о выплате. Такое толкование норм права отвечало бы приведенным выше положениям Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Судебная коллегия отмечает, что в действующем с 01.01.2023 правовом регулировании по выплате пособия на детей до 17 лет (в связи с введением которого прекращена выплата спорных ЕДВ на детей от 3 до 7 лет) вопрос относительно срока получения процентов по вкладу как основания для отказа в назначении пособия уже регламентирован (при том, что основания для отказа в выплате ЕДВ и выплачиваемого с 01.01.2023 пособия фактически тождественны).
В силу подп. «к» п. 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330, основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются: наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения, в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках (за исключением случая, когда вклад (счет), по которому такой доход был получен, закрыт не позднее чем за 6 месяцев до месяца обращения за назначением ежемесячного пособия).
Этот нормативный акт вступил в силу 01.01.2023, на момент разрешения спора судом первой инстанции уже действовал, а потому суд при толковании норм права (п. 16 Основных требований) должен был и мог учитывать и указанную норму.
Поскольку истцом проценты по вкладам порядка 37 тысяч рублей (что превышает прожиточный минимум) получены в феврале 2021 г., т.е. почти за 1,5 года до обращения за назначением ЕДВ (04.07.2022), при этом вклад закрыт 01.03.2021 (за 1 год 4 месяца до подачи заявления о назначении пособия), среднедушевой доход истца за расчетный период был в разы меньше прожиточного минимума, а полученный истцом вклад по нормам п. 21 Основных требований не подлежал учету при расчете среднедушевого дохода для назначения ЕДВ, в отсутствии нормы, определяющей срок получения таких процентов, учитываемых в качестве основания для отказа в назначении ЕДВ, выплаты таких процентов до начала расчетного периода, решение Управления об отказе в назначении истцу ЕДВ на двух детей по заявлению от 04.07.2022 не могло быть признано законным.
По изложенным мотивам, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330, п. 3 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании оспариваемого решения Управления от 08.08.2022 об отказе истцу в назначении ЕДВ на двух детей незаконным.
При этом на Управление надлежит возложить обязанность по назначению Базиной В.В. за период с 05.07.2022 по 31.12.2022 ежемесячной денежной выплаты на двух детей в возрасте от трех до семи лет по заявлению от 04.07.2022.
Приходя к выводу о таком периоде выплаты ЕДВ, судебная коллегия учитывает, что по предыдущему заявлению пособие назначено и выплачивалось управлением до 0-4.07.2022 включительно (что следует из протокола УСП, представленного судебной коллегии). Спорная выплата была предусмотрена указанным выше законодательством лишь до 31.12.2022, при этом ее назначало и выплачивало Управление с четом п. 9 Основных требований. С 01.01.2023 вместо данной выплаты предусмотрено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка до 17 лет (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 455-ФЗ, Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330, далее – Правила № 2330).
В силу п. 4 Правил № 2330 назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляются:
а) Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальными органами), в случае если полномочия субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус" по назначению и выплате ежемесячного пособия переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации и исполняются им за счет предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств бюджета субъекта Российской Федерации, или бюджета г. Байконура, или бюджета федеральной территории "Сириус" и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус", возникающих при осуществлении ежемесячного пособия;
б) уполномоченным на назначение и выплату ежемесячного пособия исполнительным органом субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус" (далее - уполномоченный орган), в случае если расходные обязательства субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус" на осуществление ежемесячного пособия обеспечиваются исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус". При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории "Сириус" могут устанавливаться иные и (или) дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия, а также особенности назначения и выплаты ежемесячного пособия.
Из представленных ответчиком на стадии апелляционного рассмотрения дела объяснений и сведений из Единой государственной информационной системы социального обеспечения о назначенной мере социальной защиты (поддержки) следует, что на территории Свердловской области органом, уполномоченным с 01.01.2023 на выплату пособия на детей, является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, которое истцу с 01.01.2023 назначило ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет.
Нормой подп. «а» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 12 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение назначенных до дня вступления в силу настоящего Указа выплат, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», сохраняется до окончания периодов, на которые были назначены эти выплаты, или до назначения предусмотренного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Указа.
Поскольку обязанность по назначению и выплате ЕДВ в период до 31.12.2022 лежала на Управление, эта обязанность им не была выполнена, а пенсионному органу не переданы полномочия и средства для выплаты задолженности по ЕДВ за период до 31.12.2022, соответственно, обязанность по выплате ЕДВ за период до 31.12.2022 должна быть возложена на ответчика. В период после 01.01.2023 ответчик не обязан производить выплату ЕДВ, вместо которой пенсионный орган производит выплату иного пособия на детей до 17 лет.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 11.01.2023 отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Базиной В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 от 08.08.2022 № 30002-Д/5 об отказе Базиной В.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет.
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (ОГРН 1026605777164) обязанность по назначению Базиной Василисе Васильевне (...) за период с 05.07.2022 по 31.12.2022 ежемесячной денежной выплаты на двух детей в возрасте от трех до семи лет по заявлению от 04.07.2022.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья С.В. Сорокина
Судья Т.Л. Редозубова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...